Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы определяется научно-теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с проблемой обеспечения национальной безопасности и ее влиянием на государственное и общественное развитие. Динамичное функционирование любого государства и общества возможно только в случае, когда они находятся в состоянии безопасности. Национальная безопасность – важнейшее условие функционирования и развития личности, общества и государства. Безопасность относится к числу наиболее актуальных и вместе с тем дискуссионных тем современной юридической науки. Национальная безопасность всегда была, остается и будет необходимым оплотом для существования любого государства. Под ней принято считать безопасность, которая обеспечивает целостность государства, совершенствование его законодательных, исполнительных структур, разрешение различного рода конфликтов.
Вопросы теории и практики, связанные с национальной безопасностью приобретают актуальность в связи с увеличением и изменением видов безопасности. В настоящее время в Российской Федерации сформирована довольно разветвленная система обеспечения безопасности. Несмотря на это, в ее изучении и описании часто отсутствует комплексность и системность. Особое внимание в исследовании придается ситуациям, когда угрозы национальной безопасности явно превышают допустимые пределы и должны быть нейтрализованы адекватными правовыми мерами.
В настоящий момент, в период глобальной стратегической нестабильности и нарастании внешних угроз и вызовов безопасности Российской Федерации особую актуальность приобретаю вопросы обеспечения национальной безопасности. Данные обстоятельства требуют принятия дополнительных мер, направленных на укрепление общественного порядка, повышения защищенности граждан, общества и государства от преступных посягательств на национальную безопасность Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности.
Предметом исследования выступают модели обеспечения национальной безопасности.
Целью работы является проведение теоретического исследования моделей обеспечения национальной безопасности.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: проанализировать соотношение американской и российской модели обеспечения национальной безопасности; охарактеризовать взаимодействие органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения национальной безопасности; рассмотреть оптимизацию механизма обеспечения национальной безопасности.
Методологическая основа исследования состоит в использовании совокупности существующих методов познания, основу которых составляет диалектический метод. При изучении отдельных вопросов темы используются общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция). Широко применяются и специально-юридические методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный. Применение комплекса методов позволило всесторонне исследовать теоретические аспекты национальной безопасности.
Теоретическую основу исследования составили работы А.В. Безрукова, М.В. Донской, В.А. Жабского, В.В. Красинского, Ю. Надточей, Е.И. Сидоровой, Д.А. Фатикзянова и др.
Нормативную основу исследования составляет анализ положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента РФ, регулирующих вопросы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения; трех разделов; заключения; списка использованных источников.
1. СООТНОШЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Проблема исследований по обеспечению национальной безопасности заключается в многогранности ее сущности.
Обеспечение национальной безопасности России представляет собой целенаправленную деятельность государственных и негосударственных учреждений, граждан по выявлению и предотвращению угроз безопасности личности, общества и государства, а также по защите национальных интересов Российской Федерации.
Проблемы обеспечения национальной безопасности, представленные в отечественной литературе, заключаются в следующем:
– во-первых, безопасность смешана как социальная функция и как инструмент политики, что снижает эффективность их обоих;
– во-вторых, имеют место две точки зрения в области обеспечения национальной безопасности.
Первая точка зрения направлена на то, чтобы рассмотреть конкретно возникающие проблемы, не связывая их со сферой обеспечения национальной безопасности. Полагаем, что правы В.А. Жабский и А.А. Шувалов, считая что «хотя большинство из нас склонны рассматривать национальную безопасность как защиту национальных ценностей от военных угроз, мы не можем придерживаться такого узколобого подхода, слишком много гражданских угроз – инфляция, рост населения, рецессия и т.д.» .
Вторая точка зрения, напротив, выделяет многочисленные области безопасности, которые стирают границу между государственным управлением и национальной безопасностью. Поэтому необходимо применение всех подходов, о разнообразии которых можно судить, рассматривая, например, типы и степени угроз, или методы безопасности.
Важнейшей частью методологического подхода к системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются методологические аспекты организации ее функционирования. Основные методологические аспекты включают определение оптимальной структуры и анализ функционирования ее компонентов, влияющих на организацию всей системы. Оптимальная структура может быть определена на основе концепции национальной безопасности и положений теорий национальной безопасности.
Американский ученый Уолтс представил оптимальный подход к пониманию структуры безопасности, с представлениями о которой определяются структуры:
– во-первых, принцип, на котором основана система;
– во-вторых, уточнение функций дифференцированных единиц;
– в-третьих, распределение возможностей между подразделениями системы. В автономной системе единицы направлены на выживание, и это определяет их поведение .
Таким образом, система поощряет стремление к безопасности и может следовать только этой цели.
При обеспечении национальной безопасности государству необходимо решить две проблемы:
– во-первых, создать специальную систему для решения проблем национальной безопасности или ограничиться отдельными государственными органами и организациями, которые обязаны обеспечивать безопасность;
– во-вторых, как управлять системой национальной безопасности.
Чтобы решить первую проблему, необходимо использовать положения общей теории, которая отличает особенности любой системы как некое единство определенных документов, по сравнению с их простым сочетанием. Поскольку структура зависит от функционирования ее компонентов, методологические аспекты системы являются неотъемлемой частью национальной безопасности. В этом случае применяется закон возникновения. Закон антиэнтропии означает, что при организации управления необходимо предусмотреть возможность влияния на снижение неопределенности в знаниях о построении и поведении управляемой системы путем повышения информационной осведомленности органа управления при принятии решений.
Чтобы решить вторую проблему, необходимо использовать положения теории принятия решений, поскольку основной процедурой управления системой национальной безопасности является принятие неформального выбора, позволяющего достичь поставленной цели и двигаться в ее направлении. Теория принятия решений исследует: участников процесса, их ценности и восприятие; организационную систему ситуаций; процесс принятия решений; лиц, принимающих решения.
Структуры, специально созданные государством для обеспечения национальной безопасности, становятся все более важными в процессе функционирования факторов, которые влияют на безопасную жизнь системы «личность – общество – государство». Совокупность этих факторов можно разделить на две группы в зависимости от направления их деятельности: факторы внутренней безопасности и внешние.
Факторами внутренней безопасности являются материальные и интеллектуальные возможности общества, которые влияют на предотвращение угроз безопасности государства и его граждан, а также обеспечивают их законные права и интересы. Одним из факторов, влияющих на обеспечение внутренней безопасности, является деятельность правоохранительных органов (в том числе МВД) по предотвращению угроз в пределах своей компетенции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 2.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 21.01.2022).
6. Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: монография. – М.: Юстицинформ, 2018. – 251 с.
7. Безруков А.В., Жильцов А.В. Общественный порядок, правопорядок и безопасность: грани пересечения и соотношение правовых категорий // Административное право и процесс. – 2020. – № 6. – С. 17-22.
8. Безруков А.В., Осинцев Д.В. Конституционный правопорядок и администрирование: дифференциация правовых моделей // Административное право и процесс. – 2020. – № 5. – С. 9-14.
9. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 9. – С. 31-41.
10. Беляева О.В. Российская полиция и гражданское общество // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2016. – № 19-1. – С. 86-93.
11. Болдырев В.Е. Обеспечение безопасности США при Дж. Байдене: предварительная реконструкция национальной стратегии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. – 2021.– Т. 14. – Вып. 3. – С. 348-373.
12. Борисов В.В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – Т. 5, вып. 2. – С. 64-71.
13. Выходов А.А. К вопросу определения основных задач органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности // Правопорядок: история, теория, практика. – 2021. – № 3 (30). – С. 7-13.
14. Донская М.В. Национальная безопасность в свете поправок в Конституцию РФ: вектор совершенствования законодательства // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 1. – С. 44-48.
15. Жабский В.А., Шувалов А.А. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, государственные приоритеты, правотворчество // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2021. – № 4 (92). – С. 27-31.
16. Киричек Е.В. Национальная безопасность, национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в контексте обеспечения прав человека // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 85-89.
17. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. – 607 с.
18. Надточей Ю. Президентство Джо Байдена и трансатлантические отношения: «новый рассвет» или «сумеречная зона»? // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. – 2021. – № 60 (76). – С. 10-16.
19. Неверов А.Я., Малышева Е.В. Правовой аспект в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Ростовский научный вестник. – 2021. – № 1. – С. 28-32.
20. Плащинский А.А. Формирование внешнеполитической стратегии США после окончания второй мировой войны: анализ факторов и целей, ставших сегодня реальностью // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2020. – № 4. – С. 50-64.
21. Правоохранительные органы: учебник и практикум / Под общ. ред. М.П. Полякова. – М.: Юрайт, 2019. – 363 с.
22. Сидорова Е.И. Роль представительных органов муниципального образования в обеспечении прав и свобод населения // Муниципальная служба: правовые вопросы. –2018. – № 2. – С. 3-6.
23. Фатикзянов Д.А. Сущность и проблемы муниципального образования в обеспечении национальной безопасности // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 34. – С. 1670-1674.
24. Фоменков А.А., Попова Ю.С. Полиция как элемент системы обеспечения национальной безопасности // Государство и право в XXI веке. – 2021. – № 1. – С. 61-68.
25. Материалы заседания дискуссионного клуба Валдай, 22.10.2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. – URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/64261 (дата обращения: 21.01.2022).