Фрагмент для ознакомления
2
Проблема тревожности является одной из самых актуальных проблем современной психологии Тревожность – не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий его развитие. Анализ научных исследований по проблеме свидетельствует о том, что тревожность, возникающая в результате столкновения с неблагоприятной социальной средой в раннем возрасте, остается постоянной и неизменной на протяжении всей жизни человека.
Личностное развитие современного подростка происходит не только у сложных социально-экономических условиях, но и в условиях ограниченности положительных сред жизнедеятельности подростка, что не позволяет ему уверенно чувствовать себя, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период закладываются, формируются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирование; это пора достижений, становление «Я-концепции», освоение новых социальных ролей и новых социальных статусов. Вместе с тем, это время потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта
В этом возрасте увеличивается внимание к себе, своим физическим особенностям; обостряется реакция, по мнению окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
Проблему гендерных различий в психологии поднимали такие ученые, как Д.В. Воронцов, Н.Б. Гафизова, Ю. Гусева, Е.В. Иоффе, И.С. Клецина, Н.П. Реброва, Т.А. Шведчикова, Л. В. Штылева и др.
По всей вероятности, резкое повышение уровня тревожности в этом возрасте связано с началом пубертатного кризиса, который традиционно характеризуется развитием самосознания, и именно в этот период тревожность становится устойчивым личностным образованием. связано с особенностями формирования Я-концепции.
Все вышеизложенные положения определили тему исследования: «Половые различия в проявлениях тревожности подростков »
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить половые различия в проявлениях тревожности подростков .
Объект исследования: тревожность детей подросткового возраста
Предмет исследования: процесс проявления тревожности подростков
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме
2. Изучить тревожность современных подростков в психолого-педагогической литературе
3. Проанализировать половые факторы различия тревожности в подростковом возрасте
4. Определить особенности тревожности у мальчиков у девочек подросткового возраста;
5.Составить рекомендации педагогам, родителям подростков.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования: МКОУ СОШ № 9 (с профессиональной подготовкой).
В исследовании принимали участие учащиеся 6 А класс в количестве 30 человек из них 15 девочек и 15 мальчик.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИЯХ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме
Одной из актуальных проблем современной психологии является проблема тревожностт личности. Известный американский психолог, психотерапевт Ролло Мэй упредисловии к дополненному изданию книги «Смысл тревоги» обращает внимание читателя на то,что к 1950 году, когда книга была опубликована впервые, проблеме тревоги было посвящено всего лишь две книги, но за последнюю четверть века появилось множество новых публикаций. Анализ количества научных статей позволил автору установить такую закономерность: если до 1950 года тревога была предметом исследования всего шести статей, то в 1977 году можно было насчитать до шести тысяч публикаций и диссертаций, касающихся тревоги и связанных с ней вопросов. Таков интерес к проблемы тревоги позволил Р. Мэю назвать ее центральной проблемой современной цивилизации, а ХХ век охарактеризовать как век тревоги[20].
Исторический анализ основных подходов к пониманию проблемы тревожности психологии осуществлено в ходе научных исследований современных украинских и зарубежных психологов (В. Боштана, К. Сидорова, О. Сторож и др.). В большинстве случаев он начинается с исследований известного представителя психоанализа Зигмуда Фрейда, который считал, что решение загадки тревоги прольет поток света на все психическое жизнь человека. Результаты научных исследований 3.Фрейда по проблемам тревожности
изложенные в его труде «Торможение. Симптом. Тревожность»
Проблема тревожности личности, которая в большинстве случаев есть деструктивным психическим состоянием – сегодня одна из самых актуальных. Существует ряд теорий, объясняющих природу и сущность тревожности. Считается, что как собственно психологическая проблема она была впервые поставлена и специально рассмотрена в трудах З. Фрейда. Согласно его теории личности, ее структура охватывает три компонента: Id, Ego и Super-Ego, которые между собой взаимосвязаны. Да, Id представляет собой наиболее примитивную подструктуру психического аппарата, включающего в себя инстинктивные влечения (среди важнейших для жизни инстинктов З. Фрейд называет сексуальный инстинкт – либидо), что покорен принципу удовольствия. Он является иррациональным, безнравственным и находится в конфликте в Ego и с Super-Ego. А Super-Ego, в свою очередь, – это высшая инстанция в структуре психики, выполняющей роль внутреннего цензора (это нормы, ценности, эталоны, идеалы и т.п.) и есть источником нравственных чувств. Ego же является подструктурой личности, что выступает посредником между ID и Super-Ego, между индивидом и реальностью.
Основная его функция – самосохранение организма, восприятие внешнего мира и приспособления к нему.
Интерес к тревожности у Фрейда возник тогда, когда он получил первые результаты осуществленной им терапии. Эта заинтересованность сначала привела его к предположение, что тревога, которую переживают многочисленные его пациенты - невротики, являющиеся следствием неадекватного высвобождения энергии либидо. Однако в меру накопления опыта З. Фрейд пришел к пониманию, что подобное интерпретация тревоги неправильна. Через 30 лет он переосмыслил свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Ego и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать личность о приближение угрозы, с которой нужно встретиться или обойти стороной. Таким образом, тревога дает возможность личности реагировать на угрожающую ситуацию адаптивным способом [129, с. 39] окраску.
В зависимости от того, что является источником тревоги, Фрейд выделил три вида тревоги:
1) реалистичная тревога – эмоциональный ответ на угрозу внешнего мира, она является синонимом к страху и может ослаблять способность человека эффективно бороться с источником угрозы;
2) невротическая тревога – обусловлена давлением Іd; это ответ на угрозу того, что неприемлемые импульсы Id станут осознанными, а Ego потеряет способность их контролировать Тревога в данном случае исходит из страха, что, когда человек сделает что-нибудь плохое, это будет иметь тяжелые негативные последствия;
3) моральная тревога – обусловлена давлением Super-Ego; это эмоциональная ответ на то, что Ego испытывает угрозу со стороны Super-Ego. Нравственная тревога возникает всегда, когда ID хочет выразить непристойные мысли и действия, и Super-Ego отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения.
Итак, основная функция тревоги, по Фрейду, – помогать человеку избежать осознания своих отрицательных импульсов и удовлетворять их приемлемым путем в нужное время. Исследователи отмечают, что за
С. Фрейдом тревожность выступает повторением в фантазиях человека ситуаций, связанных с испытаниями, которые были в прошлом опыте, переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций есть травма рождения. Эта идея, к наших дней, активно разрабатывается. А. Ранк довел ее до логического завершения,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – Учебное пособие для вузов. – М.: Акад. Проект, 2012. – 703 с.
2) Айзенк, Х. Психологические теории тревожности / Х. Айзенк// Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: Питер, 2012. – С. 224 – 230
3) Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии, 2013. – No 4. – С. 48 – 58
4) Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / Психологический журнал, 2014. – No5. – 17 с
5) Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 2012. - No 5. - С. 111-117.
6) Артюхова Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дисс. ... к. пс. наук. - Новосибирск, 2010.
7) Байярд, Р.Т. Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 2013. –С. 138 – 224.
8) Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 248 с.
9) Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 88 с.
10) Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – С. 41 – 60.
11) Бодалев, А.А. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования./ А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2011. – 152 с.
12) Большой Психологический словарь / Сост.и ощ. Ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВ РОЗНАК, 2014. – 672 с
13) Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психо-
логии; Воронеж, 2015.
14) Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2014.
15) Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 2016.
16) Изард К. Эмоции человека. - М.: Наука, 2010.
17) Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / Под. ред. И. Ю. Кулагина, В. Н. Калюцкого. -
М.: Cфера, 2011.
18) Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопр. психол. - 1969. - No 1. - С. 130-137.
19) Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей. - СПб.: Изд. «Речь», 2017.
20) Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь,
2017.
21) Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2011.
22) Наенко Н. И. Психическая напряженность. - М., 1975.
23) Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2013.
24) Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.
25) Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Мир, 2014.
26) Ромицына Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». - М.: Речь, 2016.
27) Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. - М., 2013