Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе происходит процесс модернизации образования, сопровождающийся существенными изменениями в педагогической теории и практике, требующей соответствия уровня профессиональной подготовки будущих специалистов современным вызовам, сформированности у них профессиональной компетентности для работы с учащимися начальной школы, в том числе леворукими. Учитывая это особое значение приобретает анализ состояния готовности будущих учителей начальной школы к работе с леворукими детьми как составляющей профессиональной подготовки в вузах.
Леворукость — явление редкое и распространенное одновременно. Записывая детей в первый класс, опытные учителя отмечают, что с каждым годом количество левшей учащихся в классах увеличивается. Такая тенденция говорит об отказе родителей и педагогов от переучивания и терпимого отношения к проявлениям леворукости у детей. Ведь насильственное переучивание леворуких школьников писать правой рукой влечет за собой усиление в них раздражения, несдержанности, ухудшения сна, в редких случаях даже наблюдается заикание.
В письме леворуки, проходящие «переквалификацию», никогда не достигают того совершенства, которое происходит во время письма доминирующей левой рукой. Особые трудности у леворуких детей вызывает формирование навыка письма. Основная трудность, свойственная таким детям при обучении письму связана с тем, что русское письмо основано на звукобуквенном анализе, тогда как большинство левшей склонно к формированию целостности образов слогов, они с трудом проводят послоговый и побуквенный анализ слова.
Анализ теоретической литературы по данной теме показывает
необходимость глубокого изучения данного вопроса. Особое внимание
следует уделить проблеме формирования навыка письма у леворуких детей в
учебной деятельности. Данная проблема вызывает интерес у многих
современных ученых. О ее важности свидетельствуют исследования и
публикации ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как М.М.
Безруких, Н.Н.Брагина, Т.В.Доброхотова, Э.Г. Симерницкая, С.Спрингер, Г.
Дейч и др
Вопросы обучения леворуких детей отражены и в психолого- педагогической литературе. Исследованию вопросов обучения леворуких детей младшего школьного возраста посвящены работы Г.С. Абрамова, И.С. Артюхова, М.М. Безруких, Л.М. Божович, О.С. Газман, И.И. Гуткин, В.В. Давыдов, Т.А. Данилина, Х.Д. Джайнот, Е.П. Ильина, А.В. Киричук, Г. Крайг, И.Ю. Кулагина, И.М. Никольской, Л.В. Обухова, Ю.Н. Сарыгина, А.В. Семеновича, Г.А. Урунтаева, М.И. Чеховских, З.Л. Шинтарь, Д.Б. Эльконин и многих других.
Все это определило проблему исследования – определить стратегии обучения чтению и письму у леворуких и праворуких детей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – обучения чтению и письму у леворуких и праворуких детей в младшем школьном возраст.
Предмет исследования – процесс обучения чтению и письму у леворуких и праворуких детей в младшем школьном возраст
Целью данного исследования теоретически изучить и практически обосновать стратегии обучения чтению и письму у леворуких и праворуких детей в младшем школьном возрасте.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1.Проанализировать понятия «леворукость» в психолого-педагогической литературе
2. Изучить сихолого-педагогические особенности леворуких детей
3. Составить комплекс упражнения для подготовки руки к письму
4. Разработать рекомендации родителям детей леворуких и праворуких
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования:
теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация, обобщение;
эмпирические: наблюдение, тестирование.
База исследования: МАОУ СОШ No208.
Структура данной работы отражает логику исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению и письму у леворуких и праворуких детей в младшем школьном возраст
1.1 Анализ понятия «леворукость» в психолого-педагогической литературе
Проблема леворукости является одной из наименее исследованных и сложных, потому что одновременно леворукость является и явлением редким, и распространенным явлением.
Знание о том, что люди различаются по способности пользоваться правой или левой рукой, возникло, очевидно, вместе с рождением сознания. Распределение на леворуких и праворуких – уникальная особенность человека. Леворукость — явление редкое и распространенное одновременно. Везде, где собиралось более тридцати человек, обязательно был левша.
Среди гениальных людей каждый пятый левша. Самые старые сведения о леворукости можно найти в Библии, где указывается, что из армии в 26 тыс. мужчин были выбраны 700 левшей, которые, «бросая с пращей тонкие и мелкие камни, не бросали мимо». У наших предков, возможно, были причины опасаться леворуких людей. Приветствуя, они протягивали правую руку для пожатия, подтверждая, что у них нет оружия. Только левшей человек мог воспользоваться этой ситуацией и спрятать оружие в левой руке.
Представление о том, что леворукость является чем-то необычным и даже отрицательным, оказывается в языке многих народов.
В русском языке слово «правый» имеет два значения: одно связано с ориентацией в пространстве (справа, вправо, справа), а второе выражает истинность явления (правильный, справедливый, прав). Когда в поведении человека подчеркивают что-то непорядочное, говорят, что «человек пошел налево» независимо от реального направления его движения.
Ученые выяснили, что функциональная асимметрия головного мозга является причиной выбора рукости у человека, т.е. профессионально-производственных действиях.
Доминирование правого полушария головного мозга человека приводит к леворукости или левшести. Эти термины по своему содержанию не являются синонимами. Леворукость является результатом одного из вариантов структурно-функциональной асимметрии мозга, в корковом и подкорковом уровнях организации функций. Человек может быть левшей, но не абсолютной левшей. Леворукий человек в разных видах деятельности предпочитает левую руку.
В левше, в отличие от леворукого человека, ведущими есть не только левая рука, но и левая нога, левое ухо и левый глаз.
Таким образом, если человек преимущественно все делает левой рукой, то можно с уверенностью утверждать, что он левшей, однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после обнаружения у нее ведущей ноги, ведущего уха и глаза и даже чувствительности левой половины тела.
В обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какое ухо, глаза или ногу они предпочитают.
Однако спортивные тренеры учитывают эти качества. Стоит отметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущими все парные органы левой стороны тела, — очень мало.
Чаще преимущественное владение левой рукой соединяется,
например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных соединений очень много, но их анализ интересен скорее для специалистов и не составляет практической ценности.[3]
Осуществляя прием детей в первый класс, опытные учителя отмечают, что с каждым годом количество леворуких учащихся увеличивается и колеблется в пределах от 10% до 30% от общего числа школьников [1, с. 81].
Так тенденция свидетельствует об отказе родителей и педагогов от переучивания левшей писать правой рукой и терпимое отношение к проявлениям леворукости, хотя это не решает всех проблем, как это кажется на первый взгляд, а рождает ряд новых вопросов («Какие особенности развития таких детей необходимо знать и учитывать, чтобы предотвратить
Фрагмент для ознакомления
3
. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, М.: РПО, 2018, с. 201-208.
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, М.: РПО, 2018, с. 289-298.
3. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В сб.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. Москва-Оренбург, 2010, с. 132152.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. Школьный психолог, № 15, 2019.
5. Брушлинский А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение. - М., 2016. – 435с.
6. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2016. – 694с.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2016. – 213с.
8. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 2018. – 450с.
9. Дубровинская Н.В. Нейрофизиолог в школе. Школа здоровья, 2016, № 1, с. 24-35.
10. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2010.
11. Дубровина И. В., Прихожан А. Н., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология - М., 2018. – 245с.
12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2017. – 478с.
13. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики. Вопросы психологии, 2012, № 5—6.
14. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург, 2015. – 124с.
15. Леушина Л.И., Невская А.А., Павловская М.Б. Сравнительное исследование закономерностей зрительного опознания в правом и левом полушариях. В кн.: Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 2015, с. 21-36.
16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М.: Изд-во МГУ, 2019.
17. Москвин В.А., Москвина Н.В. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей в нейропсихологии индивидуальных различий. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 2018, с. 153-160.
18. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2017. – 432с.
19. Немов Р. С. Психология: В 3 т. – Т.3. - М., Просвещение, 2015.
20. Невская А.А. Межполушарные различия при зрительном восприятии: спорные вопросы и перспективы исследований. В кн.: Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 2015, с. 3—21.
21. Нейропсихология детского возраста. Альбом. Под ред. А.В. Семенович. М., 2018.
22. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М., 2017. – 598с.
23. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 2015.
24. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Межполушарные различия механизмов зрительного восприятия в онтогенезе. В кн.: Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 2015, с. 127—136.
25. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 2017.