Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальные последствия конфликтов, их функциональная направленность находятся в центре внимания социологов, философов, конфликтологов. Конфликт тем и интересен, что приводит к определенным, нередко неожиданным результатам. Именно те или другие последствия стимулируют поиски учеными причин возникновения, условий эскалации конфликтов, роз разработку технологий предупреждения и урегулирования социальных конфликтов. Не только представители конфликтологического направления (от К. Маркса до Р. Дарендорфа), но и исследователи, негативно оценивающие конфликт (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс), отмечали влияние конфликтов на изменение социальных структур, норм и ценностей. Философским, экономическим и историческим обоснованием объективной необходимости позитивной роли классовых конфликтов, были работы
К. Маркса, где сломано позитивистское представление о конфликте как болезнь или отклонение от нормального эволюционного су совместного развития. Более того, именно наличие конфликтов в обществе должно стать нормой, взятой на вооружение в настоящее время западными и отечественными конфликтологами.
В повседневном общении научная категория «конфликт» уже давно вошла в повседневный лексикон. Этот термин активно используется не только для обозначения вооруженных столкновений или военного противостояния, но и в сфере управленческой деятельности, семейных взаимоотношений и повседневной жизни. Человеческая жизнь противоречива, в ней каждая личность стремится определенным образом самоопределиться и утвердиться в процессе конфликтного взаимодействия. Таким образом, можно утверждать, что конфликт сегодня не принадлежит какой-либо одной отрасли научных знаний, а используется в различных аспектах. Конфликт как социальный феномен глубоко проник все сферы жизни человека, как результат – конфликтология обогащается жизненным опытом и достижениями всех отраслей.
В настоящее время существует тенденция к решению новых и углубление уже существующих конфликтных взаимодействий в различных сферах общественной жизни. Можно констатировать, что в настоящее время общество оказалось не готовым к решению конфликтных противостояний, не выработано конкретных и действенных механизмов их предупреждения. Стоит заметить, что избежать большинства конфликтов и их последствий невозможно, а следовательно, возникла насущная потребность основательно изучить и исследовать сущность, динамику и опыт решения того или иного вида конфликтного взаимодействия. Такие знания существенно помогут в определении наиболее оптимальных способов прогнозирования, предотвращения и разрешения конфликтного взаимодействия во всех сферах жизни. Это и определило актуальность темы курсовой работы.
В теории и практике конфликтологии как научной области знаний можно выделить несколько основных направлений исследования гармоничного и толерантного выхода из конфликтных ситуаций. Это, в частности: разработка понятийного аппарата и схем анализа конфликтов; типология конфликтов, установления их причин и стратегий решения; условия предупреждения и рекомендации по их конструктивному решению. Исследованию этих проблем посвятили свои научные разработки Е. М. Бабосов [2], Н. И. Пирен [14],
Н. В. Цюрупа [18]. Г. И. Козырев [8] и В. И. Шкиль [7], А.Я. Анцупов [1],
А.И. Шипилов [1]. Однако до сих пор не выяснены все аспекты указанной проблемы.
С учетом этого цель курсовой работы – проанализировать сущность, классификацию и способы регулирования социальных конфликтов: сравнительный анализ в классической и современной социологии.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать марксистскую теорию социального конфликта.
2. Рассмотреть конфликтологическую парадигму исследования религиозного феномена К. Маркса и современные теории социологии.
3. Проанализировать теории конфликтного функционализма.
4. Дать характеристику диалектической теории конфликта.
Объект исследования – конфликты как социально-психологическое явление.
Предмет исследования – теории социальных конфликтов.
1 К. Маркс и современные конфликтологические теории
1.1 Марксистская теория социального конфликта
Теория социальных конфликтов - это макроориентированная парадигма в социологии, которая рассматривает общество как арену неравенства, порождающего конфликты и социальные изменения. Ключевыми элементами этой точки зрения являются то, что общество устроено таким образом, чтобы приносить пользу немногим за счет большинства, а такие факторы, как раса, пол, класс и возраст, связаны с социальным неравенством. Для теоретика социальных конфликтов все дело в отношениях доминирующей группы и меньшинства. Карл Маркс считается «отцом» теории социальных конфликтов.
Карл Маркс (1818-1883) - немецкий философ, социолог, экономист и социалист-революционер. Маркс предложил теорию капитализма, основанную на его идее о том, что люди в основном производительны - чтобы выжить, люди должны работать. Он также считал, что у людей есть два отношения к средствам производства: вы либо владеете производительной собственностью, либо работаете на того, кто ею владеет.
Столкновение между собственниками и рабочими лежит в основе мышления Маркса. В индустриальном, богатом обществе, как может так много людей быть бедными? В основе мышления Маркса лежит социальный конфликт, который представляет собой борьбу между группами в обществе за скудные ресурсы. Однако главной заботой Маркса был классовый конфликт, который возникает из-за того, как общество производит материальные блага.
Карл Маркс жил на ранних стадиях промышленного капитализма в Европе. Маркс считал, что владельцами этих отраслей промышленности были капиталисты, те люди, которые владеют и управляют предприятиями в погоне за прибылью. Система капитализма превращает большинство людей в любом обществе в пролетариев, тех людей, которые продают свой труд за заработную плату. По мнению Маркса, такая система неизбежно приведет к классовому конфликту между капиталистами и пролетариатом.
Маркс далее полагал, что капитализм приведет к чувству отчуждения у рабочих. Отчуждение - это переживание изоляции и страданий, которые возникают в результате чувства бессилия. Единственный способ избежать этого - реорганизовать общество. Он представлял себе систему экономического производства, которая могла бы обеспечить потребности всех членов общества. По его мнению, социализм был ответом на недостатки капиталистической системы.
Своим возникновением теоретическая конфликтология обязана Марксу, Зиммелю, Козеру и Дарендорфу. Маркс раскрыл социально-структурные причины конфликтов, условия их преодоления и подчеркнул антагонистический характер конфликта. Теория конфликтов утверждает, что напряженность и конфликты возникают, когда ресурсы, статус и власть неравномерно распределяются между группами в обществе, и что эти конфликты становятся двигателем социальных изменений. В этом контексте власть может пониматься как контроль над материальными ресурсами и накопленным богатством, контроль над политикой и институтами, составляющими общество, а также социальный статус человека по отношению к другим (определяемый не только классом, но и расой, полом, культурой и религией, среди прочего). [1, с. 78].
Теория конфликта возникла в работах Карла Маркса, который сосредоточился на причинах и последствиях классового конфликта между буржуазией (владельцами средств производства и капиталистами) и пролетариатом (рабочим классом и беднотой). Сосредоточив внимание на экономических, социальных и политических последствиях подъема капитализма в Европе, Маркс предположил, что эта система, основанная на существовании могущественного класса меньшинства (буржуазии) и угнетенного класса большинства (пролетариата), создала классовый конфликт, потому что интересы двух противоречили, и ресурсы были несправедливо распределены между ними.
В рамках этой системы неравный социальный порядок поддерживался с помощью идеологического принуждения, которое создавало консенсус - и принятие ценностей, ожиданий и условий, определенных буржуазией. Маркс теоретизировал, что работа по достижению консенсуса была проделана в «надстройке» общества, которая состоит из социальных институтов, политических структур и культуры, и то, ради чего она создавала консенсус, было «основой», экономическими производственными отношениями.
Маркс полагал, что по мере ухудшения социально-экономических условий для пролетариата у них разовьется классовое сознание, которое выявит их эксплуатацию со стороны богатого капиталистического класса буржуазии, а затем они восстанут, требуя изменений, чтобы сгладить конфликт. Согласно Марксу, если изменения, внесенные для смягчения конфликта, сохранят капиталистическую систему, то цикл конфликта повторится. Однако, если бы внесенные изменения создали новую систему, подобную социализму, тогда были бы достигнуты мир и стабильность. [3, с. 56].
Многие социальные теоретики опирались на теорию конфликта Маркса, чтобы укрепить ее, развить и усовершенствовать на протяжении многих лет. Объясняя, почему теория революции Маркса не проявилась при его жизни, итальянский ученый и активист [7, с. 21].
Антонио Грамши утверждал, что власть идеологии оказалась сильнее, чем предполагал Маркс, и что необходимо проделать большую работу, чтобы преодолеть культурную гегемонию или править с помощью здравого смысла. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, критические теоретики, принадлежавшие к Франкфуртской школе, сосредоточили свою работу на том, как рост массовой культуры - массового искусства, музыки и средств массовой информации - способствовал поддержанию культурной гегемонии [18, с. 14].
Многие другие использовали теорию конфликта для разработки других типов теорий в социальных науках, включая феминистскую теорию, критическую расовую теорию, постмодернистскую и постколониальную теорию, постструктурную теорию и теории глобализации и мировых систем.
Итак, хотя первоначально теория конфликтов описывала классовые конфликты конкретно, с годами она стала использоваться для изучения того, как другие виды конфликтов, такие как конфликты, основанные на расе, гендере, религии, культуре и национальности, среди прочего, являются частью современных социальных структур и как они влияют на нашу жизнь.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Учебник для ВУЗов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 320 с.
2. Бабосов Е. М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов /
Е. М. Бабосов. – Минск: РИВШЦ, 2012. – 464 с.
3. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе / Н.В. Гришина // В сборнике: Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 2013. - С. 84-96.
4. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение/А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2012 – 130 с.
5. Кайдалов, Д.П. Единоначалие и коллегиальность/ Д.П. Кайдалов, Е.И.Суименко – М.: Юнити, 2009. – 280 с.
6. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. – М.: Политиздат, 2010. – 271с.
7. Козер, Л. Функции социального конфликта/Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2010. – 130 с.
8. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г. И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 176 с.
9. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 2016. – 448 с.
10. Конфликтология: учебник для вузов / В. П. Ратников и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.
11. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. – М.: Юстицинформ, 2014. – 158 c.
12. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/У. Мастенбрук. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 255 с.
13. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А. Петровской.-М.: МГУ, 2011. – 311 с.
14. Пирен М. И. Конфликтология: учебник / М. И. Пирен. – М.: МАУП, 2003. – 360 с.
15. Самыгин, С.И. Психология управления: учебное пособие/С.И. Самыгин,
Л. Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 270 с.
16. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления/Д.Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 2011. – 191 с
17. Финькевич Л.В. Конфликтология. Учебно-методическое пособие /
Л.В. Финькевич. – Минск: БГПУ, 2012. - 32 с.
18. Цурюпа Н. В. Основы конфликтологии и теории переговоров: уч. пособие / Н. В. Цурюпа. – М.: Кондор. 2004. – 172 с.
19. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.
20. Шкиль А. И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива / А. И. Шкиль. – М.: Наука, 2013. – 152 с.