Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Периодом быстрого формирования и развития, присущих человеку психофизических процессов является дошкольный возраст. Вовремя начатое и правильно осуществляемое эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из условий полноценного развития ребенка.
Чувства и эмоции крайне важны, поскольку именно они за счет своего многообразия способствуют более глубокому пониманию происходящего. Таким образом, эмоции помогают ребенку правильно истолковывать действительность. В дошкольном детстве ребенок постепенно приобретает навык понимать чувства людей, обращая внимание на то, как они смотрят, какие жесты используют, с какой интонацией в голосе говорят и так далее. Развитая эмоциональная сфера помогает ребенку адекватно отреагировать на те или иные жизненные ситуации.
Эмоции ребенка раннего возраста протекают достаточно спонтанно, он не способен ими управлять и они очень слабо поддаются контролю. Ребенок склонен к перепадам настроения, его эмоции в короткий промежуток времени могут появляться и уже вскоре вновь пропадать. Если развивать сферу эмоций у ребенка, то его чувства будут более осмысленными и управляемыми.
Развитие эмоциональной сферы ребенка будет проходить наиболее полно и эффективно в процессе игровой деятельности, так как именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Цель: рассмотреть применение на занятиях с малышами эмоционально-игровых приемов.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игровой деятельности будет эффективным, если:
- разработано содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей раннего возраста посредством игровой деятельности;
- подобран комплекс сюжетно-ролевых игр для развития показателей эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
- обеспечено включение родителей в развивающую работу с детьми раннего возраста.
Задачи:
- изучить психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- рассмотреть игровую деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- провести экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения);
- эмпирические (тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальная база исследования: ДОУ №193 «Земляничка». В исследовании принимали участие 2 группы детей раннего возраста по 12 человек. Всего выборку составили 24 ребенка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы детей раннего возраста
Эмоции представляют собой особый класс психических явлений, который проявляется в форме пристрастного переживания субъектом жизненного смысла данных явлений, предметов, а также ситуаций для удовлетворения собственных потребностей. Выделяя в образе действительности значимые для жизни явления и побуждая направить на них всю активность, эмоции выполняют роль одних из главных механизмов психической регуляции поведения человека [20, с.35].
Обращаясь за определением эмоций к психологическим литературным источникам, получаем следующую трактовку - это психические процессы и состояния, которые в виде непосредственного переживания показывают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Иначе говоря, эмоции являются своего рода определителем значимых человеку вещей на фоне всех остальных, окружающих его.
Из полученного определения следует, что те эмоциональные и чувственные переживания которые испытывает человек, можно считать проекцией его волнений касающихся тех событий, что происходят у него в повседневной жизни.
Все то, что делает человек, будь то взрослый или ребенок, а также любое событие происходящее с ним, сопряжено с возникновением чувств и эмоций.
Разница между взрослыми людьми и детьми в данном случае лишь в том, что взрослые, под влиянием эмоций, способны рационально оценить ситуацию и принять решение относительно того, как действовать, они способны не поддаваться чувствам или, другими словами, контролировать свои эмоции, в то время как дети напротив находятся под контролем эмоций. Именно поэтому приобретение навыка управления своими эмоциями - это главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника.
Первым делом дети обретают способность распознавать свои собственные эмоции, а затем уже эмоции окружающих. Ребенок понимает эмоции окружающих неосознанно обращая внимание на мимику, жесты, позы, интонации в голосе людей.
Характерной чертой детей раннего возраста является его высокая подверженность собственным спонтанно возникающим желаниям и эмоциям. За счет того, что данные эмоции легко сменяют друг друга, взрослым не составляет труда заинтересовать детей используя даже простую «загадочную» интонацию. Однако, концентрации внимания ребенка не хватит надолго по тем же причинам. Эмоции детей хоть и отличаются своей спонтанностью и непродолжительностью, тем не менее, крайне сильны, о чем свидетельствует яркий характер проявления этих эмоций, например крик, агрессивные жесты, плач.
Бесспорно самые лучшие для понимания ребенком эмоции - базовые (гнев, радость, печаль). Детям свойственно переживать яркие эмоции при прослушивании сказок. Он волнуется и радуется за главных героев произведений, переживает и боится за них. Простые эмоциональные реакции также проявляются и в игре. На процесс развития эмоций, как у взрослых, так и у детей влияет большое количество факторов, к которым можно отнести всю деятельность человека, а также контакт со своим окружением [14, с.24].
Эмоциональное развитие ребенка понимается как влияние на его сферу эмоций для того, чтобы совершенствовать способность ребенка к познанию окружающего мира.
Эмоции могут делиться на простые и сложные. Первые являются отражением отношений человека с какими-либо объектами. Вторые, в которых это отображение носит опосредованный характер. Разграничивая эмоции по силе, устойчивости и характеру проявлений нужно выделить эмоции настроения и аффекта.
Содержательно выделяются моральные, эстетические и интеллектуальные чувства [7, с.61].
В современном обществе все чаще большее внимание обращается на личность, индивидуальность и эмоциональное благополучие человека, а также факторы, которые на них влияют. Этим обосновывается то, изучение эмоционально-личностной сферы становится первостепенным. Особое внимание при этом подходе уделяется дошкольному возрасту, поскольку именно в нем происходит формирование основ личности, а также механизмы реагирования на различные изменения среды.
В дошкольном детстве эмоции управляют всеми сторонами жизни ребенка. Но по мере взросления ребенка и с учетом его нормального развития, эмоции постепенно начинают исполнять роль регулятора поведения, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатами своей деятельности.
Проявление чувств и эмоций очень сильно зависит от отношений между ребенком и его родителями.
Эмоции, называемые фундаментальными, являются важными для жизни человека. Обособленно от других эмоций, фундаментальные существуют только в течение короткого промежутка времени, до того момента, когда начинают активизироваться другие эмоции.
К фундаментальным эмоциям следует относить:
1. Интерес-волнение - положительная эмоция, помогающая в обучение, развитии навыков и умений, а также вызывающая творческие стремления. Когда человек заинтересован, у него повышается внимание, любознательность и увлеченность интересующим объектом. Интерес, который вызывается другими людьми, делает легче социальную жизнь и помогает в развитии эмоциональных межличностных отношений.
2. Радость - самая желаемая эмоция. Эта эмоция является больше побочным продуктом событий и условий, а не результатом прямого стремления получить ее.
3. Удивление - возникает из-за резкого повышения нервной стимуляции, возникающего в следствии какого-нибудь неожиданного события. Удивление способствует тому, что все познавательные процессы направляются на объект, который вызвал удивление.
4. Горе-страдание - когда человек испытывает эту эмоцию он падает духом, к этому также присоединяется чувство одиночества и жалости к себе.
5. Гнев - эмоция, при которой кровь «кипит», лицо начинает краснеть, напрягаются мышцы и все это вызывает чувство силы, чувство храбрости или уверенности в себе и своих возможностях.
6. Отвращение - эмоция, часто возникающая вместе с гневом, но имеющая для себя другие мотивационные признаки и переживаемая субъективно по-другому.
7. Презрение - эмоция, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которой относится презрение.
8. Страх - эмоция, которая происходит из ощущения реальной или воображаемой опасности.
9. Стыд - эмоция, мотивирующая желание спрятаться, она также может способствовать появлению чувства бездарности. Несмотря на то, что сильное и частое ощущение стыда способно препятствовать развитию человека, данная эмоция зачастую способствует сохранению самоуважения.
10. Вина - эмоция, часто оказывающая связанной со стыдом, однако стыд может быть вызван любыми ошибками в то время, как вина возникает из-за нарушения морального или этического характера, в ситуации, когда субъект чувствует личную ответственность [11, с.64].
Во время переживания сильных эмоций и при нехватке времени детское недовольство может появляться по поводу событий, кажущихся чем- то не значительным для взрослых людей. Иногда случается, что взрослый абсолютно уверен в том, что эмоциональный выплеск ребенка скоро пройдет и не станет долгосрочной проблемой. Но, существуют дети, у которых эмоциональные порывы являются частыми. Таким детям следует помочь излить чувства, и необязательно тем способом, который выберут они. детям иногда доставляет проблемы сила собственных эмоциональных реакций, их чувствам требуется выход. Не следует подавлять эмоции полностью лучшим решением будет - помочь ребенку выразить эмоции безвредным для него и окружающ
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Москва: Академия, 2017. - 25 с.
2. Андреенко, Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / О.В. Алекинова. - Москва: Молодой ученый, 2018. - С. 27.
3. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. - Санкт Петербург: Питер, 2019. - 30 с.
4. Веракс, А.Н. Практический психолог в детском саду / А.Н. Веракс, М.Ф. Гуторова. - Москва: Мозаика- Синтез, 2018. - 308 с.
5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - Москва: Изд-во МГУ, 2016. - 144 с.
6. Власов, Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 96.
7. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 10. - С. 61.
8. Дукаревич, М.З. Проективная методика «Несуществующее животное» / М.З. Дукаревич. - Москва: Айрис - пресс, 2006. - 42 с.
9. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников / А.В. Запорожец. - Москва: Просвещение, 2005. - 331 с.
10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 2008. - 176 с.
11. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - Москва: Академия, 2018. - 288 с.
12. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности / Н.В. Костерина. - Ярославль.: Ярослав. гос. ун-т, 2019. - 24 с.
13. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка // Психолог в детском саду. 2021. - № 2. - С. 25.
14. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев. - Москва: Моск. гос. Ун-т, 2017. - 40 с.
15. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 2017. - 415 с.
16. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. - Москва: Эксмо-пресс, 2002. - 44 с.
17. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - Москва: ЛИНКА - ПРЕСС, 2017. - 176 с.
18. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - Москва: Академия, 2018. - 288 с.
19. Федорович, Л.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста / Л.А. Федорович. - Кременчуг: Христианская Заря, 2009. - 217с.
20. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - Москва: Гардарики, 2018. - 349 с.