Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Языковая культура является показателем образованности человека вот уже несколько столетий. И не последнее место в общей языковой культуре занимает грамотность. В последнее время грамотность людей вызывает особую тревогу.
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретную задачу научить школьников осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила пунктуации при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык в письменной форме.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию мы связываем с развитием орфографической зоркости. Главной причиной недостаточно высокого уровня орфографической грамотности в начальной школе является несформированность орфографической зоркости у младших школьников, т.е. умения «видеть» орфограммы. Орфографический навык является сложнейшим навыком. Он основывается на навыках письма, умении распознавать морфемный состав слов, на анализе слов с фонетической стороны, а также умении пользоваться соответствующим ей правилам.
Проблема орфографии и орфографической зоркости отражена в трудах многих ученых: К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек, П.С. Тоцкого.
Объектом исследования является формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – выявить педагогические условия по формированию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретическую литературу по теме исследования;
2. проанализировать понятие «орфографическая зоркость» в научной педагогической и методической литературе;
3. выявить особенности развития орфографической зоркости у младших школьников;
4. продиагностировать уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка;
5. выявить педагогические условия формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по вопросам, связанным с проблемой исследования);
2. Эмпирические (тестирование).
3. Методы обработки и интерпретации результатов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснован выбор темы, актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: определены цели, задачи, объект и предмет исследования, обозначены методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка» мы рассмотрели сущность понятия «орфография», «орфографическая зоркость», принципы русской орфографии и структуру орфографической зоркости. Далее мы выделили особенности развития орфографической зоркости у младших школьников.
Во второй главе «Педагогические условия формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка» мы провели диагностику уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка и выявили педагогические условия для ее развития.
В заключении обобщены выводы и результаты осуществленной работы.
Список используемой литературы содержит 17 источников.
В приложении содержатся материалы дополнительных этапов исследования, отражающие работу по экспериментальной части.
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
1.1. Понятие «орфографическая зоркость» в научной педагогической и методической литературе
Важнейшим направлением обучения русскому языку в начальной школе является формирование у младших школьников грамотного письма, то есть письма, соответствующего нормам современного правописания. Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации.
Правила графики усваиваются первоклассниками в период обучения грамоте, в начальном курсе русского языка формируются только элементарные пунктуационные умения, а вот содержание обучения орфографии включает изучение большого количества правил правописания, представляющих разные разделы русской орфографии, и формирование базовых орфографических умений, составляющих основу грамотности учащихся. Обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает формирование знаний и умений по орфографии.
Известно, что орфография – это наука, устанавливающая нормативное написание слов и их частей, она определяет слитное, раздельное и полуслитное (дефисное) написание слов, правила переноса и сокращения слов. В орфографии регулируется написание не одного слова, а целой группы слов, связанных чем-то общим.
Согласно Н.С. Рождественскому, орфография - это «1) си
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : Пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - М. : Просвещение, 1987. - 158 с.
2. Бабайцева, В.В. Принципы русской орфографии / В.В.Бабайцева // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С.33-38.
3. Гайнетдинова, Г. С. Развитие орфографической зоркости младших школьников / Методическое пособие для учителей начальных классов/ - 2010 г. – 73 с.
4. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах.- Томск, 1992. – 61 с.
5. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников) [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Просвещение, 1965. - 355 с.
6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии : Пособие для учителей / В. Ф. Иванова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1982. - 173 с.
7. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 10-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 461 с.
8. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4¬е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с.
10. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т методов обучения. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 304 с.
11. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 256 с.
12. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. 1997. № 1. С. 81—84.
13. Шереметевский, В. П. Сочинения Вл.П. Шереметевского : Москва : Комис. преподавателей рус. яз. при Учеб. отд. О-ва распространения техн. знаний, 1897. - VIII, 330, 41 с.
14. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.
15. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В. Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/- books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59.html (дата обращения: 18.01.2021).
16. Принципы русской орфографической системы [электронный ресурс]: https://grammatika-rus.ru/glavnaya/orfograficheskij-razbor/orfografiya-v-tablitsah/printsipy-russkoj-orfograficheskoj-sistemy/ (дата обращения: 18.01.2021).
17. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [электронный ресурс]: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/417439-statja-na-temu-razvitie-orfograficheskoj-zork (дата обращения 18.01.21).