Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования описаны самые главные задачи по развитию эстетических эмоций детей: способность «быть солидарным в поступках и неудачах, проявлять радостное отношение к успехам других, осознано показывать и проявлять свои эмоции и чувства». Стратегии и специфика этой работы определяются вариативной образовательной программой и опытом педагогов.
Дошкольный возраст – самый главный этап, который закладывает основу эмоциональной сферы ребенка.
Этой проблемой занимались таки известные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые обосновали, что яркие эмоции помогают и создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.
Самое главное в дошкольном возрасте это художественное переживание, возможность насытить разными способами эмоциональную сферу детей и сформировать их ценностные ориентиры. Музыкальное искусство как ни как выступает важным звеном в ознакомлении детей с миром эмоций, переживаний и чувств человека.
По свое структуре музыкально-игровая деятельность эмоционально привлекательна для ребёнка, она включает в себя многие виды музыкальной деятельности: пение, музыкально - ритмическое движение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Методику организации музыкально - игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: О.А. Буренина, Н.Г. Куприна, О.Н. Радынова, Т.Э. Тютюнникова и др. Однако практика работы свидетельствует о недостаточности методической оснащенности данного процесса.
Таким образом, проблема развития эстетических чувств у дошкольника заключается в противоречии между необходимостью развития эстетических чувств у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием средств предметной учебной деятельности для формирования у детей эстетических чувств.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить формирование эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Объект – процесс формирование эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Предмет - музыкально-дидактических игр как средство формирование эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие «эстетических эмоций» в психолого-педагогической литературе
2) Определить роль музыкально-дидактических игр как средство формирование эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста
3) Вывить уровень эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста
4) Составить комплекс упражнений с использованием музыкально-дидактических игр как средство формирование эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования. ДОУ № 345
Структура работы: Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Анализ понятия «эстетические эмоции» в психолого-педагогической литературе
Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
По своему существу эмоции и чувства - это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности -ее эмоциональную сферу [4].
Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека [16].
Отличительные особенности эмоции: С точки зрения эволюции, эмоции -это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.
Эмоции в большей мере связаны с удовлетворением естественных потребностей. Чувства же возникают при удовлетворении высших социальных, в том числе, духовных потребностей.
Эмоции носят ситуативный характер. Они отражают отношение субъекта к объекту в данный момент. Чувства, в отличие от эмоций, обладают относительной устойчивостью и постоянством. Они отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей.
Чувства – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека. В них отражается значение каких-либо явлений, предметов, событий для человека, его внутреннего мира, потребностей и мотивов [11].
Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию.
Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности. Отличительные особенности чувств: Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяют динамику и содержание эмоций. Чувства связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.[18]
Чувства – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека. Кроме того, чувства субъективны, что объясняется различной значимостью тех или иных предметов и явлений для разных людей. Еще одно свойство чувств – амбивалентность, или двойственность: в одном и том же чувстве могут объединяться и перетекать друг в друга эмоции положительные и отрицательные (так, любовь сопровождается и гневом, и радостью, и отчаянием, и ревностью и т.п.) [6].
Эстетические чувства - эмоциональные состояния, возникающие в процессе эстетического восприятия явлении действительности. Представляют собой специфическое переживание, вызываемое этим восприятием.
Эстетическими называются такие чувства, которые вызываютсяу нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов.
Радость печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть —все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства [8].Они оказывают регулирующее влияние на поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности. Эстетические чувства означают особую качественную характеристику тех чувств, с помощью которых человек видит, слышит, ощущает и т.п., первично оценивая действительность. [15]
Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи).Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства –э то отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического[20].
При восприятии произведений искусства человек не пассивно переживает приятные или неприятные эмоции. Он всей своей сущностью участвует в событиях, в которые втягивает его художник. В эстетических чувствах присутствует волнение за судьбы героев, имеющее определенную линию развития — от зарождения чувства к его максимальной интенсивности и разрядке. Мы радуемся торжеству справедливого дела, за которое борются герои, которым мы симпатизируем, и испытываем страх,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2010
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] /Н.А. Ветлугина. - М.: Академия, 2014. – 356с
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 2011.
4. Выготский А.С. Психология искусства. - М., 1965.-256с.
5. Выготский Л. С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 2014. Т.4.
6. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. Соч. - Т. 4. - М., 2014. - 90 с
7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 2013.
8. Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. - 2012. - №2. - 51-54 с
9. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: «Академия», 2014. - 288 с.
10. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 64 с.
11. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников.-М., 2012.
12. Музыка в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной.-- М.: Просвещение, 2010
13. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. - Л.: Музыка, 2010. - 340 с.
14.Музыкольно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] /Ред. А.С. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: АСТ, 2014. -349с.
15.Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] /Г.П. Новикова.-М.: Академия, 2012.- 285с.
16. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) / Под ред. В.И.Лубовского. - Смоленск: Педагогика, 2014. - 110 с.
17. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с. — ISBN 978–5-86775–813–4.
18. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2019. - 204 с.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой - М.: Мозаика - синтез, 2019.-208с.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
21. . -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
22. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М., 2019.
23. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 304 с.