Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Кадровый потенциал компании является важнейшим стратегическим фактором, определяющим ее успех. Качественные и количественные характеристики персонала определяют возможность реализации стратегии развития, структурной перестройки, расширения производства, роста качества продукции и производительности труда. Именно мероприятия, способствующие совершенствованию системы развития персонала, позволяют увеличить кадровый потенциал компании.
Современные подходы к управлению корпоративными структурами основываются на необходимости максимального раскрытия потенциала работающих в них людей, когда персонал рассматривается в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов предприятия. Как показывает опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний, инвестиции в персонал, создание условий для профессионального роста работников и повышение уровня их самостоятельности дают быструю и высокую отдачу на вложенные средства.
Управление системой развитием персонала приобретает так же все большее практическое значение, рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития организации. В России отмечается острая кадровая проблема, связанна с нехваткой квалифицированных кадров. Современные предприятия вынуждены не просто адаптироваться к новым экономическим условиям хозяйствования, но и функционировать в рамках быстро меняющейся внешней среды и острейшей конкуренции. Для повышения конкурентоспособности комплекса и его инновационной перестройки необходим высококвалифицированный персонал, способный выполнить эти задачи. Именно поэтому совершенствование системы развития персонала - одна из ключевых функций управления современными корпорациями.
Характеризуя современное состояние экономики, многие специалисты в этой области отмечают, что она вступила в инновационную стадию развития, отличительными особенностями которой являются: высокая наукоемкость производства, приоритет качества над количеством, непрерывный характер структурных изменений производства, обусловленный нововведениями. Одним из наиболее перспективных направлений реструктуризации наряду с реорганизацией системы управления предприятием является изменение качественного состава его персонала.
В современных экономических условиях практически любая организация стремится найти новые ресурсы для сохранения конкурентного преимущества. Одним из таких ресурсов может стать система развития персонала, позволяющая не только максимально использовать существующий трудовой потенциал работников, но и многократно умножать его.
Объект исследования: процесс развития персонала.
Предмет исследования: система развития персонала.
Цель: профессиональное развитие как инструмент повышения конкурентоспособности организации
Задачи:
- рассмотреть общее представление о процессе «развитие персонала» и понятии «система развития персонала»;
- изучить современный анализ теорий, концепций, подходов, к изучению процесса развития персонала и совершенствованию системы развития персонала;
- проанализировать оценку конкурентоспособности и использования потенциала предприятия в современных условиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ»
1.1. Общее представление о процессе «развитие персонала» и понятии «система развития персонала»
Важнейшими инструментами, обеспечивающими стабильность организации и рост ее конкурентоспособности, являются повышение профессиональной подготовки и компетентности работников в соответствии с текущими и перспективными требованиями ее внешней и внутренней среды. В связи с этим, одной из ключевых функций управления является развитие персонала, так как именно благодаря людям обеспечивается эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Именно от людей, в конечном счете, зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность. Поэтому современная тенденция управления человеческими ресурсами базируется на рассмотрении сотрудников как капитала, от которого в наибольшей степени зависит развитие организации.
Положительный результат организации напрямую зависит от развития ее персонала, независимо от сферы деятельности. Совершенствование системы развития персонала должно начинаться с определения сущности данного понятия. Важно иметь представление о процессе и системе развития персонала. Совершенствование системы развития персонала - система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.
Совершенствование системы развития персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.
Совершенствование системы развития персонала включает в себя профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров, ротация, делегирование полномочий, планирование карьеры персонала в организации [2, с. 85].
Обучение сотрудников - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. При этом, данные действия оказывают позитивное влияние на изменение уровня квалификации и производительности работников всех иерархических уровней, удовлетворяя индивидуальную потребность в обучении и потребность организации в обученных сотрудниках [15, с. 44].
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Цели совершенствования системы развития персонала: совершенствования трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации, повышение эффективности труда, снижение текучести кадров, подготовка необходимых руководящих кадров, воспитание молодых способных сотрудников, достижение большей независимости рынка труда, адаптация к новым технологиям, рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.
Меры по совершенствованию системы развития персонала: сохранение работоспособности, адаптация персонала к изменяющимся условиям, подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач, организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.
Основные принципы совершенствования системы развития персонала: целостность системы развития, преемственность различных видов и форм развития персонала, опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно- технического развития и условий развития организации, гибкость различных форм развития, возможность их использования на отдельных этапах развития, профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов, выработка системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических условий его функционирования.
Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях: серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики, бурное развитие новых компьютерных технологий, системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации, необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации, участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации, наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов.
Персонал - это лица, которые учувствуют в трудовых отношениях в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками. Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должен быть оформлен трудовой договор. Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта. Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.
Отличительные особенности управления персоналом такие, как интеграция в общую управленческую структуру, соответствие имеющейся корпоративной культуре, наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников, учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников, централизация управленческих процессов.
Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.
Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января
1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:
- Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
- Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
- Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов [3, с. 43].
В нормативных актах выделены эти группы персонала. Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профильного образования. Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование. Руководящие должности, для которых нужно начальное профильное образование. Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».
Процессом совершенствования системы развития персонала выступает ряд последовательных мероприятий, которые направлены на получение конкретного результата. Такие мероприятия включают в себя различные действия, направленные на повышение качества человеческих ресурсов организации.
Такой процесс допустим только при систематическом соблюдении, чтобы вовремя отвечать на появляющиеся усовершенствованные потребности рынка труда и самого предприятия в частности.
Сегодня компании заинтересованы в обучении и профессиональной
подготовке своих сотрудников. При обсуждении проблем совершенствования системы развития и обучения персонала используется целый ряд понятий:
профессиональное развитие, развитие персонала, личностное развитие, инструменты развития.
Понятие развитие персонала с точки зрения компании разные авторы трактуют по-своему. В учебнике Веснина В.Р. термин трактуется как «совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества и т.п. [1, с. 234].
Возможность развития должна предоставляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится [2, с. 159]. Автор учебника «Управление персоналом» Лукичева Л.И. пишет, что развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации [5, с. 234].
Эти оба понятия можно объединить в одно: развитие персонала - это совокупность мероприятий, которая включает в себя подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального мастерства людей всех возрастов, любого опыта работы. Совершенствование системы развития персонала и развитие человека стимулирует не только с профессиональной точки зрения, но и с творческой.
Развитие подразумевает обучение, которое выходит за рамки нынешней работы, оно ставит более долгосрочные цели. Развитие подготавливает к тому,
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абчук В. А. Менеджмент. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
2. Аренков И.А., Салихова Я.Ю. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития. // Экономист. - 2020. - №11. - С.24.
3. Важенин С.Т., Злоченко А.Р. Конъюнктура конкурентоспособности региона. - М.: Академия, 2019. - 471с.
4. Варенов А.В., Исаев С.Ю. Мотивация персонала. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
5. Геда Д.В Современные тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта России. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
6. Демин С.А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
7. Евлаев А.Н. Модели взаимодействия бизнеса и государства при решении задач политического механизма развития железнодорожного транспорта в России. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
8. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
9. Забирова Л. Стратегическое управление персоналом организации. // Известие. - 2021. - №4. - С.141.
10. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
11. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
12. Ксенофонтова Х.З., Бараева З.А. Формирование трудового потенциала на предприятии. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
13. Лукашевича В.В., Астаховой. Н.И. Менеджмент. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
14. Маркина Н.С., Васюкова Ю.А. Методы определения конкурентоспособности предприятия. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
15. Мерзлов И.Ю. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность». - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
16. Молодчик А.В. Менеджмент. - М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
17. Нуриджанов А.Э. Стратегия управления персоналом как фактор повышения эффективности деятельности предприятия. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
18. Овчинников В.В. Глобальная конкуренция. - М.: Академия, 2019. - 471с.
19. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
20. Поляничкин Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий. // Миг. - 2019. - №3. - С.14-15.
21. Пошерстник Н.В. Кадры предприятия. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
22. Сидоровича А.В. Курс экономической теории. - М.: Академия, 2019. - 471с.
23. Сланченко Л.И. Совершенствование системы управления персоналом как необходимое условие успешного функционирования предприятия и фактор повышения его конкурентоспособности. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
24. Сухарев О.С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост. - М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
25. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
26. Ческидов Р.П. Система