Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Журналистика как информационная деятельность призвана объективно отражать картину мира, открывающуюся человеческому разуму. Она сама является частью этого образа и, как таковая, также составляет систему. Журналисты должны обеспечить максимально полное отражение общественной и личной жизни, держать пульс этой жизни, своевременно предупреждать о нарушениях ее ритма, открывать широкую общественную дискуссию по возникающим проблемам, с тем чтобы найти оптимальные решения для обеспечения жизнеспособности и развития общества и личности.
Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как наиболее оперативный и массовый механизм управления социальным и личностным развитием. При этом она не выступает в роли управленческой сущности, которая принимает управленческие решения. Ее задача - организовать общественный поток информации между объектом и субъектом контроля, как в первом, так и во втором контурах контроля, в эмпирической и теоретической области знания. Организация быстрого и качественного информационного цикла обеспечивает эффективную регулятивную и самоорганизационную деятельность и обеспечивает устойчивое развитие общества [3, с. 5].
Журналист, собирая и постигая информацию о реальности, создает свое произведение и фиксирует свой текст на материальном носителе. Но текст можно рассматривать только как носитель потенциальной информации, так как хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать». Если текст произведения выступает в качестве материального посредника в информационном процессе, то «непринятие» публикой содержащейся в нем информации.
Под влиянием принятой информации взгляды, суждения в какой - то степени трансформируются-систематизируются, развиваются, углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, девальвируются, распадаются, деградируют. Этот процесс измеряется уже не количественной мерой, а качественной оценкой характера и степени изменений состояния общественного сознания под влиянием полученной информации. Элементы, «перестраиваемые» в сознании публики под влиянием полученной информации, являются реальными сведениями. В связи с преобразованиями текста на его пути в аудиторию важным требованием для журналистов является знание закономерностей этих преобразований и их учет в работе над их текстами. Журналист должен понимать, что все передаваемое не принимается и тем более адекватно осваивается. Поэтому в зависимости от состояния аудитории ему нужно устанавливать с ним такие отношения, при которых потенциальная информация станет максимально полной принятой, а затем реальной.
Творчество в журналистике приобретает всю большую актуальность в свете последних событий, когда рядовой пользователь искушен различного сорта информацией, нужной и ненужной, качественной и некачественной. Для поддержания здоровой умственной деятельности информационный шум, создаваемый в наше время, необходимо фильтровать, одним из факторов фильтрации такого шума может выступить как раз контент, выделяющийся на фоне остальных. Обычно подобные ресурсы создаются благодаря творческому подходу их создателей. Если информационные ресурсы, наполненные точной информацией, содержат в себе еще и творческий подход автора, то популярность, а вслед за ней доход, быстро пойдут вверх.
Целью данной работы является рассмотрение творческой природы деятельности журналиста.
Задачи:
- описать особенности и аспекты журналистской деятельности;
- рассмотреть творчество как составляющую деятельности журналиста;
- изучить творчество новостных журналистов;
Объект исследования – творческие основные деятельности журналиста.
Предмет исследования – творчество современного журналиста.
Понятийный аппарат:
Партипационные медиа - культура участия людей в различных сферах.
Интегрированный процесс - объединение разнообразных частей и систем в единое.
Медиаконвергентные процессы – процесс интеграции новых медиа, конкуренция для выживания на информационном рынке.
Генристика – изучение речевых жанров.
Карративность – повествовать, рассказывать.
Медиа - конгломерат – холдинговая компания, владеющая медиаресурсами.
Докудрама (документальная драма) – фильм «гибрид», где есть исторический факт, а играют актеры (т.е. постановка, как документальное кино).
Корреляция – взаимосвязь двух или более величин, зависимость между событиями.
Амбивалентность – противоречивые убеждения, чувства.
Семантика – раздел лингвистики, изучающий смысл языка.
Контент – информация на сайтах.
Инфотеймент – способ подачи теле или радио материала.
Глава 1 Особенности современной деятельности журналиста
1.1 Журналистская деятельность: аспекты, особенности
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно [4, с. 58].
Ограничения, которые налагаются на политические и общественные СМИ, ставят вопрос относительно того, может ли в современной ситуации реализовываться само понятие журналистики. Вполне возможно, что журналистская область вписывается в термин «массовые коммуникации» именно сейчас.
Так или иначе, несмотря на то, что ситуация не представляется «радужной», следует отметить, что журналисты всегда будут нужны, а средства массовой информации также будут всегда, а спрос именно на проверенную, профессионально представленную информацию всегда будет актуален.
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В доцифровую эру талантливые музыканты, писатели, художники и т.п. были вынуждены принимать участие в профессиональных конкурсах и проходить процедуры отбора экспертным жюри и лишь затем получали шанс показать широкой общественности свои способности. Сейчас главным инструментом продвижения являются социальные медиа, где канал на YouTube является самым мощным. А единственной формой оценки создаваемого контента становится количество и мнение собственных подписчиков. «Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации» [2, с. 54]. Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук.
Норберт Больц отмечает, что в эпоху, когда аудитории доступно огромное множество информационных и развлекательных продуктов, СМИ ведут борьбу «за дефицитнейший ресурс - внимание» [2, с 17]. Побеждает тот, кто заставит зрителя или читателя замереть, погрузившись в изучение сообщения. Естественно, что массмедиа вынуждены постоянно обновлять спектр технологий, удерживающих аудиторию, заставляющих ее потратить ее свое свободное время здесь и сейчас. Изменяются роли и функции журналистов и читателей. Журналисты теперь – эксперты во всех областях. Журналист сейчас – это тот, кто может сам написать текст, записать аудиокомментарий, сделать видеоролик и фоторепортаж. Читатели теперь активно участвуют в функциях СМИ, сами создают сайты со своим контентом.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авдонина Н. С., Новостная интернет-журналистика. — Москва: ЮРАЙТ, 2021. — 182, [1] с.;
2) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
3) Вартанов С. А., Работа журналиста в современной региональной газете: творческие аспекты // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2019. — № 6. — С. 3-24
4) Василенко В. И. Массмедиа в условиях глобализации: информационно-коммуникационная безопасность. — М.: Проспект, 2015.
5) Грехнёва Г.М.Основы культуры речи и стилистики: метод.указ. для студентов-заочников филол. фак-тов гос. ун-тов. – М.: Изд-во МГУ, 2019.
6) Докучаев И.М. Смех, идеология, власть. — 2001. http://artevik.narod.ru/publ/smile.html
7) Журналистика XXI века: навстречу человеку — Санкт-Петербург, 2020.
8) Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Кройчик / [под ред. С. Г. Корконосенко]. – Санкт-Петербург, 2019.
9) Медведева А. Р., Медиаэстетические функции интерфейса в культурно-просветительской журналистике: специальность 10.01.10 Журналистика : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Екатеринбург, 2021. — 24 с.
10) Мисонжников Б. Я., Введение в профессию. Журналистика : учебное пособие для вузов. — Москва: Юрайт, 2021. — 188, [2] с.
11) Морозов А. Охота на попугаев // http://www.globalrus.ru/satire/778034 (дата обращения 24.01.2022).
12) Пархоменко С., Сергей Пархоменко: "Хорошая работа, помимо морального удовлетворения, иногда приносит даже деньги" // Журналист. — 2021. — № 3. — С. 68-71
13) Пономарев П. А., Человек и общество в идейном наследии русских, религиозных философов // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2017. — № 3. — С. 23-30
14) Про речь ПарфеноваURL: http://www.contrtv.ru/common/3795
15) Прусенкова Н. Я не говорил, что она плоская, но докажите, что она круглая // Новая газета. Электронный ресурс. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/10/79814
16) Серто, Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.
17) Симакова С. И., Инфографика в журналистике: медиаэстетический код : специальность 10.01.10 - Журналистика : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. — Екатеринбург, 2021. — 47 с
18) Фотиева И. В., Российская журналистика сегодня: социальная миссия и профессиональное мастерство: монография. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 254, [1] с.
19) Футурман Е.Б.Телевизионная публицистика Леонида Парфенова URL: http://journ.usu.ru
20) Хафизова В. Р., Трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества: специальность 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. — Екатеринбург, 2021. — 22 с.
21) Шомова С. А. Мемы как они есть. М.: Аспект Пресс, 2018. - 136 с.
22) Эсманов В., Конструктор историй // Журналист. — 2021. — № 4. — С. 16-19
23) Huntington H. E. Pepper spray cop and the American dream: Using synecdoche and metaphor to unlock internet memes’ visual political rhetoric // Communication Studies. 2016. № 67 (1). Р. 77—93
24) Ross A. S., Rivers D. J. Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 U.S Presidential Candidates // Discourse, Context and Media. 2017. Iss. 16. Р. 1—11
25) Scott, D. K. and R. H. Gobetz (1992) ‘Hard News/Soft News Content of the National Broadcast Networks, 1972–1987’, Journalism Quarterly 69(2): 406–12.