Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Усиление рыночной и экономической власти на определенном товарном рынке единственного производителя блага приводит к монополизации всей отрасли и установлению благоприятных условий для извлечения сверхприбылей такой фирмы. Однако монополизация рынка также приводит и к ограничению свободы выбора потребителями благ и услуг либо к невозможности приобрести благо по более низкой цене. Таким образом, монопольная власть производителя товара может нанести значительный урон как экономической активности остальных фирм-конкурентов, так и общественному благосостоянию, который проявляется в завышенных ценах на некоторые виды товаров, уменьшении объема выпуска, а также процветанию экономически необоснованных прибылей некоторых компаний. Для минимизации степени монополизации рынка государство призвано проводить антимонопольную политику, для чего оно рассчитывает различные показатели монопольной власти.
Предметом данной контрольной работы является конкуренция и монопольная власть производителей товаров и способы ее измерения.
Целью работы выступает комплексный анализ основ конкуренции и монополизации рынков, источников, последствий развития на рынке монопольной власти и определении основных индексов монополизации с целью минимизации ее степени.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность конкуренции,
описать основные виды монопольной власти,
проанализировать основные источники монополизации рынков,
изучить антимонопольную политику в России,
исследовать показатели или индексы монопольной власти,
раскрыть пути минимизации монополии.
Работа состоит из двух частей, в которых анализируются теоретические аспекты и сущность конкуренции и монополии, а также проводится их анализ на примере российской экономики.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования авторов в области микроэкономики, экономические порталы и ресурсы Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОПОЛИИ
1.1 Понятие, сущность и особенности монополии как формы рыночной структуры
Отношения на рынке между производителями различных благ могут строиться на основе разных принципов. В связи с этим выделяют, как правило, конкурентные и монополистические отношения. Рассмотрим их сущность и выделим основные отличия между данными понятиями.
Конкуренция – слово, произведенное от латинского «concurro», означающего «сталкиваться». Это основное понятие рыночной экономики, основанной на частной собственности, означающее борьбу производителей на рынке за возможность получать наиболее высокие прибыли. Идеальная конкуренция, в представлении экономистов – это рынок с неограниченным количеством продавцов и товаров, среди которых покупатель выбирает лучший .
На практике неценовые, а порой и недобросовестные формы конкуренции зачастую предоставляют преимущество отдельным производителям или их группам. Правительства экономически развитых стран создают для своих производителей льготные условия, не допуская появления на рынках посторонней продукции.
Конкуренция в конечном итоге приводит к вытеснению с рынка мелких производителей либо к полному контролю их деятельности крупными компаниями, имеющими возможность влиять на механизм ценообразования, потоки сырья и энергоресурсов.
В представлении современных экономистов конкуренция – это мощный фактор самоорганизации рынка, который автоматически приводит к успеху тех участников экономического процесса, которые смогут предложить потребителю самые выгодные условия.
Считается, что рыночный конкурентный процесс обязательно способствует устранению недобросовестных участников рынка и их вытеснению, так как покупатель всегда выбирает лучшее соотношение цены и качества товара.
Объектом конкуренции является конечный потребитель, принимающий решение о покупке того или иного товара или услуги в соответствии с их качеством и доступностью.
В определенной степени наличие конкуренции является благом не только для экономики, но и для любой сферы деятельности: науки, искусства, шоу-бизнеса и т.д. Участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать качество своей продукции, уровень сервиса и другие факторы, в соответствии с которыми потребитель делает свой выбор в пользу того или иного продукта.
В то же время свободная, ничем не ограниченная конкуренция обязательно приводит к появлению одного или нескольких сильнейших производителей, которые получают господствующие позиции на рынке и могут диктовать остальным свои условия. Поэтому в законодательствах многих стран имеются антимонопольные законы и другие регуляторы, ограничивающие конкурентную борьбу разумными рамками.
В целом механизм конкуренции чрезвычайно полезен для развития экономики и общества в целом. Он не дает ни одному из участников рынка успокаиваться на достигнутом, поощряет поиск новых, более привлекательных и экономически выгодных решений. В конечном итоге от конкуренции выигрывает потребитель, который получает достаточно качественные продукты по разумной цене.
Поскольку конкуренция является многоплановым понятием, экономисты различают множество ее видов в зависимости от принципа систематизации.
По принципу организации рыночных условий конкуренция может быть :
- совершенной – при наличии множества независимых и равноправных производителей, свободного доступа к ресурсам и товарам, свободно распространяемой информации, а также сопоставимости продуктов по основным показателям;
- несовершенной – осуществляемой при нарушениях принципов равноправия участников рынка, ограничении самостоятельности производителей, контроле отдельных участников рынка за его сегментами и т.д.
Рис.1.Виды конкуренции
По характеру своего развития конкуренцию подразделяют на:
- ценовую, при которой основным инструментом влияния на выбор покупателя являются цены;
- неценовую, опирающуюся на улучшение привлекательности продукта, его инновационность, улучшение сервиса продаж и т.д.
По масштабам рынков и развития конкуренция может быть:
- индивидуальной;
- местной;
- отраслевой;
- межотраслевой;
- национальной;
- глобальной.
По соотношению характеристик спроса и предложения выделяют:
- чистую конкуренцию, которая является предельным случаем совершенной конкуренции и возможна лишь в отраслях мелкотоварного массового спроса;
- олигополистическую конкуренцию, при которой на рынке действует несколько крупных производителей, выпускающих сходный ассортимент продуктов;
- монополистическую конкуренцию, когда существует множество участников рынка, предлагающих продукты, дифференцированные по качеству.
Наиболее простое определение, что такое конкуренция: это борьба между предпринимателями за повышение прибыльности своих предприятий. Поскольку количество потребителей является ограниченным, рынок не может потребить любое количество товаров: спрос на них тоже является ограниченным.
Таким образом, конкуренция – это борьба за спрос, за возможность беспрепятственно и с максимальной выгодой продавать свои продукты, для чего используются самые разные способы и приемы. Конкуренция выгодна потребителю и всей экономике в целом, но только до тех пор, пока производители действуют в рамках закона и здравого смысла.
Монополия – слово, имеющее греческое происхождение. Оно образовано от двух слов древнегреческого языка: «μονο» (моно) – т.е. один и «πωλέω» (полео) – продаю. Так принято называть предприятие, которое единолично производит продукцию или всецело контролирует ее производство, не допуская при этом возникновения конкурирующих предприятий, предлагающих потребителям аналоги этой продукции .
Компания может стать монополией благодаря экономическому удушению более мелких конкурентов, вследствие естественных причин или других факторов – в частности, экономической политики государственных органов.
Предприятие, не имеющее конкурентов на рынке и предлагающее потребителю нужный ему товар, называется монополией. Это положение является чрезвычайно выгодным для бизнес-предприятия, так как оно получает возможность устанавливать любые цены и условия для реализации своего товара или услуги.
Монополист диктует цены поставщикам сырья и материалов, так как с большой вероятностью эти материалы никто, кроме него, не будет покупать. Благодаря этому доходы монополии становятся непропорционально большими, и она получает возможность расширять сферу своих интересов дальше.
Если государство не воспрепятствует этому процессу, в конце концов рынок в стране окажется поделенным между несколькими монополистами, каждый из которых безраздельно властвует в своей отрасли. Таким образом, крупнейшие представители бизнеса окажутся более могущественными и влиятельными, чем государственная власть и получат возможность неограниченно эксплуатировать народ.
Из-за риска возникновения такой ситуации подавляющее большинство государств борется с монополиями, строжайше следя за тем, чтобы ни одно предприятие не смогло получить преимущественные права и возможности в своей сфере рынка.
Исключение составляют естественные и государственные монополии, однако их число невелико, и все они находятся под жестким контролем.
В некоторых случаях производство и/или реализацию отдельных видов товаров берет на себя государство, которое получает от этого существенные доходы, пополняющие бюджет. Так, в Российской Империи государство обладало монопольным правом производить и продавать водку, которую в определенный период времени даже называли в народе «монополькой» (так же именовали питейные заведения где водка продавалась).
Государственная монополия может быть полной или частичной. В первом случае государственные предприятия и производят, и продают товар, во втором – только производят или только продают. В современном мире госмонополии существуют, к примеру, в Италии – на табак, спирт, пиво и спички, в Японии – на табачные изделия, соль, спирт и опиаты, и во многих других странах.
В некоторых случаях товар или услуга не может предлагаться большим количеством участников рынка, так как, чем больше игроков, тем выше себестоимость их предложений. В этом случае возникает так называемая естественная монополия, которая нередко полностью или частично контролируется государством.
Так, в России, да и во многих других странах, добычу, торговлю и транспортировку природного газа осуществляет естественный монополист. Такой же естественной монополией является сеть железных дорог, которая представляет собой единый технологический и технический комплекс. Любое дробление железнодорожного комплекса приводит к ухудшению его работы, падению качества услуг и снижению безопасности людей .
Объяснить, что такое монополия, проще всего на наглядном примере. Представьте себе городок, окруженный со всех сторон горами. В нем работает десяток небольших пекарен, каждая из которых славится своим особенным хлебом. И вот в городок приезжает богатый человек и скупает все пекарни, после чего повышает цену хлеба. Хотя его качество ухудшается, жители вынуждены покупать, потому что больше никто хлеб не продает.
Вскоре богач отказывается покупать муку у местных мельников, из-за чего они разоряются, и богач скупает их мельницы. Затем он устанавливает низкие закупочные цены на пшеницу и скупает поля всех окрестных крестьян. Т.е. он становится полным монополистом в своей отрасли, и какие бы цены на хлеб ни установил, люди будут вынуждены их платить. Вот чем опасна монополия и вот почему государственные власти с ними борются, принимая антимонопольные законы.
Монопольная власть является особым экономическим явлением, которое характеризует состояние рынка в условиях развития несовершенной конкуренции, то есть когда на нем присутствует единственный продавец какого-либо товара или услуги. Конкуренция же наоборот предполагает наличие выбора у потребителей благ, а также разделение экономической власти (доли) на рынке между основными производителями этих благ.
Таким образом, основными особенностями монопольной власти в отличии от конкуренции являются :
присутствие на рынке единственного производителя какого-либо блага,
товар монополиста является уникальным и не может быть полностью заменен на другой товар, тогда у потребителей товаров фактически отсутствует возможность выбора,
монополист имеет власть над рынком и контролирует весь объем производимой продукции за счет наличия экономических и юридических барьеров для проникновения в монополизированную отрасль других игроков,
монополист имеет огромную силу влияния на цену продукции, однако при этом он ориентируется на эластичность спроса на свою продукцию, устанавливая либо цену, либо объем производимой продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации// Справочная служба «Консультант-Плюс»
2. Гражданский Кодекс РФ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
4. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
6. Базылев Н.И. Экономическая теория. – М.: Инрфа-М, 2016. – 672 с.
7. Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 — С.51-53.
8. Бердина М.Ю. Современное малое предпринимательство как один из факторов обеспечения конкурентоспособности экономики / М.Ю. Бердина // Региональные проблемы преобразования экономики, [S.l.], n. 10, p. 184-193, янв. 2019
9. Богачкова Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения / Л.Ю. Богачкова, А.А. Усачёв // Вестник ВолГУ. – 2016 — С. 54-55
10. Воротников, Д.С. Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития / Д.С. Воротников, Н.К. Рожкова // Вестник ГУУ. – Москва. – 2016. – №10. – С. 147-149
11. Гальперин В.М. Микроэкономика. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 2018. – 520 с.
12. Голиков М.Н. Микроэкономика. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 382 с.
13. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции// Экономика и экономические науки. – М,Инфра-М, 2020. – 114 с.
14. Егоричев В.А. Современная конкуренция / В.А. Егоричев // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 – С. 1-5
15. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2016. – 584 с.
16. Климова Н.В. Современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в России / М.И. Ищенко, Н.В, Климова // Научный журнал КубГАУ. – Краснодар. – 2019. – № 111.
17. Кравцевич С.В. Предмет – объектная сторона понятий «рынка» и «конкуренции» в исследовании «обмена» / С.В. Кравцевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 2 (28). - С. 41–45.
18. Латышев А.Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и практика в России// Вестник ЧГУ. – 2016.
19. Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в России// Экономика и экономические науки. – М.: Инфра-М., 2016. – 312 с.
20. Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд–во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2017. – 80с.
21. Петров, А.М. Инновационное развитие экономики России в современных условиях: институциональный аспект / А.М. Петров // Вестник Кемеровского государственного университета. — Кемерово. — 2018. — №1 (4).
22. Сурнина К.С. Конкуренция в предпринимательстве / К.С. Сурнина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 4.
23. Тьюгендхэт, К. Международные монополии / К. Тьюгендхэт. - М.: Прогресс, 2020. – 296
24. Фридман, М.И. Винная монополия в России / М.И. Фридман. - М.: Общество купцов и промышленников России, 2018. - 653 c.
25. Фролова Т.А. Экономическая теория. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2017. – 479 с.
26. Шарыпова Т.Н. Поддержка малого и среднего бизнеса в России / Т.Н. Шарыпова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(28) 2019 – С. 1-7
27. http://ecsocman.hse.ru/ - федеральный образовательный портал
28. http://www.economicportal.ru/ - экономический портал
29. http://www.fas.gov.ru/ - федеральная антимонопольная служба РФ
30. http://www.gks.ru/ - федеральная служба государственной статистики