Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день гостиничные предприятия, относящиеся к типу «хостел», вызывают большой интерес не только со стороны туристов и других потенциальных гостей, но и со стороны специалистов сферы гостеприимства.
Развитие малых средств размещения, к которым относятся и хостелы, содействует политической, экономической и социальной стабильности, гибкости экономических структур, а также эффективности осуществления рыночных регуляторов, что благотворно влияет на рост конкурентных преимуществ страны, принимающей туристов. Уровень развития малых средств размещения в стране определяются уровнем развитости рыночных отношений. На основе развития малых средств размещения государство решает большое количество таких социальных и экономических задач, как: эффективное потребление невостребованными в крупном бизнесе ресурсов; возможность внедрения инноваций, реализация инновационного потенциала; развитие конкурентной среды в сфере гостиничных услуг; быстрое реагирование на изменения спроса и предложения на рынке гостиничных услуг; формирование новых предложений в сфере гостеприимства, заполнение свободных ниш на рынке гостиничных услуг; снижение безработицы; обучение кадров на перспективу для работы в классических крупных гостиничных комплексах; преобразование теневого гостиничного бизнеса (сдача квартир) в легально оформленные малые средства размещения; снижение социальной напряженности.
Актуальность выбранной темы обусловлена высокой конкуренцией среди бюджетных средств размещения, что требует от руководителей малых гостиничных предприятий незамедлительных мер по совершенствованию предоставляемых услуг и укреплению позиций на рынке. Для повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия типа «хостел» можно использовать как расширение спектра предоставляемых услуг, так и внедрение новых технологий, не имеющих широкого распространения среди других предприятий бюджетного сектора.
Объект исследования: организация обслуживания гостей во время проживания в хостелах
Предмет: обслуживание гостей во время проживания в хостелах
Цель: изучить особенности организации обслуживания гостей во время проживания в хостелах.
Задачи работы:
изучить сущность и специфику гостиничного предприятия типа «хостел»;
рассмотреть сущность и специфику предоставления сервисных услуг в хостеле;
разработать комплекс программных мероприятий по совершенствованию деятельности российских хостелов;
представить методические подходы к формированию системы управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения.
При написании работы были использованы такие методы научного исследования, как анализ нормативно-правовой базы и литературы по теме исследования, моделирование.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы организации обслуживания гостей во время проживания в хостелах
1.1. Сущность гостиничного предприятия типа «хостел»
В современном мире, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуации, сфера гостеприимства продолжает активно развиваться. С каждым годом увеличивается число путешественников – людей, желающих посетить новые места, города и страны. Деятельность гостиничных предприятий различных типов и категорий нацелена, прежде всего, на удовлетворение потребностей гостей, а затем и на получение прибыли. Именно качественное обслуживание, предоставление комфортных условий для временного проживания, а так же индивидуальный подход являются залогом успеха любого, даже малого средства размещения .
Средство размещения следует рассматривать как имущественный объект для временного проживания туристов. Существует классификация, рекомендованная ВТО, согласно которой все средства размещения делятся на четыре группы:
1. гостиницы и аналогичные предприятия. Включает в себя такие средства размещения, как гостиницы, мотели, пляжные гостиницы, клубы с проживанием, туристские общежития, пансионаты, гостиницы квартирного типа;
2. специализированные предприятия представлены лагерями труда и отдыха, транспортными средствами размещения, альпотелями и размещением в конгресс-центрах;
3. индивидуальные средства размещения: арендованные комнаты в частных домах, частное жилье, размещение у родственников и знакомых;
4. прочие коллективные средства размещения представляют собой оборудованные площадки для палаток, автоприцепов, бухты для малых судов, молодежные общежития («хостел»).
Одним из самых новых и наиболее перспективных видов коллективных средств размещения является молодежное общежитие или хостел. В сложной экономической ситуации туристы все чаще предпочитают дорогостоящим гостиницам и отелям бюджетные средства размещения. Хостелы не предлагают широкого спектра услуг, а номера не отличаются богатым интерьером, но это не умаляет их привлекательности для туристов с малым бюджетом.
Впервые о создании недорогого средства размещения для молодых людей заговорил в своих публикациях школьный учитель из Германии Ричард Ширманн в 1907 г. Во время регулярных экскурсий и путешествий вместе со школьниками Р. Ширманну приходилось ночевать в сараях и зданиях школ. Первый хостел он организовал в школе, в которой работал. Вместе с учениками по вечерам он выносил парты и стулья из кабинета, а на их место укладывал мешки с соломой. Утром гости помогали учителю расставлять парты и стулья на свои места. Позже этот хостел переехал в замок города Алтен, Нидерланды, где и в наше время продолжает свое существование.
Хостел дословно переводится с английского как молодежный приют. Гостиничные предприятия, относящиеся к типу «хостел», предоставляют своим постояльцам спальное место без дополнительных удобств непосредственно в комнате. В Европе в качестве хостелов нередко работают студенческие общежития, но их режим работы имеет сезонный характер: общежития открывают свои двери для путешественников только на время каникул. В Российской Федерации хостелы в основном представлены коммунальными квартирами и переоборудованными общежитиями. В отличие от зарубежных хостелов, большинство из которых предоставляет до 100 мест, в нашей стране широко распространены молодежные средства размещения, рассчитанные на 30-40 человек. Существуют предприятия, предоставляющие более 50 мест, но их количество ограничено.
К услугам гостиничных предприятий типа «хостел» в основном обращается молодежь. В некоторых странах для клиентов молодежных средств размещения существуют возрастные ограничения, согласно которым постояльцы хостелов не должны быть старше 26 лет. Особенно популярны общежития у «бэкпекеров», или рюкзачников - туристов, не обладающих большими денежными средствами. Нередко в хостелах останавливаются семьи, для которых создаются специальные «семейные» номера.
В типовом номере хостела располагается несколько двухъярусных кроватей, индивидуальные шкафчики для хранения личных вещей, которые закрываются на ключ. Также возможно наличие телевизора, стола и стульев, но только в том случае, если позволяет площадь комнаты. Санитарно- гигиенический блок, чаще всего, расположен на этаже. В двухместных и «семейных» номерах санузел может располагаться непосредственно в номере. В некоторых хостелах общая площадь помещения поделена на блоки, т.е. определенное количество номеров отделены от коридора общей дверью, за которой, помимо номеров, расположен санитарно-гигиенический блок, предназначенный именно для этих комнат. При этом в хостелах тщательно соблюдается чистота, а правила проживания строже, чем в гостиницах и отелях. Ежедневно полы и санузел подвергаются санитарной обработке, а наличие горячей и холодной воды обязательно. Некоторые, более современные хостелы в душевых устанавливают систему, которая подает сигнал о пользовании санузлом на пульт управления, благодаря чему, после освобождения кабинки уборщица оперативно приводит ее в первоначальное состояние .
В номерах одновременно могут проживать как знакомые, так и посторонние люди. Нередко комнаты хостелов подразделяются на мужские и женские, но существуют и смешанные, где молодые люди и девушки проживают совместно.
Помимо спальных комнат, в хостеле обустраивается общее помещение для отдыха или комната встреч (от англ. meeting room), где гости могут провести свободное время за просмотром видео или познакомиться друг с другом. Поскольку мы живем в активно развивающемся мире, и молодые люди не представляют своей жизни без социальных сетей и интернета, во всех хостелах развернута бесплатная сеть wi-fi, а в общих комнатах некоторых хостелов для удобства постояльцев установлены компьютеры.
Во многих хостелах мира в стоимость проживания входит завтрак, однако в России большинство предприятий если и обеспечивает питанием, то только за дополнительную плату (стоимость завтрака в хостелах РФ не превышает 100 рублей). Для удобства постояльцев в хостелах оборудуется кухня с необходимой бытовой техникой и холодильником, где гости могут хранить свои продукты. Также в бюджетном молодежном средстве размещения всегда есть возможность воспользоваться стиральной машиной, в бесплатное пользование предоставляются утюг и гладильная доска.
На стойке регистрации всегда можно получить справку о наиболее интересных достопримечательностях, ресторанах, торговых центрах и прочем. Администратор предоставляет полную информацию о маршрутах, интересующих постояльцев, по просьбе гостей осуществляет вызов такси и бронирует билеты в культурно-развлекательные места. Рядом со стойкой регистрации размещаются стенды с рекламными и информационными буклетами. Некоторые хостелы устанавливают электронные терминалы, информирующие о расписании самолетов и поездов.
Перечень услуг, которые предлагают гостиничные предприятия типа «хостел», в сравнении с услугами крупных гостиниц и отелей, значительно уже, но для целевой аудитории этого достаточно. В хостелах одинаковые услуги могут предоставляться на разных условиях. Например, некоторые гостиничные предприятия взимают плату за постельное белье, но в большинстве хостелов оно уже включено в стоимость проживания. Спектр предоставляемых услуг имеет свою специфику, соответствующую категории, к которой относится молодежное гостиничное предприятие. Определяет категорию и регулирует деятельность хостелов Международная федерация молодежных хостелов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132–ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – № 231.
2. Арива, Э. Информационные технологии в гостиничной индустрии и их влияние на потребительские решения / Арива Э., Катоно И., Олайя С. // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. – 2019. – No 4(16). – С. 5–13.
3. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебник для вузов / Л. В. Баумгартен. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 338 с.
4. Боголюбов, В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве / В.С. Боголюбов. – М.: Academia, 2018. – 672 c.
5. Брашнов, Д. Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие / Д. Г. Брашнов. – М.: Инфра–М, 2020. – 224 с.
6. Бураковская, Н. В. Обслуживание в гостиничном комплексе особых категорий клиентов: учебное пособие для вузов / Н. В. Бураковская, О. В. Лукина, Ю. Р. Солодовникова. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 98 с.
7. Быстров, С. А. Организация гостиничного дела: учебное пособие / С.А. Быстров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. – 432 с.
8. Вакуленко, Р. Я. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Я. Вакуленко, Е. А. Кочкурова. – М.: Университетская книга; Логос, 2020. – 320 с.
9. Воронцова, М. Г. Гостиничный бизнес: теория и практика / М.Г. Воронцова. – СПб.: СПбГУКИ, 2019. – 168 с.
10. Вотинцева, Н. А. Правовое обеспечение гостиничной деятельности: учебное пособие / Н. А. Вотинцева. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
11. Глазков, В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела: учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 177 с.
12. Гостиничное дело: словарь / Н.С. Морозова, М.А. Морозов, Т.И. Зворыкина [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.С. Морозовой. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 247 с.
13. Гостиничное дело: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева, И. Н. Чурилина, Т. Ю. Анисимов [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 300 с.
14. Гостиничное хозяйство. Hotelwesen: учебное пособие / сост. Н. П. Алексеева. – М.: ФЛИНТА, 2021. – 344 с.
15. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н.В. Дмитриева, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Р.Н. Ушаков; под ред. Н.А. Зайцевой. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 352 с.
16. Джум, Т. А. Организация гостиничного хозяйства: учебное пособие / Т. А. Джум, Н. И. Денисова. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. — 400 с.
17. Ёхина, М. А. Организация обслуживания в гостиницах: учебное пособие / М. А. Ёхина. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
18. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства / А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. – М.: КноРус, 2020. – 62 c.
19. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие / А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. – М.: КноРус, 2020. – 200 c.
20. Кусков, А. С. Гостиничное дело: учебное пособие / А. С. Кусков. – М.: Дашков и К, 2018. – 327 с.
21. Лейба, А. Гостиничный бизнес в России / А. Лейба // эж–ЮРИСТ. – 2020. – № 12.
22. Можаева, Н. Г. Гостиничный сервис: учебник / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек. – М.: Альфа–М, 2020. – 240 с.
23. Можаева, Н. Г. Гостиничный сервис: учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 242 с.
24. Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела: учебник и практикум для вузов / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 449 с.
25. Никольская, Е. Ю. Управление качеством гостиничных услуг / Е. Ю. Никольская. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 198 с.
26. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.
27. Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
28. Тимохина, Т. Л. Технологии гостиничной деятельности: теория и практика: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
29. Ушаков, Р. Н. Организация гостиничного дела: обеспечение безопасности: учебное пособие / Р.Н. Ушаков, Н.Л. Авилова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 136 с.
30. Фаустова, Н. В. Организация и специфика предоставления гостиничных услуг в гостиницах: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Фаустова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 188 с.
31. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве / А.Д. Чудновский и др. – М.: КноРус, 2018. – 80 c.