Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня игра или игровая деятельность вновь возвращается в арсеналы педагогики. Нужно отметить, что обучение иностранному языку всегда было не простым направлением педагогики.
Раньше детей обучали иностранному языку самыми разными способами. При этом в ход шло, как банальное заучивание, так и новомодное гипнообучение. Однако все эти методы показывали хорошие, но не идеальные результаты.
Дело в том, что самым простым способом обучения является – пересказ или фантазирование. Учитель на любом этапе обучения может предложить классу поработать с тем или иным текстом.
При этом дети могут работать в паре друг с другом. Более того в таком формате учитель может проверить, как знание предыдущего материала, так и дать новый материал.
С другой стороны сторитейлинг позволяет детям развивать способности к общению в режиме диалога. Темой для такого диалога может стать что угодно. В частности, учитель может разыграть с учеником сцену покупки товаров в магазине или разговор полицейского с прохожим.
Более того введение в сторитейлинг элемента игры не только разнообразит урок, но и подключит дополнительные каналы запоминания и обработки информации.
Цель исследования – выявить особенности рассказывания историй (сторитейлинг), как средство развития навыков говорения на уроке английского языка.
Объект исследования – сторитейлинг.
Предмет исследования – сторитейлинг, как средство развития навыков говорения на уроке английского языка.
Задачи исследования:
1. Дать определение диалогу и монологу.
2. Дать характеристику психолого-педагогическим особенностям обучению иностранному языку.
3. Выявить особенности сторитейлинга.
4. Выявить особенности обучения ангийскому языку при помощи сторитейлинга на примере учебника Р. Уэйнриб.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку
1.1. Понятие о монологической и диалогической речи в лингвистике
Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи.
Монолог — это высказывание одного лица. Монолог относительно протяжен во времени, содержит разные по объему части текста, связанные между собой логически.
В методике русского языка принято выделять два типа монолога:
Направленный — то есть, обращенный к собеседнику.
Внутренний — речь для себя, без расчета на реакцию.
Существует и классификация монологов по цели высказывания:
Информационный — служит для передачи информации. Это различного рода лекции, доклады, рапорты, сообщения и пр.
Убеждающий — это разновидность направленного монолога, который подразумевает ответную реакцию и эмоционален по содержанию. Например, поздравления, торжественные, напутственные речи.
Побуждающий — направленные на призыв к какому-либо действию: политические монологи, призывы, приказы, протесты.
Для разговорной речи характерны спонтанные монологи, для официальной — подготовленные, имеющие четкую структуру (вступление, основная часть, заключение).
Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.
В зависимости от степени участия собеседников выделяют следующие виды диалогической речи:
Односторонний опрос — вопросы задает только один из собеседников. К такому виду относятся интервью, анкетирование, соцопрос.
Двусторонний опрос — участники равнозначно участвуют в беседе (дискуссии, споры).
Обмен мнениями — здесь нет никаких вопросов, только суждения и мнения.
В методике выделяют еще стандартные диалоги (или диалоги этикетного характера) — это диалоги, используемые в типовых ситуациях (продавец-покупатель, начальник-подчиненный и пр.)
Обзор методик и приемов, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи
Образец рассказывания — это живое, яркое описание предмета или явления, которое дается детям как образец для подражания. Этот прием обучения монологической речи применяют в начальной школе, когда демонстрируют как, например, должно звучать правило, описание события и т.д.
Образец должен быть кратким, доступным для понимания, легким для запоминания, произносится четко, громко, обязательно выразительно.
Анализ образца рассказывания. Этот прием помогает осознать структуру речи, вычленить отдельные составляющие, поработать над интонацией. Часто практикуется в начальной школе. Например, можно взять любой диалог или монолог из прочитанного произведения и попросить учащихся обозначить, где вступление (начало разговора), где концовка. Отдельно ученики выделяют цветными карандашами ключевые слова, на которых нужно понизить или повысить интонацию.
Совместное рассказывание — еще один прием для начального обучения. Здесь учитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Либо они составляют монолог поочередно.
Частичное рассказывание — знакомая всем методика, когда по части текста нужно восстановить его полностью Можно предлагать начало рассказа, середину, конец. Легче, если это будет событийный рассказ. В старших классах можно предлагать для частичного рассказывания тексты-размышления или абстрактные тексты-рассуждения.
Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажа, серии картин) — один из наиболее действенных приемов, который помогает развивать связную монологическую речь. Из практики отмечено, что этот прием часто практикуют учителя русского языка в начальной и средней школе. Почему о нем забывают в старших классах? Ведь для старшеклассников и картины можно подобрать интересные, соответствующие возрасту, и условия создания рассказа усложнить.
Пересказ — прием практикуется на всех уровнях обучения. А учить пересказу начинают уже в 1 классе. Прием эффективный, потому что позволяет развивать не только образность мышления, но и логичность изложения мысли. Пересказывая текст, ребенок учиться понимать его структуру, а запоминание наиболее ярких оборотов речи, предложений способствует развитию памяти и художественности речи.
Дедуктивный метод — способ обучения диалогу. Часто используется на уроках иностранного языка, хотя вполне приемлем и на других уроках. Суть метода в том, что дается готовый диалог, как образец. Это может быть ситуативный диалог, этикетный, профессиональный, в котором использованы устойчивые выражения, характерные для данной ситуации. Образец тщательно изучают, а потом, на его основе составляют свой диалог.
Например, предстоит урок-суд. Для этого процесса характерны свои реплики и устойчивые выражения. Поэтому заранее с учениками изучают, как строится процесс судопроизводства, какие фразы наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Парламентский финансовый контроль. История отечественного и иностранного парламента. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Парламентский финансовый контроль. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Парламентский контроль. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Парламентский финансовый контроль. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российский парламентский финансовый контроль. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Парламентский контроль. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Финансовый контроль. Государственные формы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Финансовый контроль и аудит. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому контролю. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового контроля. Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика парламентского финансового контроля. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Финансовый контроль. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Бюджетный контроль в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
1. Арапова С.А. Формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве / дис. на соиск. науч. степ. канд. пед. наук. Пермь, 2017;
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы// Иностранные языки в школе - 2002 - №2;
3. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984;
4. Губская К.В. Реализация межкультурного подхода в процессе обучения иностранному языку школьников 5-6 классов. Челябинск, 2017;
5. 3ахарова А.В. Психология обучения старшеклассников. — М., 1976. — с. 16-30, 44-54;
6. Ибрагимова, Ш. Р. Teaching strategies for young learners (7–10 ages) / Ш. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41132/ (дата обращения: 27.01.2022).
7. Калмыкова З.И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.,1981.-с. 140-144;
8. Танцура А.А., Бурлакова М.В. Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов в школе с углубленным изучением иностранного языка в контексте формирования межкультурной компетенции // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018025710 (дата обращения: 26.01.2022).
9. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Текст] // Вестник практической психологии образования, 2011. - №4. – C. 3-12;
10. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. -№ 4. -С.6-20.