Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема реализация права на достойный уровень жизни выступает одной из злободневных социальных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Более пятнадцати процентов населения (практически каждый седьмой) не имеет определенной возможности в абсолютной мере удовлетворить даже свои основные потребности. Проблема существующей бедности и государственной поддержки малоимущего населения продолжает оставаться острейшей, а сама задача уменьшения бедности признана одним из первостепенных направлений отечественной государственной политики.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, так как социологической диагностики не осуществлялось, и дипломная работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Актуальность работы ориентируется тем, что ветераны являются одной из самой уязвимой социальной группой населения страны. Отдав свое здоровье и молодость служению обществу, они вправе рассчитывать на то, что общество вернет им долги, обеспечив достойную старость. Без сомнения, эти категории граждан заслуживают социальную поддержку от государства. Государство сегодня делает многое для людей, однако, до сих пор ветераны продолжают сталкиваться с материальными трудностями, жилищными проблемами, вопросами поддержания здоровья. Действующее законодательство не всегда обеспечивает достойный размер выплат и пенсий, на которые может рассчитывать ветеран.
Теоретические источники темы исследования в рассматриваемой сфере социальной защиты граждан включают множество работ российских ученых-правоведов: Н.Н. Абакумова, Э.С. Бондарева, М.В. Букина, Н.И. Бусловская, Р.О. Гайдарова, Е.Е. Мачульская, Л.К. Миронова, Т.Д. Одинокова, В.В. Потапенко, Н.Л. Смирнова, А.К.Соловьев, Г.В. Сулейманова, Д.Ю. Федотов, А.Н. Филиппов, Г.Б.Челнокова, А.Ю. Червякова, Л.Е. Шевнина и др.
Объектом исследования является система мер социальной поддержки населения в Российской Федерации, а предметом является – социальная поддержка ветеранов в России.
Цель исследовать институт социальной поддержки ветеранов по действующему российскому законодательству.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- Раскрыть понятие и категории ветеранов;
- рассмотреть правовое регулирование социальной поддержки ветеранов;
- проанализировать меры социальной поддержки, оказываемой ветеранам в настоящее время в Российской Федерации.
В качестве основных методов исследования выбраны метод анализа для изучения составляющих частей темы, синтеза как единого соединившегося целого этих частей, сравнения и обобщения для выражения основных результатов.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Структура работы включает в себя введение, основной части (две главы), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЕТЕРАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и категории ветеранов
Термин «ветеран» (лат. veteranus, от vetus - старый) существует со времен Древнего Рима и означает:
1) солдат, отслуживший срок в армии. Ветераны наделялись землей (в Италии и провинциях) или получали денежное вознаграждение, а также права римского гражданства, освобождались от повинностей;
2) старый, опытный воин; участник войны в прошлом;
3) человек, долго проработавший на каком-нибудь поприще .
Так там называли постаревших опытных воинов, участников битв. То есть солдаты, отслужившие свой срок в армии, получали звание «ветеран». Ветераны наделялись землей (в Италии и провинциях) или получали денежное вознаграждение, а также права римского гражданства, освобождались от повинностей.
В Российской Федерации ветеран - это человек, имеющий заслуги по защите Отечества, безупречную военную или иную государственную службу либо долго и добросовестно проработавший на каком-нибудь поприще .
Ветеранами могут быть граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории Российской Федерации, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности.
В современном Законе о ветеранах четко перечислены категории ветеранов, на которых распространяется его действие:
1) ветераны труда;
2) ветераны Великой Отечественной войны;
3) ветераны военной службы;
4) ветераны боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и территориях других государств.
Данный перечень является закрытым.
Анализ норм Закона о ветеранах показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны труда).
Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.
Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают его общий правовой статус.
Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые оно занимает в обществе.
Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы.
В зависимости от того, к какой группе ветеранов относится каждый конкретный гражданин, а также от того, к какому уровню относится финансирование той или иной категории ветеранов, последние делятся на две группы:
1) федеральные ветераны;
2) региональные ветераны.
Федеральные ветераны - это те ветераны, социальная поддержка которым предоставляется из средств федерального бюджета.
Региональные ветераны - это те ветераны, социальная поддержка которым предоставляется из средств бюджетов субъектов РФ.
К федеральным ветеранам относятся ветераны войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий. Этим категориям граждан меры социальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ.
К региональным ветеранам относятся труженики тыла, ветераны труда и ветераны военной службы. Им социальная поддержка устанавливается законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Таким образом, под ветераном по российскому законодательству понимают человека, который имеет определенные заслуги по защите Отечества, а также безупречную военную либо другую государственную службу или который долго и добросовестно проработал на каком-нибудь поприще.
В законодательстве о ветеранах закреплены категории ветеранов:
ветераны труда;
ветераны Великой Отечественной войны;
ветераны военной службы;
ветераны боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и территориях других государств.
1.2 Правовое регулирование социальной поддержки ветеранов
В конце XX в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта.
Международная организация труда определяет следующий комп
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 22.01.2022.
2. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995. - № 3. - Ст. 168.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4831.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
7. Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2019. - № 14 (часть I). - Ст. 1461.
8. Федеральный закон от 06.12.2021 № 396-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Собрание законодательства РФ. - 13.12.2021. - № 50 (Часть III). - Ст. 8403.
9. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.12.2020, с изм. от 06.12.2021) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 04.03.1993. - № 9. - Ст. 328.
10. Постановление Правительства РФ от 23.03.2021 № 443 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2021 г. социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 29.03.2021. - № 13 (часть II). - Ст. 2267.
11. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (ред. от 01.12.2021) «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (вместе с «Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения») // Собрание законодательства РФ. - 30.08.2021. - № 35. - Ст. 6282.
12. Закон г. Москвы от 03.11.2004 № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы» // Электронный ресурс: https://base.garant.ru/5709871/, дата обращения 22.01.2022.
13. Закон Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 15.03.2006 № 5/171-П) // Электронный ресурс: https://base.garant.ru/5709871/, дата обращения 22.01.2022.
14. Постановление Правительства Москвы от 19.12.2012 № 743-ПП (с изм. от 23.03.2018) «О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы» // Электронный ресурс: https://base.garant.ru/5709871/, дата обращения 22.01.2022.
15. Постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. № 668-ПП «О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве» // Электронный ресурс: https://base.garant.ru/5709871/, дата обращения 22.01.2022.
Научная и учебная литература
16. Каков порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий? // Азбука права: электрон. журн. 2022.
17. Корякин В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник N 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». М.: За права военнослужащих, 2007. Вып. 73. С. 270 - 274.
18. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С. 11.
19. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 11, 21.
20. Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, 1999. С. 35.
21. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115.
22. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 3 - 6.
23. Тресков В.И. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы - ваши льготы и привилегии. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 13. 176 с.
24. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск, 2000. С. 47.
25. Фильчакова С.Ю., Хвалев С.А., Шабаева О.А. Социальная поддержка ветеранов в субъектах Российской Федерации: общий обзор законодательного регулирования // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2015. № 1-2 (33). С. 22 - 30.
Судебная практика
26. Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 № 236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скитовича Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» // Электронный ресурс: https://base.garant.ru/5709871/, дата обращения 22.01.2022.
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2020 № 20-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой» // Собрание законодательства РФ. - 18.05.2020. - № 20. - Ст. 3224.