Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Проблема регулирования антимонопольной деятельности очень важна для решения многих современных экономических проблем.
С целью противостояния монополизации рынков и поддержания конкуренции государство:
– издает законы, на основании которых становится возможным выявлять и наказывать фирмы, злоупотребляющие монопольным положением;
– создает организации, которые следят за развитием рынков и определяют прецеденты их монополизации;
– поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.
В течение почти двух столетий монополии, синдикаты и другие формы производственных объединений были главной движущей силой в процессе становления промышленной мощи стран. Однако со временем стало ясно, что монополизм может существенно ограничить техническое развитие, сохранить устаревшие формы и методы управления. Это снижает темпы роста экономики. Таким образом, рыночная власть крупных фирм может не только способствовать развитию, но и тормозить его.
Проблемы монополизации экономической жизни, конкурентной борьбы на рынках товаров и услуг в настоящее время привлекают пристальное внимание не только специалистов в этой сфере, но и широких слоев населения.
В результате антимонопольное законодательство и антимонопольная политика являются важнейшими основами структурной реорганизации в различных сферах экономики страны. Успех таких структурных изменений во многом зависит от сбалансированной, проверенной концепции государственного регулирования процессов монополизации и конкурентных отношений.
Антимонопольная политика напрямую влияет на социально-экономическое развитие страны. От нее зависят объемы производства, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые вычеты, масштабы инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность субъектов хозяйствования на мировых рынках.
Актуальность работы заключается в необходимости определения эффективности положений и применения антимонопольного законодательства, начиная с регионального уровня. Нынешняя ситуация требует ответа на вопрос о том, возможна ли конкуренция в России без поддержки государства и антимонопольной политики.
Степень разработанности проблемы. В рамках специализированной литературы исследование данной проблемы занимались такие авторы как: И.В. Князева, С.А. Сосна, С.Н. Тепляков, Л.А. Бондарь, В.Ю. Васильева, В.Н. Миронов, А.К. Зимогляд, А.Г. Яковлев, Е.Ю. Борзило, Ю.П. Кузнецов.
Объектом работы является антимонопольная политика Российской Федерации.
Предметом исследования является эффективность антимонопольного регулирования как инструмента региональной политики.
Целью данной работы является оценка эффективности антимонопольной политики в России.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
изучить понятие монополии, ее формы и виды;
рассмотреть антимонопольную политику: сущность, принципы, функции, задачи, направления;
раскрыть реализацию мер, направленных на обеспечение стабильной ситуации на социально-значимых товарных рынках, в том числе в целях преодоления последствий новой коронавирусной инфекции;
предложить пути совершенствования антимонопольного законодательства в соответствии с требованиями цифровой экономики.
Методы исследования: общенаучные теоретические методы (абстрагирование, индукция, дедукция, анализ и синтез); эмпирико-теоретические методы (наблюдение, измерение, сравнение, описание, обобщение, оценка).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе раскрываются теоретические основы монопольной политики.
Во второй главе рассматривается антимонопольная политика в России.
Глава 1 Теоретические основы становления и развития государственной антимонопольной политики в Российской Федерации
1.1 Понятие монополии, ее формы и виды
Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики при монополии предложение сосредоточено в руках одного продавца. До сих пор проблема монополии актуальна для экономистов. Монополии присуще как негативные, так и положительные аспекты. Уникальность монопольной продукции заключается в отсутствии каких-либо заменителей данного товара. По мнению потребителя, нет каких-либо альтернативных товаров, что вынуждает потребителя покупать товар у монополиста или обходится без него в противовес субъекту рынка совершенной конкуренции, соглашающейся с ценой.
К положительным аспектам монопольной продукции относится ее высокое качество, что, в свою очередь, позволяет присутствовать монополиям на рынке. Более того некоторые области отличаются эффективностью и экономией затрат. В отличие от конкурентного сектора, монополисты имеют больше средств для развития научно-технического процесса на производстве, в то время как у малого бизнеса отсутствуют средства на это. Безусловно, монополистам в погоне за прибылью характерен ряд минусов, такие как ограничение производства, самостоятельное установление цен и выпуска товаров, при этом завышение цены на выпускаемую продукцию снижает уровень жизни населения. Таким образом, есть вероятность нарушения рыночного механизма регулирования эффективности экономики, которая действует в условиях конкуренции [7, с. 79].
Благодаря своему монополизму, не испытывая конкуренции, имея высокие прибыли, монополисты могут тормозить научно-технический прогресс, подавлять свободную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес.
«Монополизация явилась закономерным следствием большого скачка в социально-экономическом развитии, перехода к индустриальному этапу, под воздействием научно-технического процесса, концентрации и централизации производства».
Для любого товаропроизводителя целью является монополия на своё производство, потому что позволяет избежать проблем и рисков, связанных с конкуренцией, а именно – занять лучшую позицию на рынке, сосредоточив в своих руках власть, с помощью которой влиять на других участников рынка, навязывая им свои условия. Это обеспечивает полную свободу и в установлении цены в количестве производимого товара, что в конечном итоге дает возможность получить максимальную прибыль. Так предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, количество продукции, объём сбыта и другие параметры своей деятельности.
Монополия устанавливается в отсутствии конкуренции и обладает следующими основными чертами:
– фирма является единственным производителем и продавцом товара;
– товар продавца уникален, на рынке нет ему заменителей;
– продавец самостоятельно устанавливает цену на товар и диктует её рынку;
– продавец самостоятельно регулирует объём производства.
«Для вхождения на монопольный рынок» производства данного продукта для конкурентов также могут существовать барьеры, которые создаются, чтобы новый продавец не проник на данный рынок.
Барьеры бывают:
а) экономические: у конкурентов нет достаточного капитала для организации производства, так как затраты могут быть связаны не только с самим производством, дорогостоящим оборудованием, затратным технологическим процессом, но и рекламой производимого продукта, что тоже может быть очень затратно;
б) юридические: государство само может рождать монополии, выдавая патенты и лицензии на изобретения научно-технические разработки, которые дают исключительное право выпускать данный вид товара;
в) естественные: монополистом может стать фирма, имеющая право собственности на землю, где обнаружены материалы для производства продукта или полезные ископаемые, а так как закон защищает права собственника, то так естественным путем фирма и становится монополистом.
Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [9, с. 116].
Выделяют несколько типов монополий, отличающиеся структурой рынка:
Естественную монополию характеризует выгодное дешевое производство любого объема товаров при помощи одной фирмы, нежели производством будут заниматься две и более фирмы.
Спрос на конкретный вид продукции следует удовлетворять одной или несколькими фирмами, при этом конкуренция исключена. И базисом такого типа монополии является экономия на масштабах производства и необходимость экономии от масштаба, то есть с увеличением количества выпускаемой продукции уменьшается её стоимость. В качестве примеров выступают передача электроэнергии, нефти, газа, а это значит, что в основном те монополии, в чьей собственности находятся уникальные природные ресурсы, являются естественными. Это говорит об экономической выгоде, что является основополагающей причиной существования таких монополий. Наиболее выгодно наличие одной монополии, нежели формирование числа конкурентов. Если фирм-поставщиков по поставке конкурентной продукции или услуг, таких как поставка электроэнергии или воды, будет несколько, то предприятиям станет сложно работать в полную силу: использование технического оборудования на полной мощности будет невыгодным для населения, так как возрастут тарифы.
Производство естественных монополий подразумевает постоянное вложение материальных средств и также регулярные капитальные вложения, которые не доступны малому бизнесу. Так, например, транспортировка нефти и газа на федеральном уровне характеризуется использованием теневых структур: железнодорожные пути и линии электропередач. Отсюда и способность естественных монополий экономить на масштабе, вот почему они отличаются низкими предельными издержками и выгодным расширением производства. Региональному уровню характерны монополии по водоснабжению, теплоснабжению и