Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные люди не отличаются хорошим здоровьем, что связано с рядом негативных факторов – техногенных, экологических, медицинских, социальных и т.д.
Качество здоровья населения всей страны и конкретного региона зависит от целого множества аспектов, которые в Российской Федерации и ее регионах носят, скорее, неблагоприятный характер.
В связи с этим, отношение населения к медицине зачастую определяется как негативное, что приводит к отказу людей от посещения врача и слишком поздней диагностике серьезных и опасных заболеваний.
Цель исследования – проанализировать здоровье россиян и отношение населения к медицине в Российской Федерации в целом и в Республике Башкортостан в частности.
Объект исследования – жители Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Предмет исследования – здоровье россиян и отношение населения к медицине в Российской Федерации и в Республике Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать основные подходы к определению понятия «здоровье».
2. Рассмотреть структуру ценностного отношения к здоровью.
3. Определить принципы формирования отношения населения к медицине
4. Провести анализ статистических данных по здоровью населения в Российской Федерации и Республики Башкортостан.
5. Выявить основные проблемы здоровья населения в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
6. Определить предлагаемые пути решения проблем здоровья населения в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
7. Провести социологический опрос населения Республики Башкортостан для выявления отношения к медицине и разработать практические рекомендации по его улучшению.
Гипотеза исследования: здоровье населения и отношение его к медицине зависит от качества предоставления медицинской помощи в конкретном субъекте.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, контент-анализ, опрос, статистический, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научных источников по проблеме здоровья населения и формирования отношения граждан к медицине. Полученные данные могут быть полезны для дальнейших исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и апробацией опросника для выявления отношения населения к медицине. Данный опросник может быть универсальным для проведения исследования в любом регионе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие «здоровье населения» и принципы формирования отношения к медицине
1.1. Основные подходы к определению понятия «здоровье»
На сегодняшний день существует более сотни различных определений понятия «здоровье». В исследовании П.И. Калью анализируется 79 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Автор выделяет шесть типов существенных элементов определения здоровья [Калью, 1988, с. 56]:
1. Здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье как динамическое равновесие жизненных функций организма.
3. Здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и труде.
4. Способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
5. Отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов.
Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его равновесием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Так, И.И. Брехман одним из первых предложил информационно- психологическую трактовку сущности здоровья: «Здоровье человека-это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость перед лицом резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [Брехман, 1990, с. 99].
В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье – это динамическое состояние, «процесс сохранения и развития физиологических свойств, психических и социальных потенциалов». Процесс максимальной продолжительности жизни при оптимальной работоспособности и активности [Казначеев, 2006, с. 40].
Существует три типа здоровья: физическое (соматическое), психологическое и социальное.
Физическое здоровье (соматическое) является важнейшим компонентом в сложной структуре здоровья человека. Она определяется способностью организма к саморегуляции. Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся способностью адаптироваться к различным факторам внешней среды, уровнем физического развития, физической и функциональной готовностью организма к выполнению физических нагрузок [Лисицын, 1988, с. 200].
Содержание физического здоровья часто связывают с понятием возраста человека. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма, как отдельных его тканей, органов, систем, так и всего организма в целом. Физическое здоровье – это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основой физического здоровья являются морфофункциональные резервы клеток, тканей, органов и систем организма, обеспечивающие адаптацию организма к различным факторам [Зинченко, 2012, с. 300].
Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована основными потребностями, которые доминируют в ней на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом для развития человека (формирования его соматического здоровья), а с другой стороны, обеспечивают индивидуализацию этого процесса [Даниленко, 2016, с. 222].
Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья является состояние общего психического комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние определяется потребностями биологической и социальной природы и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение основных потребностей является основой нормального психического здоровья человека [Березовская, 2011, с. 100].
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основа нравственного компонента здоровья человека определяется системой ценностей, установок и мотивов индивидуального поведения в социальной среде. Этот компонент связан с универсальными истинами добра, любви и красоты. Этот компонент во многом определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием [Варфоломеева, 2019, с. 20].
Институт гигиены детей и подростков использует 4 критерия для комплексной оценки состояния здоровья [Деркунская, 2006, с. 40]:
1) наличие или отсутствие хронических заболеваний на момент обследования;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям;
4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
1.2. Структура ценностного отношения к здоровью
По мнению Е.Н. Вайнера, в структуру ценностного отношения к здоровью и жизни должны входить следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный образ жизни, психофизиологическая регуляция, сексуальная культура, закаливание, отсутствие вредных привычек, валеологическое воспитание. Рассмотрим эти факторы более подробно [Вайнер, 2007, с. 14].
Оптимальный двигательный режим двигательная активность (активность) является обязательным и определяющим фактором, определяющим развертывание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития.
Физическая активность – это целенаправленная двигательная активность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личной мотивации и социальных потребностей. В настоящее время человечеством накоплены многочисленные примеры благотворного влияния физических нагрузок на уровень обменных процессов, функции внутренних органов, мышечной ткани, увеличение емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека [Яковлева, 2021, с. 70].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Республики Башкортостан № 608-з «Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан» от 04 декабря 2012 года (в действ. ред. от 06 декабря 2021 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/446174109 (Дата обращения: 23.01.2022).
2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д : Феникс; Киев : Здоровье, 2000. – 243 с.
3. Березовская Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров // Психология здоровья. – 2011. – № 3. – С. 100–110.
4. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: МГУ,1990. – 212 с.
5. Вайнер, Э.Н. Основы демографического воспитания школьников: беседы классного руководителя / Э.Н. Вайнер // Здоровье детей. – 2007. – №1. – С. 14–20.
6. Варфоломеева, Т.В. Социологическое исследование отношения подростков к здоровому образу жизни / Т.В. Варфаломеева, Н.С. Алпатова, Д.В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 20–29.
7. Даниленко, О.И. Душевное здоровье и культура. Психология здоровья: учебник для вузов / О.И. Даниленко; под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2016. – 607 с.
8. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 98 с.
9. Зинченко, В.П. Психологические основы здоровья / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2012. – 432 с.
10. Казначеев, В.П. Здоровье нации, просвещение, образование / В.П. Казначеев. – М.: Кострома: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006 – 59 с.
11. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. – М., 1988. – 234 с.
12. Котова, Г.Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи / Г.Н. Котова, Е.В. Нечаев, П.А. Гучек // Здравоохранение Российской Федерации. – 2001. – № 4. – С. 22–26.
13. Кучеренко, В.З. Становление и развитие социальной медицины, организации и экономики здравоохранения в России / В.З. Кучеренко, В.В. Гришина. – М.: Владос, 2012. – 160 с
14. Лисицын, Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность / Ю.П. Лисицын. – М.: Мысль, 1988. – 358 с.
15. Никифоров, О.В. Компетентностная составляющая и ее становление в структуре оценки подготовленности выпускников педагогического вуза: диссертация кандидата педагогических наук / О.В. Никифоров. – М., 2007. – 149 с.
16. Пилипцевич, Н.Н. Первичная медико-санитарная помощь в системе медицинского обслуживания населения / Н.Н Пилипцевич // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2007. – № 2. – С. 4–9.
17. Попова, С.А., Тищенко, Е.М. Особенности отношения населения к медицинским услугам / С.А. Попова, Е.М. Тищенко // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] file:///C:/Users/Чебурек/Downloads/osobennosti-otnosheniya-naseleniya-k-meditsinskim-uslugam-obzor-literatury.pdf (Дата обращения: 23.01.2022).
18. Яковлева, А.П. Основные подходы к исследованию здоровья населения: теория и методология проблемы / А.П. Яковлева // Вестник медицины. – 2021. – № 3. – С. 70–78.