Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема достоверной оценки знаний, умений, навыков учащегося чрезвычайно важна для всей системы образования в целом и для каждой личности в частности.
В методической литературе все чаще появляются статьи учителей, рассматривающие опыт использования различных форм проверки знаний учащихся. И это понятно: однообразие форм работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку.
Каждый урок, каждый ответ ученика, каждая его письменная работа дают учителю материал, на основании которого он может судить о трудностях, испытываемых учеником, о степени усвоения им сведений, получаемых по учебному предмету.
В теории педагогики и психологии по проблеме контроля и оценки имеются различные подходы, разработки. Вопросами контроля и оценки занимались многие методисты и педагоги. Наибольший интерес представляют работы Ш.А. Амонашвили, А.Б. Воронцова, У.В. Дакацьяна, В.А. Сухомлинского, в которых находят отражение современные подходы к организации контроля и оценки знаний учащихся.
Однако в работе учителей при организации этих процессов встречается еще много неясностей, сложностей, а порой и ошибок. Это происходит по ряду причин:
отсутствие у учителей достаточной психолого-педагогической подготовки по организации контроля и оценки работы школьников с учетом их возрастных особенностей;
отсутствие методологической, методической, психологической литературы по проблеме исследования;
недостаточный опыт школьников в выполнении проверочных и контрольных работ, несформированность навыков оценивания.
Вопрос о внедрении и разработке в систему образования современных форм контроля знаний остается на сегодняшний день открытым.
Объектом нашего исследования являются формы организации контроля на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования – контроль на уроках русского языка в начальных классах, как важная часть процесса обучения.
Цель курсовой работы – исследование организации контроля на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме курсовой работы;
выявить и описать педагогические условия организации контроля, влияющие на повышение уровня знаний, умений, навыков младших школьников и интереса к урокам русского языка;
изучить состояние вопроса в практике работы школы;
провести опытно-экспериментальную работу по изучению организации форм контроля на уроках русского языка на параллели 4 классов.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, беседа, опытная работа (эксперимент), обобщение и систематизация рассмотренных данных.
Практическая значимость работы: материал курсовой работы может быть использован учителями начальных классов, студентами педагогических учебных заведений при прохождении производственной практики в организации контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка.
Характер собранного материала определил структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
По мнению Дж. Равенна «существующая система оценивания не распознает талант учащихся, тормозя их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных возможностей» [16, C.122].
Кроме того, оценка уровня усвоения знаний не позволяет должным образом оценить и отметить развитие учеников, тех умений и навыков, которые выходят за рамки минимальных требований к знаниям, умениям и навыкам.
На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являются и остаются важным элементом учебного процесса. От правильной организации разных аспектов контроля и оценки в нем зависит во многом успех в целом образования ребенка.
Впервые термин «контрольно-оценочная самостоятельность» ввел А.Б.Воронцов [1]. Контрольно-оценочная самостоятельность, по мнению ученого, является основой учебной самостоятельности школьников (умения учиться) [1, с.22]. «Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у младшего школьника способности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность является условием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения в основной школе» [1, с.24].
А.Б. Воронцов выделил умения, составляющие контрольно-оценочную самостоятельность:
- опознать задачу как новую;
- оценить свои возможности действовать в новой ситуации;
- отделить известное от неизвестного.
Воронцов делает вывод о том, что в рамках традиционного контроля и оценивания ученик не знает границ своих знаний, поэтому не ставит цель –– получить новые знания, не имеет представления о том, как им усвоена тема и можно ли перейти к изучению новой. Ученик не умеет определить, соответствует ли уровень сложности задачи его возможностям и потребностям осваивать этот способ действия.
Ученый отмечает, что «контрольно-оценочная самостоятельность должна рассматриваться в школе из двух позиций: из собственных, ясно осознаваемых способов и критериев качества своей учебной работы (процесса и результата), и владения способами контроля и оценивания, принятым в данном социуме» [1, с.25].
К примеру Е.В. Проничева предлагает выделять контрольно-оценочную самостоятельность младшего школьника, разделяя на 4 уровня [15, с.29], а именно:
- нулевой;
- низкий;
- средний;
- высокий.
Итак, сформировать действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) можно только в условиях предоставления учащемуся контрольно- оценочной самостоятельности, то есть возможности самому контролировать и оценивать свою и/или чужую работу.
Понятие «контрольно-оценочная деятельность» может быть рассмотрено в двух аспектах. С одной стороны, оно включает в себя контрольно-оценочную деятельность учителя, с другой стороны, контрольно-оценочную деятельность ученика.
«Федеральным государственным стандартом начального общего образования определяется проблема разработки инновационных подходов к разработке контрольно-оценочной деятельности для адекватного оценивания учителем достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [14, с.110]. В соответствии со стандартом профессионального образования контрольно-оценочная деятельность учителя включает в себя умение «делегировать контрольно-оценочную функцию ученику (формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников), создавать психологическую комфортность каждому ребенку в процессе контроля и оценивания [14, с.111].
Таким образом, одной из задач учителя начальных классов становится формирование у младших школьников контрольно-оценочной деятельности. Эта проблема в теоретическом плане рассматривалась методологами развивающего обучения Д.Б. Элькониным [17], В.В. Давыдовым [3], В.В. Репкиным и др. Теоретические идеи были реализованы в процессе обучения.
В начальной школе ребёнок начинает усваивать «азы наиболее развитых форм общественного сознания» в процессе выполнения ведущей для младшего школьного возраста учебной деятельности [3, с. 16].
«Учебная деятельность имеет свое особое содержание и строение. Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом» [7, с.15]. В.В. Давыдов, В.В. Репкин выделяют в структуре учебной деятельности действия контроля и оценки. В ФГОС НОО действия контроля и оценки относятся к регулятивным универсальным учебным действиям. Под контролем понимается сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения [13, с.69].
В результате выполнения контрольно-оценочной деятельности у младших школьников формируются умения:
1) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
2) определять наиболее эффективные способы решения;
3) умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4) конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
5) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников включает овладение действиями самоконтроля и самооценки.
Преимущество самооценки заключается в том, что она дает возможность увидеть ученику как свои слабые, так и сильные стороны. На основе самооценивания ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.
Так как способность к правильной и адекватной самооценке способствует изменению и в той или иной мере может повлиять на коррекцию учебной деятельности, необходимо, чтобы каждый младший школьник прошел все ступени оценочной деятельности для того, чтобы понять, что нужно оценивать, как, зачем и с помощью каких форм оценок. Важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Таким образом, формирование у младших школьников действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в учебной деятельности, благодаря чему они становятся ее субъектами, становится основой для появления у обучающихся контрольно-оценочной самостоятельности. Главным условием формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников является безотметочное обучение [8, с.115].
Итак, контрольно-оценочная самостоятельность — это элемент формирующего оценивания, которое непрерывно и должно работать на результат.
1.2. Понятие и сущность контрольной деятельности в начальной школе
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью всего процесса обучения. Целью такого контроля является определение качества усвоения программного материала учащимися, диагностирование и корректирование их знаний, умений и навыков, воспитание ответственного отношения к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения следует рассматривать следующие наиболее значимые функции:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка [Текст] / А.Б. Воронцов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. –№ 5. – С. 21-31.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.- 328 с.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.– С. 14-19.
4. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – С. 70-86.
5. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518 с.
6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 48 с.
7. Егорова Л.Н. Формы контроля знаний учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011, №1. – С. 65-70.
8. Енжевская М.В. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы [Текст] / М.В. Енжевская // Человек и образование. – 2010. – № 2. – С. 112-118.
9. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2007. – 152 с.
10. Зверева, М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах / М. В. Зверева .- М. : ФНМЦ им. Л. В. Занкова, 2011 - 104 с.
11. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288 с.
12. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. – 198 с.
13. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] // М.: Просвещение, 2011. – 211 с.
14. Мартьянов Е.А. Развитие контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации [Текст] / Е.А. Мартьянов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013, № 5. – С. 109-113.
15. Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника [Текст] / Е.В. Проничева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – Том 14. – С. 28-32.
16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. [Текст] / Д. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 400 с.
17. Эльконин Д.Б. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника [Текст] / Д.Б. Элькоин, О.С. Островерх // «Завуч». – 2002. – № 6. – С. 16-22.