Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из важнейших показателей экономики страны является доля малого, среднего и крупного бизнеса.
Развитие предпринимательства снижает негативное влияние экономических кризисов, повышает экономическую активность населения, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства.
Однако сегодня малый и средний бизнес сталкивается с большим количеством угроз и рисков, в том числе правовых, институциональных, экономических и др. Малый бизнес, как никто другой, чувствует колебания рынка, изменения общей экономической ситуации в стране, реагируя на это изменением количества предприятий, изменением структуры спроса и предложения. Малый бизнес - лакмусовая бумажка экономики, и здоровье экономики зависит от условий, в которых она работает.
Интенсификация функционирования малого бизнеса имеет ряд преимуществ: увеличение числа собственников; увеличение доли экономически активного населения; создание дополнительных рабочих мест, стимулирование профессионального роста населения, отбор наиболее энергичных, способных личностей, для которых малый бизнес становится начальной школой самореализации. Следует отметить, что активизация роста малого бизнеса особенно актуальна для регионов, где основные отрасли экономики сосредоточены именно в этом секторе экономики.
На сегодняшний день можно констатировать, что система поддержки предприятий носит не целевой, а общий характер, независимо от видов деятельности. В результате возникает дисбаланс между программами поддержки бизнеса и фактической потребностью последних в определенных видах целевых программ.
В этом контексте важна роль органов местного самоуправления (муниципальных образований), поскольку они непосредственно контактируют с местным бизнесом и влияют на деловой климат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как за счет грамотного расходования бюджетных средств, так и за счет правильности мер поддержки малого предпринимательства.
Степень разработанности проблемы в экономической литературе. Становлению и развитию предпринимательства посвящено большое количество работ, в том числе таких экономистов, как Агеев С. В., Акимов С. Ю., Буров В. Ю., Крюков С. П. и др. Однако, несмотря на достаточно высокую степень разработанности проблемы, в связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией, вопросы поддержки предпринимательства требуют дальнейшего изучения работ этих и других экономистов, использованных при написании данной работы.
Объектом исследования является Ленинградская область.
Предметом исследования являются общественные отношения в области поддержки субъектов предпринимательской деятельности.
Цель работы – исследовать предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества.
Основные задачи работы:
изучить сущность предпринимательства;
рассмотреть законодательство о предпринимательстве;
раскрыть развитие крупного предпринимательства Ленинградской области ;
выявить проблемы и пути развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области.
В работе использованы научные методы исследования: диалектический, формально-логический, методы анализа, индукции и дедукции, а также частные методы, в том числе: системно-структурный, системно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой методы.
Структура работы обусловлена целями и задачами проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества
1.1. Сущность предпринимательства
Все предприятия, являющиеся неотъемлемой частью национальной экономики России, по своим размерам и общепринятой терминологии подразделяются на 3 группы: крупные, средние и малые.
Каждая группа имеет свои специфические интересы, которые определяют стратегии их экономического поведения, то, как они соотносятся с государственной политикой, с вопросами социального, экономического, политического и национального характера.
Для сравнения - критерии малого среднего и крупного бизнеса в таблице:
Таблица 1
Критерий Малый Средний Крупный
Доход До 800 млн руб- До 2 млрд руб. Более 2 млрд рублей
Количество сотрудников 100 работников Среднесписочное количество сотрудников среднего бизнеса: 101—250 работников Более 250 работников
Доля участия третьих лиц в уставном капитале Совокупная доля участия РФ, субъектов РФ, государственных учреждений, общественных, религиозных организаций и фондов не более 25%. Для других юридических лиц (иностранных и тех, которые не являются субъектами МСП) максимальная доля — 49%. Если участники относятся к МСП, то их доля не ограничена.
Взаимодействие малых, средних и крупных предприятий в наше время является основой современной рыночной экономической системы. Каждая из этих форм предпринимательства относится к хозяйствующим субъектам экономики и выполняет определенную роль. Крупнейшие синдикаты в основном определяют экономическую и техническую мощь страны. Для крупного предпринимательства характерна тенденция к монополизации экономики, вхождению и интеграции малых и крупных предприятий.
Сферой деятельности средних предприятий, действующих на основе национальных интересов, является внутренний рынок. Средний бизнес состоит из малого бизнеса. А они представляют собой сеть собственников частных предприятий, оказывающих непосредственное влияние на уровень развития государства. Они также являются важнейшим элементом экономики и показателем стабильности и экономического благополучия страны. Деятельность крупных и средних предприятий опирается на малые предприятия, что свидетельствует об их значимости и высокой значимости для всей экономики [14].
В мировой практике существуют различные подходы к классификации понятия «предпринимательство» и критерии отнесения его к категории «малый бизнес». К наиболее часто используемым критериям относятся: численность работников малого предприятия (средняя численность постоянных и неполных работников); размер уставного капитала; финансовые показатели малого предприятия (чистая прибыль, общий доход, оборот); вид деятельности предприятия.
Предпринимательство в России всегда вызывало противоречивые чувства, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Предприниматель - это человек, у которого есть желание и способность реализовать инновационную идею. Все предпринимательство основано на инновационном моменте и коммерческой жилке менеджеров. Но так было не всегда. Изначально предприниматели прошли сложный путь от периода становления до нынешней ситуации и доказали свое право на полноценное существование в социально – экономической системе. Рассмотрим исторические этапы развития предпринимательства.
Этап становления предпринимательства определялся изменением политической системы. Старая система перестала существовать, а вместе с ней изменилась и коммерческая. У нас еще не было времени создать новый, поэтому мы дали каждому возможность открыть свой собственный бизнес. Для предпринимателей этот этап был самым сложным. Поскольку не было никакой правовой базы, не было и возможности отстоять свои права. Многие купцы были вынуждены решать проблемы самостоятельно. В это время
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 30 июля.
4. Арустамян, Е.С. Перспективы развития малого бизнеса в РФ / Е.С. Арустамян // Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 7-13.
5. Арутюнян, К.Н. Понятие и содержание административно-правового регулирования в сфере малого предпринимательства / К.Н. Арутюнян // Право и жизнь. – 2018. – № 4. – С. 32-37.
6. Бабина, Н.В. Предпринимательская деятельность. Трастовые услуги населению: учебное пособие / Н.В. Бабина. – М.: Альфа-М, 2019. – 240 c.
7. Беспалов, М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России / М.В. Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 232 c.
8. Брижанина, Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 32-37.
9. Валиева, И.Л. Государственная поддержка малых предприятий / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 41. – С. 7-11.
10. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 330 c.
11. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К, 2020. – 519 с.
12. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2018. – № 3. – С. 28-32.
13. Глинова, Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России / Т.А. Глинова // Концепт. – 2020. – № 8. – С. 1-6.
14. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В.Я. Горфинкель. – М.: Инфра-М, 2020. – 349 с.
15. Грязнова, А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. – М.: КноРус, 2018. – 680 с.
16. Ильин, И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. – 2018. – № 2. – С. 42-46.
17. Ксанаева, М.Б. Современные тенденции в развитии малого бизнеса / М.Б. Ксанаева, М.В. Аликаева // Российское предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 26-32.
18. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2020. – 288 с.
19. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Инфра-М, 2020. – 192 c.
20. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КноРус, 2018. – 77 c.
21. Леликова, Н.А. История и современные тенденции развития малых предприятий в России / Н.А. Леликова, Е.В. Конвисарова // Успехи современного естествознания. – 2020. – № 1. – С. 496-498.
22. Ляшевич, И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И.А. Ляшевич // Журнал российского права. – 2020. – № 5. – С. 62-66.
23. Мацаев, Э.В. Проблемы управления малым и средним бизнесом в России и некоторые пути их решения / Э.В. Мацаев. – М: Юстицинформ, 2018. – 453 с.
24. Митрофанова, И.А. Налогообложение малого бизнеса в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И.А. Митрофанова, А.А. Эрентраут // Молодой ученый. – 2020. – № 1. – Т.1. – С. 130-135.
25. Москвитина, Е.И. Проблема развития сферы развития малых предприятий в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // Science Time. – 2018. – № 11. – С. 248-250.
26. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебник / В.Н. Наумов. – М.: Инфра-М, 2018. – 313 с.
27. Поповиц, В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса / В. Поповиц // Консультант. – 2020. – № 23. – С. 67-69.
28. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2019. – 664 с.
29. Резник, С.Д. Основы предпринимательской деятельности: учебник / С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е. Черницов. – М.: Инфра-М, 2020. – 287 с.
30. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: МФПУ Синергия, 2019. – 464 c.
31. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.П. Самарина. – М.: КноРус, 2018. – 128 c.
32. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. – М.: Юстицинформ, 2018. – 543 с.
33. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Молодой ученый. – 2018. – № 4. – С. 620-622.
34. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: Рабочая тетрадь: учебное пособие / О.И. Филиппова. – М.: Academia, 2019. – 288 c.
35. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь / О.И. Филиппова, Л.А. Волкова, Н.В. Малецкая. – М.: Academia, 2018. – 340 c.
36. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: Рабочая тетрадь: учебное пособие / О.И. Филиппова. – М.: Academia, 2018. – 16 c.
37. Ходов, Л. О структуре малых предприятий и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2020. – №7. – С. 147-151.
38. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 420 c.
39. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
40. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2018. – 352 c.
41. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2020. – 16 c.
42. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
43. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2018. – 288 c.
44. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
45. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.