Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Явление планирования как не до конца исследованного феномена свойственно так или иначе любой рыночной и переходной к ней экономикам, а также и экономикам промышленно развитых стран, в том числе и России. Планирование существует во всех сферах экономической жизни. Также актуальность темы курсовой работы выражается в том, что в условиях рыночной экономики эффективность, рентабельность и успех любого хозяйствующего субъекта способно обеспечить лишь рациональное планирование его экономической деятельности. Проблема планирования обусловлена зависимостью рентабельности производственной деятельности от грамотного планирования, соответствующего данным рыночным условиям и состоянию экономики страны в целом (так как методы планирования, принятые в условиях плановой экономики, в рыночной использоваться и применяться не могут).
Современная экономика — это среда, в которой развита конкуренция, где быстрыми темпами увеличивается уровень подготовки персонала, улучшаются информационные технологии. К сожалению, во многих компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, из-за чего происходят такие нежелательные, неприятные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, а это, в свою очередь, приводит к замедлению процесса производства и срыву или изменению заранее оговоренных сроков.
Исходя из вышесказанного, управление компанией ставит определенные задачи, которым и должно соответствовать развитие экономики. Для предотвращения стихийных процессов, которые могут привести к неблагоприятному результату, необходимо планирование, направляющее экономику в то русло, по которому предприятие идет к своим целям. Прибыль в данном случае – конечная цель движения.
Цель данной работы: анализ опыта планирования в деятельности ОАО «Волжский пекарь».
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической категории «оценка организации планирования на предприятии»;
- рассмотреть показатели и методы оценки эффективности планирования на предприятии;
- провести анализ организации планирования на ОАО «Волжский пекарь»;
- рассмотреть пути совершенствования организации планирования на ОАО «Волжский пекарь».
Предметом исследования является механизм планирования предприятий.
Объектом исследования является ОАО «Волжский пекарь».
Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные —исторически–логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез, и статистический метод, наблюдений и сбора фактов.
Эмпирическая база исследования — учебники и пособия по экономическим дисциплинам, прежде всего по экономике предприятия (организации), а также публикации в Интернет–ресурсах.
Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Понятие и сущность экономической категории «оценка организации планирования на предприятии»
Планирование можно рассматривать с точки зрения методологии, технологии и подсистемы управления. Методология планирования включает принципы, методы и логику разработки планов.
Планирование – это организация экономического развития объекта на основе гармоничной и по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих средств их достижения.
Очевидно, что сущность данного процесса заключается в логичном определении последующего развития предприятия, установке целей для конкретного сектора деятельности и работы каждого без исключения структурного подразделения (абсолютно необходимо в современных условиях). При осуществлении планирования на предприятии устанавливаются задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения, а также сроки исполнения и последовательность их реализации.
Планирование призвано способствовать поддержке планомерностей, сбалансированности в экономической деятельности предприятия. Важно заметить, что это не единовременный, одноразовый, а совершенно непрерывный, постоянный процесс.
Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов.
Планирование как процесс включает обоснование:
- миссии предприятия;
- принципов функционирования предприятия;
- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;
- планируемых показателей деятельности и эффективности;
- способов достижения заданных параметров;
- тактики развития предприятия и показателей, ее характеризующих;
- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.
Планирование как подсистема управления формирует взаимную увязку и оптимизацию показателей будущего развития объекта планирования, обоснование способов и методов их достижения, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений.
Безусловно, весомое влияние на процесс планирования оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, которые вовлечены в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.
Результатом планирования является план. План представляет собой документ, в котором через экономические показатели фиксируется желаемый уровень развития предприятия, его материальный и финансовый потенциал, а также результативность хозяйственной деятельности.
План - это модель будущего развития и состояния предприятия (организации, учреждения), выраженная количественными и качественными параметрами его деятельности и способами их достижения.
Объектом планирования являются конкретные предприятия, организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.
Субъектом планирования является структурное подразделение или другие физические, юридические лица, занимающиеся разработкой и обоснованием планов.
Организация процесса планирования на предприятии включает три этапа:
1. Процесс разработки планов - это принятие управленческих решений о целях предприятия и методах их осуществления. Результат процесса планирования на предприятии - система планов.
2. Выполнение плановых решений. Результат этой управленческой деятельности - это итоговые реальные показатели развития предприятия.
3. Контроль выполнения планов развития предприятия путем сопоставления фактических показателей с плановыми и корректировка поставленных целей.
Процесс разработки планов, можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом:
-исследования и анализ внутренней и внешней среды предприятия;
-определение приоритетных ориентиров предпринимательской деятельности: видение, миссия, комплекс целей;
-разработка базисной и функциональной стратегии развития предприятия: при помощи методов стратегического анализа обосновываются альтернативные варианты стратегии, производится выбор наиболее эффективного варианта;
-разработка итогового стратегического плана развития предприятия;
-обоснование среднесрочных планов и программ;
-на основе стратегического и среднесрочного планов разработка текущих планов - годовых и оперативных;
-определение предпосылок разработки новых планов, учитывающих результаты выполнения плановых показателей путем сравнения с фактическими.
Обоснование целей и выбор возможных направлений развития, средств и методов их достижения тесно взаимосвязаны. При ограниченных производственных ресурсах выдвигаемые цели во многом предопределяют выбор путей и средств их осуществления. В свою очередь, имеющиеся в распоряжении предприятия производственные и финансовые ресурсы влияют на выбор стратегических и тактических целей развития.
Все хозяйствующие субъекты должны рассматривать планирование как систему взаимосвязанных элементов. Система планирования деятельности на предприятии, в свою очередь, охватывает следующие виды планирования:
— Стратегическое планирование. Определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Главная цель – создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. При стратегическом планировании предприятие ставит перед собой перспективные цели и вырабатывает средства для их достижения.
— Концептуальное планирование. Вырабатывает концепции развития предприятия. Концептуальное планирование предприятия предусматривает определение основной миссии предприятия: материальную составляющую – какие виды продукции или услуги может производить предприятие, финансовую – каких финансовых результатов может обеспечить планируемая деятельность и какие социальные задачи решает деятельность предприятия – для собственника, для общества и для коллектива работников.
— Тактическое планирование. Используется для создания условий для реализации совершенно новых возможностей организации. В процессе данного виды планирования составляют план экономического и социального развития на соответствующий период.
— Оперативно – календарное планирование (ОПК). Представляет собой конечный этап, так как задачей ОПК является детализация показателей тактического плана, для того чтобы организовать повседневную работу как предприятия, так и его подразделений.
Также в зависимости от временного аспекта планирование деятельности на предприятии принято делить на:
а) Долгосрочное планирование (на 3 – 5 лет). Определяет общую стратегию предприятия в рамках "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек.
Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.
б) Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет). Учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки.
Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.
в) Текущее планирование. Обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально–технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно. Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации.
Необходимым условием организации планирования производства является составление стратегического бизнес-плана - это изложение главных целей и задач, которые компания предполагает выполнить в срок от двух до десяти лет или дольше. Это формулировка общего направления деятельности фирмы, описывающая вид бизнеса, которым фирма хочет заниматься в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 214 с. — (Высшее образование: Магистратура). - ISBN 978-5-16-103404-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1003617 (дата обращения: 29.01.2020)
2. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. - Москва : Вузовский учебник, 2019. - 367 с. - ISBN 978-5-16-102963-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1012372
3. Бабичева Н.Э. Теоретико-методологические основы экономического анализа развития организаций на основе ресурсного подхода: монография. М.: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018. 256 с.
4. Бороненкова, С. А. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием : учеб. пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 352 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-103477-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/967059
5. Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие. М.: «Магистр», 2007. - 50 с.
6. Ендовицкий Д.А., Бабичева Н.Э. Теоретические основы экономического анализа развития организаций //Экономический анализ: теория и практика. 2018. № 13. С. 2–10; № 14. С. 2–7.
7. Камысовская, С. В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей : учеб. пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 432 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://new.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-107658-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1007995 (дата обращения: 29.01.2020)
8. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учеб. пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 292 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5c7503a88dcb37.68074981. - ISBN 978-5-16-106986-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/986944
9. Когденко В.Г., Крашенинникова М.С. Особенности анализа новых форм бухгалтерской отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках) // Экономический анализ: теория и практика. 2018. № 18. С. 21–32.
10. Косолапова, М. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Косолапова М.В., Свободин В.А. - Москва :Дашков и К, 2018. - 248 с.: ISBN 978-5-394-00588-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/343541
11. Леготин Ф.Я. Управленческая экономика затрат. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2018. 472 с.
12. Литвинов А.В. Управление затратами на производство наукоемкой продукции машиностроения // Информационные технологии в проектировании и производстве. 2018. № 3. С. 3–8.
13. Мицкевич А. Управление затратами и прибылью. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест; Институт экономических стратегий РАН, 2019. 192 с.
14. Подчуфаров И. Комплексная система управления затратами: практические решения // Управление компанией. 2018. № 11. С. 60–65.
15. Серов, В. М. Инвестиционный анализ : учебник / В.М. Серов, Е.А. Богомолова, Н.А. Моисеенко ; под общ. ред. В.М. Серова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 248 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a93bd34dacb77.48838994. - ISBN 978-5-16-105888-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1002750
16. Управление затратами на предприятии /В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев, под ред. Г.А. Краюхина. СПб: Питер, 2018. 592 с.
17. Управленческий учет и анализ. С примерами из российской и зарубежной практики : учеб.пособие / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, И.В. Кобищан, Е.А. Козельцева. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 303 с. - (Высшее образование: Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914132
18. Шалаева Л.В. Основы классификации затрат в системе стратегического управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 23. С. 34–45.
19. Шалаева Л.В. Современные системы управления затратами как важнейший инструментарий стратегического управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 21. С. 7–21.
20. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А. Д. Шеремет. — 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 374 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21493. - ISBN 978-5-16-105019-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/988952