Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Прибыль представляет собой важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. Именно данная экономическая категория дает представление об экономическом эффекте предприятия, а также стимулирует все виды его деятельности. Систематическое увеличение прибыли является основной целью предприятия.
В условиях рыночной экономики неуклонно возрастает роль информации, необходимой для обеспечения эффективного функционирования организаций. В связи с этим все большее внимание уделяется бухгалтерской отчетности, поскольку она отражает финансовое состояние любого субъекта хозяйствования, в том числе с целью эффективного управления прибылью от продаж.
В структуре бухгалтерской отчетности важное место занимает отчет о финансовых результатах, необходимость которого определена отражением показателей эффективности деятельности организации по итогам конкретного периода и суммы полученной прибыли. Отчет о финансовых результатах выступает одним из документов, на основании которого можно проанализировать деятельность предприятия.
Таким образом, тема исследования курсовой работы является актуальной.
Цель работы – определить рекомендации по улучшению управления прибылью от продаж предприятия
Задачи работы:
- представить понятие и структуру прибыли в деятельности предприятия;
- рассмотреть анализ прибыли;
- представить управление прибылью по результатам проведенного анализа;
- рассмотреть краткую характеристику предприятия;
- проанализировать прибыль от продаж и рентабельность деятельности;
- оценить управление прибылью от продаж предприятия.
Объект исследования – прибыль от продаж АО «Авангард-Агро».
Предмет исследования – управление прибылью от продаж АО «Авангард-Агро».
Информационная база исследования включает такие источники:
- Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, иные нормативно-законодательные акты по формированию доходов и расходов коммерческой организации;
- монографические и периодические издания, материалы семинаров и конференций, посвященные управлению прибылью: М.Н. Дорошенко, В.В. Ковалев, Г.И. Маркова, Р.И. Найденова, Д.А. Прудников, Е.В. Романовская и пр.;
- финансовую (бухгалтерскую) отчетность АО «Авангард-Агро» (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах), данные внутреннего учета и пр.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования ее результатов в дальнейшей деятельности АО «Авангард-Агро».
Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод анализа экономической литературы, методы сводки и группировки, метод факторного анализа и пр.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Значение анализа прибыли организации от продажи
продукции
1.1. Понятие и структура прибыли организации
Прибыль является одной из основных категорий современной экономической науки. В реальной действительности прибыль является основной целью и одним из основных показателей эффективности функционирования любой организации.
Это вызвано тем, что в качестве целевой функции организации в условиях рыночных отношений выступает максимизация прибыли (12, с.343).
Понятие «прибыль» имеет разные значения с точки зрения организации, потребителя и государства. Но во всех случаях оно означает получение выго¬ды, дохода.
Прибыль обеспечивает конкурентоспособность организации. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства. За счет накопленной прибыли организация может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, то есть восстановить платежеспособность, создать резервные фонды.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 17.02.2021) (1), объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, которая получена налогоплательщиком.
Прибылью согласно данному нормативному акту признаются:
для российских организаций, которые не являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - суммы полученных доходов, уменьшенные на величину произведенных расходов;
для иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность в РФ посредством постоянных представительств, - полученные через данные постоянные представительства суммы доходов, которые уменьшены на величину произведенных данными постоянными представительствами расходов;
для иного рода иностранных организаций – суммы доходов, которые получены от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются согласно ст. 309 НК РФ;
для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, которая приходится на данного участника и рассчитывается в порядке, определенном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ.
К. Маркс утверждал, что прибыль представляет собой не только «превращенную форму прибавочной стоимости», но вместе с тем и реализованную прибавочную стоимость, которая прошла не только через стадию производства, но и через стадию обращения (9, с.267).
Отечественный ученый Ковалев В.В. в собственных работах указывает, что согласно экономическому подходу, прибыль представляет собой прирост капитала собственников организации (8, с.359).
Максимова В.Ф. с точки зрения микроэкономики утверждает, что прибыль является разницей между суммой совокупной выручки и совокупными затратами, разницей между доходами и расходами (10, с.221).
Рассмотрев различные точки зрения, на наш взгляд, можно согласиться с тем, что финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли, а также достигнутым уровнем рентабельности.
Сегодня в экономике существует такая классификация прибыли (7, с.91).
Валовая прибыль отражает конечный финансовый результат деятельности субъекта экономики и является суммой прибыли от продажи товаров (работ, услуг), имущества и сальдо доходов и расходов от прочей деятельности.
Прибыль от продаж является разностью между суммой валового дохода за минусом сумм обязательных платежей и затрат на сбыт за определенный временной период. Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж, скорректированная на прочие доходы и расходы субъекта экономики. Чистая прибыль субъекта хозяйствования - под ней понимается часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов в бюджет.
В зависимости от условий формирования прибыли различают и другие виды прибыли (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования (12, с.343)
Таким образом, был выполнен анализ подходов к определению финансовых результатов.
Механизм формирования и распределения финансовых результатов деятельности фирмы можно представить в виде следующей (17, с.28). На первом этапе предприятие получает общую выручку за проданную продукцию (товары, работы, услуги), после чего рассчитывается разница между этой выручкой и постоянными платежами, представляющими собой часть фиксированных (переменных) издержек предприятия (таких как НДС, акцизы).
Результат, полученный на основании данного расчета, называется «Выручкой-нетто». На втором этапе происходит формирование суммы валовой прибыли, при расчете которой учитываются постоянные издержки предприятия. Таким образом, из выручки-нетто вычитаются затраты на производство определенной продукции, то есть ее себестоимость.
На третьем этапе формируется величина прибыли от продаж. Она рассчитывается как разность между валовой прибылью и всеми операционными расходами предприятия (затраты на рекламу, оплата труда управленческого персонала, непредвиденные расходы).
На четвертом этапе определяется сальдо прочих доходов и расходов предприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Исходя из этого, к прибыли от продаж прибавляется положительное или отрицательное число, характеризующее сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом формируется балансовая прибыль фирмы. Наконец, на последнем этапе, происходит определение величины чистой прибыли. Для этого, к полученной ранее балансовой прибыли прибавляются суммы налоговых активов и вычитаются из нее имеющиеся налоговые обязательства.
Полученный показатель чистой прибыли характеризует конечный финансовый результат деятельности организации за рассматриваемый период.
Рассмотрев различные точки зрения, было определено, что финансовый результат определяется путем сопоставления доходов и расходов предприятия.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции (рис. 2).
Рисунок 2. Функции прибыли (27, с.72)
Из рисунка видно, что прибыль выполняет три основные функции:
выполняя оценочную функцию, прибыль выступает показателем, максимально полно оценивающим хозяйственную деятельность предприятия.
выполняя стимулирующую функцию, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности деятельности компании.
выполняя фискальную функцию, прибыль выступает источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.
Далее представим, что такое рентабельность.
Экономический эффект является абсолютным, объемным показателем, который отражает результат деятельности, который может быть просуммирован в пространстве и времени.
Согласно уровню управления, отраслевой принадлежности объекта и иного рода параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли (28, с.70).
Экономическая эффективность является относительным показателем, который соизмеряет полученный эффект с расходами и ресурсами, использованными для достижения данного эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени.
Экономическая эффективность функционирования компании выражается коэффициентами рентабельности.
1.2 Методика анализа прибыли
Форма финансовой отчетности организаций «Отчет о финансовых результатах» является основой для анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью увеличения прибыли. В качестве основы формирования прибыли выступает такая модель (рис. 4).
Согласно данной форме, сумма прибыли от продаж определяются таким образом.
Прибыль от продаж (стр. 2200) находят по формуле:
Пп = В – С – КР – УР = стр.2110 – стр.2120 –
- стр.2210 – стр.2220, (1)
где Пп – прибыль от продаж, руб.;
В – выручка от продажи, руб.;
С – величина себестоимости продаж, руб.;
КР – сумма коммерческих расходов, руб.;
УР – сумма управленческих расходов, руб.
Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Основными задачами анализа финансовых результатов предприятия являются (19, с.298):
изучение динамики состава и структуры прибыли фирмы, ее состояния и изменения;
факторный анализ изменения прибыли;
анализ рентабельности;
выработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов.
Представим формулы некоторых показателей динамики.
Темп роста по цепному способу находится (29, с.54):
〖 Тр〗_цс =П_i/П_(i-1) *100, (2)
где 〖Тр〗_цс - темп роста по цепному способу;
П_i - показатель за каждый период;
П_(i-1) - показатель за предыдущий период.
Темп прироста по цепному способу (〖Т∆〗_цс) находится по формуле:
〖 Т∆〗_цс=〖Тр〗_цс-100.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // СЗ. - 2000. - №32. Ст. 3340.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ. – 2011. - №50. Ст. 7344.
3. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгал-терскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 06.05.1999 №32н (ред. от 27.11.2020) // Экономика и жизнь. – 1994. - №24.
4. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгал-терскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015)// Экономика и жизнь. – 1999. - №24.
5. Авдеева, А.Е. Вариативность оценки финансовых результатов дея-тельности организации / А.Е. Авдеева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. - №5-10. – С.31-34.
6. Горфинкель, В.Я. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 296с.
7. Грибов, В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учеб-ное пособие / В.Д. Грибов. - М.: Академия, 2019. - 144с.
8. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 3-е изд. / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2017. - 1104с.
9. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - М.: Книга по требования, 2016. - 636с.
10. Микроэкономика: учебник / под ред. В.Ф. Максимовой. - М.: Юрайт, 2017. - 325с.
11. Найденова, Р.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Р.И. Найденова, А.Ф. Виноходова, А.И. Найденов. – М.: КноРус, 2017. - 208с.
12. Алиева, Н.М. Содержание, задачи и источники информации анализа финансовых результатов / Н.М. Алиева // Вопросы устойчивого развития обще-ства. - 2020. - №2. - С.343-345.
13. Белкина, В.В. Анализ рентабельности и деловой активности органи-зации / В.В. Белкина, С.В. Кулигина, Е.А. Нефедова // Экономика и социум. - 2020. - №1. - С.1067-1072.
14. Бубновская, Т.В. Развитие аналитического инструментария оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия / Т.В. Бубновская, Е.Ф. Ким // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - №1. - С.92-96.
15. Гоник, Г.Г. Рентабельность и пути ее повышения / Г.Г. Гоник, Р.Н. Даренский // Colloquium-journal. - 2020. - №13-5. - С.14-18.
16. Дорошенко, М.Н. Методика факторного анализа прибыли (убытка) от продаж предприятия / М.Н. Дорошенко // Финансовая экономика. – 2020. - №6. – С.260-263.
17. Дударева, А.Б. Мониторинг факторов, влияющие на повышение уровня рентабельности / А.Б. Дударева // Вестник сельского развития и соци-альной политики. - 2018. - №1. - С.26-29.
18. Завгородняя, И.В. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации и пути ее улучшения / И.В. Завгородняя, Ю.А. Орло-ва, Р.Е. Гаврилов, О.В. Тахумова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №7. - С.933-939.
19. Ивахненко, К.В. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия / К.В. Ивахненко // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №4. - С.297-301.
20. Кравченко, Л.Н. Анализ финансовых результатов деятельности ор-ганизации как важнейший элемент ее финансовой политики / Л.Н. Кравченко // Белгородский экономический вестник. - 2020. - №2. - С.191-196.
21. Критина, Е.Д. Методологические подходы к определению и анализу финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия / Е.Д. Кри-тина, М.Ю. Гранина // Современные экономические и информационные техно-логии. - 2020. - №1. - С.31-36.
22. Курочкина, С.Д. Бухгалтерский учет, аудит и анализ финансовых ре-зультатов деятельности организации / С.Д. Курочкина // Наука через призму времени. - 2020. - №5. - С.84-86.
23. Лукьянченко, А.В. Методы оценки рентабельности предприятия / А.В. Лукьянченко, М.А. Игнатова, Д.С. Павлов // Актуальные вопросы совре-менной экономики. – 2020. - №5. – С.364-368.
24. Маркова, Г.И. Факторный анализ прибыли от продаж (на примере ООО «Тыва-Розница» / Г.И. Маркова // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE: сборник статей XVIII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С.31-33.
25. Новикова, Н.Е. Отчет о финансовых результатах как информацион-ная основа принятия управленческих решений / Н.Е. Новикова, В.А. Новиков // Бухучет в строительных организациях. - 2020. - №6. - С.16-22.
26. Пайтаева, К.Т. Использование отчета о финансовых результатах для проведения финансового анализа / К.Т. Пайтаева, А.С. Шахидов // Экономика и бизнеса: теория и практика. – 2020. - №12-2. – С.187-191
27. Прудников, Д.А. Исследование методов управления процессами формирования и распределения прибыли / Д.А. Прудников // Студенческий вестник. – 2021. - №3-4. – С.72-76.
28. Романовская, Е.В. Анализ факторов, влияющих на прибыль пред-приятия / Е.В. Романовская, Е.А. Семахин, А.В. Захарова, Е.Д. Закунова // Мос-ковский экономический журнал. - 2020. - №5. - С.69-72.
29. Сергеева, И.И. Статистика: Учебник / И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева. – М.: Форум, 2021. – 304с.
30. Сигнатуллина, Л.Б. Финансовая диагностика деятельности экономи-ческого субъекта / Л.Б. Сигнатуллина, Ю.И. Чупова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2020. - №6. - С.16-22.
31. Умавова, М.Ю. Вопросы анализа финансовых результатов организа-ции / М.Ю. Умавова, Ж.Б. Рабаданова // Актуальные вопросы современной эко-номики. - 2020. - №5. - С.620-623.
32. Хоружий, Л.И. Формирование прибыли от продаж в прогнозном от-чете о финансовых результатах / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2020. - №3. – С.18-28.
33. Шустова, Ю.Н. Совершенствование методики анализа финансовых результатов / Ю.Н. Шустова // Студенческий вестник. 2020. №18-7. С.49-51.
34. Щербакова, Н.Ф. Особенности анализа финансовых результатов коммерческой организации на современном этапе / Н.Ф. Щербакова, А.В. Куд-ряшова // Современная экономика: проблемы и решения. 2020. №3. С.132-142.