Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях государство является активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции большая часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государству приходится брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Происходящее в настоящее время укрепление межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, которые связаны с наукой, экологией, обороной, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста, особенно проблемы связанные с воспроизводством основных ресурсов. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, которые сдерживают экономическое развитие. Изложенное выше говорит о необходимости государственного регулирования экономики.
Государство всегда и везде оказывало главенствующее влияние на функционирование экономики, и соответственно, на развитие общества в целом. Государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, тема данной работы так актуальна.
Цель данной работы – изучить государство в рыночной экономике.
Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили решение следующих задач:
изучить формирование и развитие российского государства ;
раскрыть роль государства в рыночной экономике;
рассмотреть развитие рыночной экономики в 2021 г.;
представить прогноз рыночной экономики на 2022 г.
Предметом исследования является государство в рыночной экономике.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в государстве в рыночной экономике.
При написании данной работы были применены многие методы научного познания. В частности – исторический, сравнительный, правовой, метод абстракции и синтеза.
Методологическую базу составили действующие и исторические правовые акты, а также специальная литература и материалы периодических публикаций.
Структурно работа выполнена из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы государства в рыночной экономике
1.1. Формирование и развитие российского государства
Российское государство сегодня – это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру.
В своем формировании российский федерализм миновал три ключевых этапа:
1) образование федеративной базы в социалистический период (1918 - 1936 гг.)
2) закрепление фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 - 1985 гг.)
3) тотальное изменение всего государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
Федерализм был присущ исконно для российского государства. В царский период он проявлялся в виде наличия земель, губерний и уездов. Даже после революции 1917 года новые органы государственного управления не смогли избежать федерального устройства России, поэтому РСФСР была образована именно как федеративное государство с учетом самобытности народов, которые образуют государство РСФСР. Утвержденная в июле 1918 года первая Конституция нового государства также отразила ее федеративное устройство и позицию системы государственного целостности РСФСР. Первоначально в РСФСР господствовала автономная форма самоуправления в виде республики, позднее были учреждены коммуны и автономные области. Высшей формой организации позднее стала автономная республика, которая была автономна в принятии своих законов и осуществления своих интересов. При этом автономные рабочие коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности в отличие от республик.
Вхождение РСФСР в состав СССР ознаменовал собой этап окончания становления самой Российской Федерации. В 1923 г. Воплощаются в жизнь самые широкомасштабные реформации форм автономии: упраздняются автономные рабочие коммуны, которые реформируются в автономные республики, появляется новая форма автономии - национальный округ (первым образован Коми-Пермяцкий)0.
В Конституции РСФСР 1925 г. проблемам автономии была посвящена целая глава, где были определены две формы автономии - автономная республика и автономная область и расписаны соответствующие их полномочия.
Принятая 21 января 1937 г. Конституция РСФСР огласила наличие в составе России семнадцать автономных республик и шесть автономных областей, во всех автономных республиках были приняты собственные конституции.
Формирование федеративного устройства в период с 1937г. до утверждения Конституции РСФСР 1978 г. имело сложный и разноплановый характер: в период Великой Отечественной войны образовалась организация по упразднению автономных формирований, заселенных представителями следующих национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и других. После XX съезда КПСС снова начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались; в связи с добавлением новых территорий в состав РСФСР вливались новые автономные образования .
Конституцией РСФСР 1978 г. декларировала, что в составе РСФСР наличествовало 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.
Значительным шагом в формировании РСФСР явилось принятие 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации «О государственном суверенитете РФСР».
Распад СССР спровоцировал формирование сепаратистских идей в национально-государственных формированиях, входящих в состав Российской Федерации. На IV Съезде народных депутатов России была подтверждена важность поднятия юридического статуса во всех автономных республиках, упразднив из их названия слово «автономия», результатом чего явилось утверждение нового официального наименования этих республик - «республики в составе РСФСР».
Конституция – это самый важный для государства закон. Это особый нормативный правовой акт, который имеет высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция принимается путем всеобщего равного референдума или учредительным собранием.
По форме государственного устройства Россия - федерация договорно- конституционная, ассиметричная, созданная по национальному (республики) и территориальному (края и области) качеству. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автон
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
3. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
5. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
6. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
7. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
8. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
9. Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
10. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
11. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
12. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
13. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
14. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
15. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.
16. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления / С. Ю. Наумов, Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 375 с.
17. Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. П. Орешин. – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
18. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
19. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
20. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
21. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
22. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
23. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
24. Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 695 с.
25. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
26. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – М.: Норма, 2020. – 176 с.
27. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 148 с.
28. Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.
29. http://minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов.