Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Служба в качестве одной из разновидностей социальной, политической, общественной деятельности в каждом обществе, в каждом государстве является обязательным условием стабильной жизнедеятельности всего общества. Действующие в обществе иные разновидности служб, среди которых, главным образом, необходимо назвать муниципальную службу, на законодательном уровне отделены от государственной службы и нуждаются в специальном нормативном регулировании. Муниципальная служба – это новая разновидность службы в РФ.
Понятие «муниципальная служба» - относительно новое для нашего законодательства. До того, как местная власть перешла на основы местного самоуправления как независимую форму осуществления народной власти, понятие «муниципальная служба» в законодательстве не применялось, так как служащие местных государственных органов власти признавались государственными служащими.
Муниципальный служащий признается государственным служащим, проходящим в службу в местных органах самоуправления. Вопрос о службе в местных органах самоуправления решается с учетом того, какое место муниципальным органам государство отвело в общей системе управления, какие функции и задачи за ним закрепляет.
Согласно статье 12 Конституции РФ [2] местные органы самоуправления не могут признаваться структурным подразделением системы государственного управления. Конституция РФ независимым объектом муниципальной деятельности признает вопросы местного значения. Государственные органы власти не имеют право вмешиваться в деятельность местных органов самоуправления по решению местных вопросов. Решения должностных лиц и органов местного самоуправления подлежат отмене исключительно должностными лицами и органами, которые их приняли, или если они были признаны недействительным судебным решением.
В Российской Федерации в последние годы происходят значительные реформы во всех областях жизни, продолжается поиск наиболее оптимальной модели общественного и государственного развития. Во время проведения административной реформы и реформы местного самоуправления в РФ неизбежно повышается внимание к такому важному социальному институту, как муниципальная служба.
В отношениях между властью и гражданами основным связующим элементом признаются муниципальные служащие. От их компетентности, профессионализма, грамотности и элементарного стремления трудиться на благо населения и каждого конкретного гражданина в частности зависит эффективность практической реализации как муниципальной, так и государственной политики в социально-экономической сфере на территории муниципалитетов, уровень доверия и престиж органов власти в глазах всего местного сообщества.
На данный период времени, несмотря на активное развитие законодательства в сфере муниципальной службы, существует большое количество проблем и спорных вопросов в отношении судебной практики, а также проблем, неразрывно связанных с институтом муниципальной службы.
Самыми распространенными среди всех проблем следует признать: нехватка либо отсутствие профессиональных кадров, коррупция и бюрократия. Данные проблемы довольно сложно поддаются искоренению и присутствуют на всех стадиях реформирования муниципальной службы.
Муниципальная служба – это своеобразная деятельность, которая направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, обеспечения социально-политической, культурной жизнедеятельности муниципального образования, а также оказания услуг населению.
Проблема отсутствия и дефицита кадров состоит в нехватке кадров в целом, кадров не того профессионального направления, отсутствие в необходимом количестве квалифицированных и грамотных специалистов и руководителей, не соответствие образования многих муниципальных служащих занимаемым должностям и требованиям практики.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с муниципальной службы в РФ.
Предмет исследования – правовое регулирование муниципальной службы и прохождения ее должностными лицами местного самоуправления.
Цель данной работы – комплексное исследование муниципальной службы: целей, задач, функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие муниципальной службы;
2) рассмотреть организационно-правовые принципы муниципальной службы;
3) исследовать правовое регулирование муниципальной службы в РФ;
4) провести соотношение государственной и муниципальной службы;
5) изучить проблемы муниципальной службы на современном этапе развития.
Во время разрешения поставленных задач для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования применялись следующие методы научного познания: формально-правовой метод, метод системного анализа, сравнительного правоведения и комплексного изучения.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение и библиографический список.
Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации
1.1. Понятие, цели и задачи муниципальной службы
Статьей 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»: муниципальная служба устанавливается в качестве профессиональной деятельности граждан, осуществляемой на постоянной основе на должностях муниципальной службы [3].
В правовой литературе представлен довольно широкий спектр точек зрения в отношении вопроса о служебной деятельности как особой разновидности социальной деятельности, а также непосредственным образом о понятии «служба».
Одни авторы придерживаются мнения, что понятие служба может включать в себя и обозначать разновидность деятельности человека, и подразделение ведомства, и независимое ведомство. Остальные устанавливают службу в качестве разновидности социальной деятельности, которая в механизме социальных правоотношений признается обязательным условием стабильной общественной жизнедеятельности.
Учитывая Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [4] службу в муниципалитете можно установить в качестве профессиональной деятельности управленческого характера, как институт права и как социальный институт.
С точки зрения содержания, профессиональная деятельность служащих муниципалитета непосредственно связана с исполнением административных, исполнительно-распорядительных, информационно-аналитических и иных функций.
Главными характерными признаками службы в муниципалитете от иных разновидностей деятельности признаются:
1) служба в муниципалитете подлежит осуществлению в органах местного самоуправления;
Механизм органов местного самоуправления образуют:
- представительный орган образования муниципалитета;
- глава образования муниципалитета;
- местная администрация;
-контрольный орган образования муниципалитета;
-другие органы и должностные лица выборного характера местного самоуправления, установленные уставом образования муниципалитета и имеющие свои полномочия по решению вопросов местного значения.
Предприятия и учреждения муниципалитета не входят в механизм органов местного самоуправления, следовательно, лицо, которые осуществляют собственную профессиональную деятельность в данных учреждениях, не состоят на службе в муниципалитетах и не признаются по своему статусу служащими муниципалитета;
2) муниципальная служба подлежит осуществлению в структуре избирательной комиссии образования муниципалитета, которая не входит в механизм органов местного самоуправления. Избирательная комиссия образования муниципалитета проводит организацию подготовки и проведения выборов в муниципалитет, местного референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам преобразования границ образования муниципалитета, изменения муниципального образования [13, c. 136-137].
Процедура образования и компетенция избирательных комиссий образований муниципалитетов определяется федеральным законодательством и принимаемым согласно нему законам субъекта РФ, включая уставы образований муниципалитета;
3) муниципальная служба подлежит осуществлению на должностях службы в муниципалитете. Механизм муниципальных должностей органов местного самоуправления представлен двумя разновидностями: выборные должности, а также должности службы в муниципалитете;
4) служба муниципалитета функционирует в области публичной власти и признается публично-властной деятельностью. Публичный характер муниципальной службы – это самый важный структурный элемент публичного права, который отражает право народа в качестве суверена демократического государства на профессиональное ведение дел от имени всего народа;
5) служба в муниципалитете признается социальным институтом и отличается социальным назначением функционирования. Социальные цели службы в муниципалитете обуславливаются характером задач образования муниципалитета, которые непосредственно связаны с необходимостью удовлетворения общих потребностей в материальной и духовной сфере в области здравоохранения, образования, занятости, социальными приоритетами в ежедневной деятельности;
6) служба в муниципалитете признается институтом права. Юридический характер функционирования службы в муниципалитете отражается в двух главных аспектах. Служащие в муниципалитете должны осуществлять собственную деятельность на основании Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления [11, c. 499].
Основные цели муниципальной службы:
- муниципальная служба должна стать
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Российская юстиция, 1996, N 9, С. 2 - 5
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. N 144
3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) О муниципальной службе в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Российская газета, N 47, 07.03.2007
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003
Научная и учебная литература:
5. Зуйко В.А., Лукащук В.И. Совершенствование муниципальной службы в Российской Федерации // Журнал «Modern Science». - 2020. - № 5-4. - С. 261-264.
6. Каллагов Т.Э. Цели, задачи и функции муниципальной службы // Журнал «Образование и право». - 2021. -№ 1. - С. 61-69.
7. Карев Д.А. Специальные принципы института российской муниципальной службы // Журнал «Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева». – 2019. – С. 60-64
8. Коробченко, В.В., Иванкина, Т.В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы российского права. -2016. - № 7. – С.143-145
9. Курганская А.А., Помещик В.Ю. Соотношение государственной и муниципальной службы // Журнал «Эпомен». - 2021. - № 52. - С. 185-189.
10. Малько А.В., Корсакова С.В. Муниципальное право России. Учебник и Практикум для прикладного бакалавриата. Изд. 4, пер. и доп. - 2019. - 414 с.
11. Монгуш Д.В. Понятие гражданской службы и муниципальной службы // Журнал «Аллея науки». - 2021. - Т. 1. - № 7 (58). - С. 499-503.
12. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов [и др.] ; под редакцией А. Н. Кокотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 444 с.
13. Овчинников, И. И. Муниципальное право : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 361 с.
14. Павлов Н.В., Грицай Д.В., Степурина Е.Д. Соотношение государственной и муниципальной службы // Журнал «Аграрное и земельное право». -2021. -№ 3 (195).- С. 38-41.
15. Панферкина И.С., Артемова А.А., Коровина А.А. Муниципальная служба в условиях современного общества // Журнал «Научный альманах». - 2020. - № 3-2 (65). - С. 68-70.
16. Родионова Е.С. Задачи и функции государственных и муниципальных служб в РФ // Наука и инновации в современных условиях. Сборник научных статей. - 2017. - С. 130-132.
17. Рубцов Д.В., Ботоев Т.А. Анализ принципов и состояния государственной и муниципальной службы РФ // Журнал «Системные технологии». - 2018. - № 1 (26). - С. 68-71.
18. Руденко А.С., Кряженевский Д.Ю., Бобров И.В. Анализ муниципальной службы: ее правовое регулирование // Журнал «Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства». - 2016. - С. 111-112.
19. Сайкина С.В. Ключевые проблемы муниципальной службы в РФ и возможные пути ее решения // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 35 (377). - С. 110-113.
20. Хайрутдинова Д.В., Тушич Д.Н. Проблемы организации муниципальной службы и ее совершенствование // Проблемы организации и деятельности органов местного самоуправления. Сборник научных статей. - 2018. - С. 117-122.