Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XXI веке китайский язык представляет огромный интерес для всех, кто изучает иностранные языки. Это непосредственно связано с тем, что Китай расширяет свое экономическое влияние по всему миру, что, без-условно, способствует развитию отношений другими странами мира.
Китайский язык также привлекает к себе внимание и жителей Рос-сии. В нашей стране интерес к изучению китайского языка очень высок, и это связано со многими причинами. Россию и Китай объединяет то, что «в историческом и культурном отношении они отличаются от западных стран», а также их близкое географическое положение. Путь становления российско-китайских отношений был сложен и неоднозначен, но, несмотря на это, в настоящее время Китай является одним из важнейших стратегиче-ских партнеров нашего государства. Отношения между этими двумя стра-нами реализуются в различных формах и сферах: в сфере финансовых от-ношений, в сфере безопасности, в сфере повседневного общения, в сфере торговли, в сфере дипломатического диалога, в сфере туризма.
Туристические обмены являются одним из инструментов формиро-вания и развития дружбы между народами Китая и России, и туристиче-ские ведомства двух стран выразили желание впредь углублять сотрудни-чество в этой сфере. По данным новостного издания «Интерфакс» Россию в 2019 году посетили 1,2 миллиона туристов из Китая, а это 30% всего иностранного турпотока (4,3 млн). Также погранслужба ФСБ опубликова-ла данные первые два квартала 2019 года об иностранцах, приехавших в Россию на учебу, среди которых 21185 человек — это студенты из Китая. В этом аспекте весьма актуальной становится спрос на специалистов со знанием китайского языка. Больше всего вакансий с упоминанием китай-ского языка в требованиях с начала текущего года было опубликовано для представителей сферы продаж (38%), специалистов в области закупок (16%), науки и образования (15%), а также административный персонал (13%).
По этой причине мы подробно остановимся на таком аспекте китай-ского языка как его фонетика. Именно здесь у русскоговорящих студентов возникают чаще всего трудности, поэтому фонетике нужно уделять особое внимание как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося.
Актуальность работы обусловлена глобализацией, взаимо-проникновением культур, большой интеграцией в политике, экономике, образовании и других сферах, интеграцией русских специалистов в Китае - все это делает изучение китайского языка актуальным, и подразумевает, что в будущем понадобятся специалисты со знанием данного языка, что подразумевает и владение фонетикой китайского языка.
Целью данной работы является изучение специфики формирования произносительной культуры у студентов-бакалавров изучающих китай-ский язык.
Объектом исследования является процесс обучения китайскому языку.
Предметом исследования выступает методика обучения фонетике китайского языка.
В соответствии с поставленной целью была сформулирована сле-дующая гипотеза исследования: эффективность работы над обучением фонетике китайского языка повышается при условии преемственности учебной и совместной работе на всех этапах обучения.
В данной работе важно решить задачи:
- изучить целевые ориентиры формирования фонетической компе-тенции в рамках профессионального обучения ИЯ;
- рассмотреть структуру и содержание иноязычной произноситель-ной культуры;
- описать специфику китайской произносительной культуры.
В данной работе были использованы следующие методы исследо-вания: анализ литературы, синтез, обобщение.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего применения комплексной и комбинаторной методики в пре-подавании фонетики китайского языка.
Новизна данной работы заключается в попытке создания собствен-ной методики преподавания фонетики китайского языка, которая получила название комплексная и комбинаторная, а также комплекса упражнений для развития фонетических навыков китайском языка.
Практическая значимость определяется тем, что материалы маги-стерской работы могут быть использованы в дальнейшем для обучения фонетики китайского языка.
Глава I. Формирование произносительной иноязычной культуры на современном этапе обучения иностранным языкам в вузе
§ 1 Целевые ориентиры формирования фонетической компетенции в рамках профессионального обучения ИЯ
Проблема глобализации, ориентация на мировые тенденции в обра-зовании, европеизация содержания и моделей обучения, создание новых образовательных стандартов ставят перед учителем иностранного языка ряд общих и значимых для развития лингводидактики проблем: переход от знаниевоцентричной к компетентностной модели образования, дающей учащемуся возможность выстраивать образовательные стратегии для реа-лизации своих способностей, коммуникативных интенций в условиях меж-культурного сотрудничества, которые обеспечивают подготовку и саморе-ализацию индивида в условиях межкультурной коммуникации.
Для определения сущности понятия фонетической компетенции об-ратимся к категории «компетенция», которая получила широкое распро-странение в методике преподавания иностранного языка после присоеди-нения России к Болонскому процессу. Многие специалисты отмечают, что до сих пор нет четких ориентиров сущности и содержания компетенций, их классификации, наполнения, тем не менее, в широком смысле компетенция – это знания, умения, навыки, которые обеспечивают выполнение опреде-ленной деятельности с целью достижения определенного уровня развития личности и выражаются в результате обучения, представленном в едини-цах его содержания.
Фонетическая компетенция, являясь субкомпетенцией лингвистиче-ской, не только обеспечивает правильное произношение, интонационное оформление фразы, но и способствует правильному восприятию высказы-вания. Умение правильно, точно понять сообщение, выразить собственные мысли определяется в том числе и степенью сформированности фонетиче-ских навыков.
Н. И. Гез отмечает, что «овладение фонетической стороной речи
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Малышев Г.И., Киселевич Я.И., Митчелл П.Д. Трудности в изуче-нии фонетики китайского языка русскоговорящими студентами: основные ошибки и способы их устранения вестник тамбовского университета. Се-рия: гуманитарные науки 2018 https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-izuchenii-fonetiki-kitayskogo-yazyka-russkogovoryaschimi-studentami-osnovnye-oshibki-i-sposoby-ih-ustraneniya
2. Бужинский В.В. Произносительная культура как феномен иноязыч-ного образования / В.В. Бужинский // Ученые записки. Электронный науч-ный журнал Курского государственного университета. – 2018. – №2. – С. 93 – 97.
3. Малых О.А. К вопросу о подходах к формированию фонетической компетенции студентов, изучающих китайский язык / О.А. Малых // Вест-ник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2017. – № 4 (20). – С. 109-114.
4. Чеснокова Н.Е. Обучение иноязычной произносительной культуре взрослых / Н.Е. Чеснокова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар.науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр.2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – №1 (6). – С. 340-342.
5. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (тео-рия и практика обучения языкам) / Э. Г Азимов, А. Н Щукин. - Москва : Издательство ИКАР, 2019. - 448 с.
6. Алексахин А. Н. Алфавит китайского языка путунхуа. Буква - фоне-ма - звук речи - слог - слово / А. Н. Алексахин. - Москва : Восточная книга, 2018. 184 с.
7. Алексахин А. Н. Вводный курс практической фонетики китайского языка путунхуа для русскоязычных студентов. Фонема - Звук речи - Слог - Слово / А. Н. Алексахин. - Москва : Издательство ВКН, 2019. - 176 с.
8. Алексахин А. Н. Теоретическая фонетика китайского языка : учеб. пособие / А. Н. Алексахин. - Москва : АСТ: Восток-Запад, 2017. - 204 с.
9. Анисова О. Л. Особенности системы китайского языка, влияющие на профессиональную подготовку специалистов / О. Л. Анисова // Вестник краунц. Гуманитарные науки. - 2018. - №1 (15). - С. 77 - 80.
10. Анисова О. Л. Последовательность обучения фонетическим аспектам китайского языка / О. Л. Анисова, Е. В. Бырдина // Современные вызовы и перспективы развития молодежной науки: сб. статей II Междунар. науч. - практ. конф., 16 дек. 2020 г. - Петрозаводск, 2020. - С. 17 - 24.
11. Ахмедова Ф. В. Проблемы понимания слога и тона в обучении русскоязычных студентов китайскому языку / Ф. В. Ахмедова, Лю Изинь Изин, Сюй Чже // Вестник кыргызско-российского славянского универси-тета.-2019. - №6. - С. 40 - 44.
12. Байрамова С. И. Когнитивная специфика процесса формирования слухопроизносительных навыков китайского языка на начальном этапе / С. И. Байрамова // Образование. Наука. Научные Кадры. - 2019. - №6. - С. 173 - 176.