Фрагмент для ознакомления
2
этих иерархических структур.
Выделяют следующие характерные признаки (особенности) государственной службы, которые действительно могут объективно обусловливать необходимость отступления от общих правил регулирования данного вида профессиональной деятельности в отличие от обычной трудовой:
1) публичный характер, понимаемый нами как осуществление деятельности от имени и по поручению государства;
2) социальная направленность (в смысле наличия основной цели - достижения общественного блага);
3) властная составляющая, включающая в том числе возможность использования механизмов государственного принуждения;
4) всеобщность (в смысле «пронизывания» всего общества и государства). Выделение данного признака основано на том, что государственная служба - единственный вид социально полезной трудовой деятельности, которая осуществляется во всех областях общественной жизни, поскольку именно государственные служащие осуществляют государственное управление в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и т.д.;
5) непрерывность (объективно эта деятельность должна осуществляться на постоянной основе). Данный признак связан с предыдущим, поскольку именно реализация государственно-служебной деятельности во всех сферах общественной жизни требует, чтобы эта деятельность осуществлялась непрерывно. Непрерывность государственной службы обусловлена тем, что органы исполнительной власти функционируют на постоянной основе, прекращение их деятельности даже на несколько месяцев или недель способно причинить серьезный ущерб правам и интересам граждан, вызвать негативные последствия для экономики и т.п. Именно в силу наличия данного признака, в частности, государственным служащим запрещено принимать участие в забастовках.
При этом некоторые из этих признаков характеризуют внутреннюю составляющую государственной службы (непрерывность), другие же - внешневластную.
Выделив признаки государственной службы, характеризующие ее как особый, специфический, вид трудовой деятельности, мы теперь можем рассмотреть, насколько данные признаки позволяют вводить в отношении государственных гражданских служащих особый - не трудоправовой, а административно-правовой режим - регулирования, который, в частности, связан с ограничением конституционных прав человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Поскольку исходя из положений, содержащихся в данной части ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, представляется необходимым проанализировать федеральное законодательство в сфере государственной гражданской службы с целью выявления указанных ограничений.
В России институт государственной службы имеет многовековую историю. Вместе с тем долгое время государственными служащими считались почти все служащие, которые работали в государственных учреждениях и получали из государственного бюджета заработную плату. Подобная трактовка категории государственных служащих имеет место в настоящее время в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других.
В советский период правовое положение государственных служащих было определено только лишь трудовым законодательством. Муниципальная служба как институт вообще не существовала.
В постсоветской России понятия государственной и муниципальной службы, государственных служащих формировались постепенно. Большая роль в этом принадлежит законам о государственной службе, проекты которых были опубликованы в начале 1990-х годов.
Соответственно, для того чтобы проанализировать обоснованность существующих ограничений прав государственных гражданских служащих, необходимо прежде всего выявить эту специфику государственной службы.
Важнейшим специфическим признаком государственной службы, отличающим ее от других видов трудовой деятельности, является ее публичный характер. Публичность государственной службы означает, что она осуществляется для реализации, в конечном счете, государственных функций, осуществляется от имени и по поручению государства и имеет властную составляющую.
С публичностью тесно связан и еще один признак государственной службы - ее социальная направленность. Совершенно справедливо подчеркивает С.П. Матвеев: наиболее важным отличительным признаком государственной службы является ее социальное назначение.
В завершение следует отметить, что в научной литературе не существует единого подхода к определению понятия "государственная служба". Государственная служба призвана обеспечить реализацию основных функций государства, исполнение которых возлагается на государственных служащих, находящихся на службе в органах публичной власти.
1.2 Государственный служащий
Отметим, что государственный служащий является субъектом права. Реализуя свою компетенцию, следует также отметить, что он (государственный служащий) становится участником многих правоотношений. Одним из видов таких правоотношений, в которые вступает государственный служащий, являются именно административные правоотношения. В этой связи необходимо изучение административно-правового статуса соответствующего субъекта, а также разработка на этой основе необходимых научно-методических рекомендаций по совершенствованию его реализации. Административные правоотношения, участником которых выступает государственный служащий вообще и сотрудник органов внутренних дел в частности, достаточно разнообразны. Поэтому эти отношения позволяют раскрыть потенциал административной правосубъектности рассматриваемых субъектов права.
«Государственным служащим является всякий работник, который получает денежное содержание от государства». Отчасти такая позиция правильна, поскольку исключает какую-либо путаницу в определении - кто является государственным служащим, а кто - такой статус не имеет. Особенно актуально это тогда, когда соответствующие люди работают в одном органе власти, в одном структурном подразделении, а в некоторых случаях выполняют практически одинаковые функциональные обязанности, только один из них, выполняя установленные обязанности, замещает при этом должность государственной службы, а другой - нет. Разумеется, оплата их труда различна, социальные гарантии также далеко не одинаковы. Подобное положение вещей в некоторых случаях вызывает принципиальные межличностные и служебные конфликты, что, безусловно, сказывается на качестве управленческой работы. Исходя из этого, было бы правильным расширить границы государственной службы, а также унифицировать статус работников и государственных служащих, которые выполняют одинаковые функциональные обязанности. Такая унификация должна касаться и оплаты труда соответствующих служащих. Отдельная тема, которую хотелось бы затронуть лишь отчасти в рамках нашей работы - отношение к государственным служащим со стороны их многочисленного руководства. Нужно бережно относиться к каждому человеку, каждому специалисту, который осуществляет свою профессиональную деятельность в органах государственной
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Текст] //Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.; ч. 3 ст. 37
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
6. Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 15.07.2013, N 28, ст. 3833.
7. Алексеев И.А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9. С. 40 - 45.
8. Барщевский Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества. Монография. М.: ЮрайтЮ 2018. С. 74.
9. Борисов И.Н. Государственная и муниципальная служба, М.: КноРус, 2017, С. 74.
10. Василенко И.А. Государственная и муниципальная служба. Учебник. М.: КноРус, 2018. С. 78.
11. Волкова В.В. Реализация поощрительных норм на государственной службе: состояние и перспективы развития // Современное право. 2016. N 10. С. 70 - 74.
12. Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
13. Гилязева М.Р. Социальные аспекты конфликта интересов в профессиональной деятельности государственных гражданских (муниципальных) служащих РФ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2014.
14. Зайков Д.Е. Специфика ограничения правового статуса работников - субъектов антикоррупционных отношений // Российская юстиция. 2016. N 2. С. 24.
15. Иваненко И.Н., Чуева А.С., Ачмиз А.Ю. О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации // Власть Закона. 2016. N 1. С. 73 - 80.
16. Крылова Е.Г. Состояние и проблемы развития административного законодательства в сфере исполнительной власти по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг // Юрист. 2015. N 6. С. 37.
17. Лисов В. Ограничения конституционных прав граждан, связанные с государственной гражданской службой // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2015. № 5. С. 33 - 41.
18. М. Смоленский, М. Алексеева. Административное право. Учебник. М.: КноРус, 2018. С. 87.
19. Матвеев С.П. Современные тенденции модернизации социальной защиты государственных служащих в рамках административной реформы // Административное право и процесс. 2014. N 6. С. 53.
20. Севрюгин К.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2015.
21. Сороко А.В. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования резерва управленческих кадров: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2014.
22. Соловьев А. Конфликты на государственной службе. Типология и управление. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2018. С. 87..
23. Соловьев А. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. М.: Проспект, 2018. С. 31.
24. Цыбикова А.А. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2016.
25. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2017. С. 45
26. Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. N 3-4. С. 55 - 57.