Фрагмент для ознакомления
2
Одним из базовых положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально – психологического [19]. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Сохранение и укрепление здоровья становится основной воспитательной задачей, которая предполагает создание в детском саду для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создание комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.
При этом, как правило, именно в раннем возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования речи, поскольку дети зависимы от общения со взрослыми и сверстниками. В стенах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) от ребенка требуются любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы воспитателю его понять. Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети приходят в ДОУ с несовершенной речью, с обедненным словарным запасом и некоторыми трудностями произношения. В связи с тем, что основной деятельностью у ребенка-дошкольника является игровая деятельность, то речевую игру можно использовать в качестве средства адаптации к ДОУ.
На сегодняшний день тематика влияния речевых игр на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду исследована достаточно глубоко, но методики проведения игр становятся разнообразнее и современнее. Таким образом, целью данной настоящей работы является теоретическое и эмпирическое исследование возможностей использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Согласно цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) выявить особенности развития речи у детей раннего возраста;
2) описать особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению;
3) описать возможности использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению;
4) выявить уровень адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению на констатирующем этапе исследования;
5) разработать формирующий эксперимент по повышению уровня адаптации детей к детскому саду посредством речевых игр;
6) организовать и провести контрольный эксперимент по выявлению эффективности педагогической работы с детьми.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
1.1. Особенности развития речи у детей раннего возраста
В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским и в дальнейшем изучалась Д.Б. Элькониным. Л.С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста – от 1 года до 3 лет [5, стр. 115], а Д.Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет [23, стр. 153].
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. Ребенок третьего года жизни ежедневно получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
Для детей раннего возраста характерна потребность в общении. Поэтому развитие активной речи ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста. Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы [23, стр. 223].
Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. А.Н. Гвоздев отмечает, что у детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Это морковочка») [6, стр. 54].
Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е.А. Аркин приводит данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе детского словаря имеются почти все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, служебные слова: союзы, предлоги, частицы, а так же междометия. На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый) [1, стр. 56].
Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Наука, 2007. 94 с.
2) Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. СПб.: Медицина, 2019. 297 с.
3) Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: Сфера, 2008. 59 с.
4) Белоусова И.В. Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи и фрукты». Социальная сеть работников образования, 2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi
5) Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 2016. С. 114-123.
6) Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2015. 127 с.
7) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий, 2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/1446
8) Карасюк Н.Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Дошкольная педагогика, 2011. №7. С. 14-17.
9) Копанова Е.М. Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста, 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-rol-palchikovyh-igr-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
10) Лямина Г.М. Дети раннего возраста в детском саду. М.: Педагогика, 2018. 104 с.
11) Манова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. СПб.: Медицина, 2000. 190 с.
12) Остроухова А.И. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Дошкольное воспитание, 2010. №2. 12-14 с.
13) Платонова Н.И. Игры с пальчиками и методика их проведения с детьми раннего и дошкольного возраста, 2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-palchikami-i-metodika-ih-provedenija-s-detmi-ranego-i-doshkolnogo-vozrasta.html
14) Резинова А.Н. Осенняя пальчиковая гимнастика, 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/osenja-palchikovaja-gimnastika.html
15) Старовойтова Е.А. Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дом и его части», 2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/11/blog-post_21.html
16) Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2005. 88 с.
17) Трошина О.Н. Пальчиковые игры по тематическим разделам. – Социальная сеть работников образования, 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/02/palchikovye-igry-po-tematicheskim-razdelam
18) Тюряпина Н.Ф. Использование речевых игр для развития речи дошкольников // Инновационная наука, 2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rechevyh-igr-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov
19) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
20) Черепкова Н.В., Захарова Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 39. С. 541–545. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/970435.htm.
21) Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2008. 249 с.
22) Шарикова Е.Н. Пальчиковые игры. М.: Стрекоза, 2012. 64 с.
23) Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 2019. 460 с.
24) Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 128 с.
25) Яструбинская Е.А. Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук дошкольников / Практическая психология и логопедия, 2006. № 4. С. 25–33.