Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В современной экономике любая компания может добиться значительного прогресса при меньших затратах, если она планирует свою деятельность. Объективное планирование необходимо из - за необходимости постоянно думать о целях деятельности, процедуре, которой следует следовать, и возможных результатах.
Управление - это система многих функций. Чем выше уровень системы экономического управления, тем больше эти функции управления отделены друг от друга и выполняются профессионалами.
Планирование - это разработка и корректировка плана, включающего прогнозирование, обоснование, спецификацию и описание деятельности краткосрочного и долгосрочного экономического объекта. Планирование предполагает разумное определение основных направлений и пропорций деятельности организации в соответствии с установленными целями развития, имеющимся ресурсным потенциалом и существующим рыночным спросом. "Планирование является естественной и важной частью управления. Его можно определить как способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. В современном управлении планирование - это ожидание.
Планирование является важным компонентом управления и тесно связано с другими экономическими науками. К ним относятся промышленная Экономика, бухгалтерский учет, экономическая статистика, финансы, организация и планирование промышленного предприятия. Вот почему современный квалифицированный менеджер должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции экономического развития, но и тонко понимать проявление общих, конкретных и частных экономических моделей в практике своего бизнеса на основе внутрифирменного планирования, чтобы увидеть возможности повышения эффективности производства.
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы: где в настоящее время находится организация (экономическое положение предприятия), каковы результаты и условия ее деятельности?; как, с помощью каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?
Функция планирования является неотъемлемой частью эффективного управления в любой организации. Именно с планирования начинается создание и функционирование хозяйствующего субъекта.
Цель курсовой работы заключается в изучении сущности планирования как важнейшей функция менеджмента.
Для достижения цели необходимо решить такие задачи как:
-рассмотреть понятие и сущность экономической категории "Планирование в менеджменте";
-изучить показатели оценки эффективности планирования в менеджменте;
-исследовать методы анализа планирования в менеджменте;
-проанализировать оценку планирования в менеджер на ОАО "Мелькомбинат";
-определить пути совершенствования эффективности планирования в менеджменте на ОАО "Мелькомбинат".
Объект курсовой работы - планирование в системе менеджмента на ОАО "Мелькомбинат".
Предмет курсовой работы - процессы, основные принципы и этапы планирования в системе менеджмента.
В работе были использованы методы историко-теоретического анализа, абстрактно-логического анализа, сравнения, индукции и дедукции, а также системного подхода.
1. Понятие и сущность экономической категории "Планирование в менеджменте"
Планирование - это первый и самый важный шаг в процессе управления. "На основе созданной компанией системы планов в будущем осуществляется организация запланированных работ, мотивация персонала, участвующего в их выполнении, мониторинг результатов и их оценка с точки зрения запланированных показателей "[3].
Один из основоположников современного менеджмента А. Файоль отмечал: "управлять-значит предвидеть", а " предвидеть-значит почти действовать "[23].
Как показала практика, планирование создает следующие важные преимущества:
- позволяет подготовиться к использованию будущих благоприятных условий;
- уточняет возникающие проблемы;
- поощряет менеджеров реализовывать свои решения в будущей работе;
- улучшает координацию внутри организации;
- создает предпосылки для совершенствования подготовки менеджеров;
- улучшает способность предоставлять компании необходимую информацию;
- способствует более рациональному распределению ресурсов; улучшает контроль в организации.
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
- по уровню охвата (общий и частичный);
- содержание (стратегическое, тактическое и оперативное);
- по объекту (объекту) планирования (цели, средства, возможности, материалы, материалы, финансы, информация, действия);
- по областям деятельности (производство, маркетинг, исследования и разработки, финансы); по областям деятельности (общий, контурный, подробный);
- во времени (краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном) [8].
Также следует различать: серию планирования (новый план составляется после истечения срока действия предыдущего плана); скользящую среднюю плановую (после истечения срока действия части предыдущего плана проводится текущий пересмотр оставшегося периода и проводится новый период после окончания предыдущего периода и т. д.); жесткое планирование (с указанием целей и мероприятий); гибкое планирование (учитывается возможность неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
Современной формой плановой работы является так называемое программное планирование (или программный подход). Такой подход требует, чтобы цели компании были точно определены и чтобы ресурсы были связаны с ними. В этом случае план строится в виде иерархии целей. На основе основной цели систематически устанавливаются цели более низкого уровня, вплоть до целей каждого базового сотрудника. Для каждой цели определяются ресурсы, сроки ее достижения и ответственные лица [17].
Объем деятельности компании и специфика планирования ограничивают или, наоборот, увеличивают возможности планирования в организации. Преимущества планирования, связанные с синергетическим эффектом, принадлежат крупным компаниям. У них есть способности предвидеть будущее.
Планирование - это всемогущий инструмент, который может открыть любую дверь. Серьезный подход к планированию закладывает основу для устойчивого и эффективного бизнеса. Планирование имеет 2 значения: вся экономика, с точки зрения общей теории бизнеса, ее специфически управленческой природы, поскольку планирование является одной из функций управления.
Эти два аспекта планирования тесно связаны между собой, и возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из характера компании и напрямую определяется общими условиями компании.
Таким образом, участники внутрикорпоративной деятельности теряют свободу действий, характерную для независимых и независимых от других участников рынка компаний, и их поведение находится под контролем управляющих компаний [26].
Как уже упоминалось, ни одна организация не может обойтись без планирования, поскольку необходимо принимать управленческие решения относительно распределения ресурсов; координации деятельности между различными субъектами; координации с окружающей средой (рынком); создания и эффективного внутри структуры; контроля над деятельностью; развития организации в будущем. Планирование гарантирует оперативность принятия решений, предотвращает поспешность принятия решений, устанавливает четкую цель и четкий способ ее реализации, а также дает вам возможность контролировать ситуацию.
В целом в процессе планирования можно выделить: процесс постановки целей (постановки системы целей); процесс унификации (согласования) целей и средств их достижения; процесс развития или единства существующей системы работы организации с ее будущим развитием [6].
Постановка целей - это процесс разработки системы целей, начиная с общих целей организации и заканчивая целями ее отдельных подразделений. Результатом является дерево целей, лежащее в основе всего процесса планирования.
Само по себе наличие цели не означает, что она будет достигнута, необходимо иметь соответствующие материальные, финансовые и человеческие ресурсы. В то же время уровень достижения цели часто зависит от объема этих ресурсов. Так, например, для создания бизнеса в определенной отрасли необходимы первоначальные инвестиции в размере не
Фрагмент для ознакомления
3
.Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Просвещение, 2017. - 288 с.
2. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2021.-285 с
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 237 с.
4.Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование - М.: Инфра, 2019. - 213 с.
5.Воинов А.С. Виды и методы финансового планирования, научно-методический электронный журнал Концепт. - 2019. - Т. 34. - С. 97-101.
6.Глушенкова Т.С. Виды и методы планирования Экономика и социум. -2019. - № 11-1 (30). - С. 394-396.
7. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учеб. - М.: Филинъ, 2017. - 520 с.
8.Егоршин, А. П. Основы менеджмента: учебник. - М.: ИНФРА, 2021. - 350 с.
9.Зырянова Т.В. К вопросу о реформировании бюджетного сектора экономики // Вопросы управления. -2021. - № 1 (13). - С. 81-88.
10.Игнатенко М.С. Финансовое планирование на предприятии, Производственный менеджмент. -2021. - № 5. - С. 101-104.
11.Игнатьев В.М., Семенченко М.Ю. Планирование: задачи, виды и принципы, в сборнике: Новости научной мысли - 2018 Materiály IX mezinárodní vědecko - praktická konference. - 2018. - С. 27-30.
12.Козлова Т. В. Организация и планирование производства: учебно-практическое пособие – М.: Евразийский открытый институт, 2017. – 274 с.
13. Лихачева, О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие. - М.: ООО «ТК Велби», 2017. - 264 с.
14. Лопуіиинская Г.К, Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2018. - 252 с.
15.Мардас, А. Н. Теория менеджмента: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 307 с.
16. Пивоваров КВ. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2017. - 232 с.
17.Разорвин И.В. Стратегическое планирование как инструмент эффективного развития территорий // Дискуссия. - 2020.- № 5. - С. 35-41.
18.Рогачева Л.И. Виды и методы финансового планирования // Управление, экономика и социальная сфера. -2019. - С. 25-30.
19.Сергеев, И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 288 с.
20.Скарс В.Е. Виды финансового планирования и их характеристика, в сборнике // Анализ проблем в области экономики -2020. - С. 127-131.
21.Тедеева З.Б. Классификация целей, видов и факторов финансового планирования в современных условиях // Экономика и предпринимательство. -2020. - № 11-1 (64-1). - С. 829-833.
22.Тихомирова Т.П. Планирование на предприятии: Курс лекций. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2017. - 86 с.
23. Хан, Д. Планирование и контроль: базовые концепции контролинга. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 544 с.
24. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. - СПб.: Питер, 2017. - 496 с.
25.Цыганкова Т.А. Планирование и его принципы // NovaInfo.Ru. - 2017. - № 58. - С. 105-109.
26.Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Март», 2017. - 399 с.
27. Официальный сайт ОАО «Мелькомбинат» - https://www.melkom.ru/