Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Президент Российской Федерации согласно Конституции РФ имеет широкий перечень компетенции, которая необходима для практической реализации его функций в качестве главы государства. Данная компетенция затрагивает, в сущности, все стороны деятельности государства, и Президент РФ, в конечном итоге, ответственен за сбалансированную и слаженную деятельность всех структур государства.
Подобный широкий круг компетенции Президента РФ предоставляет основания для высказываемых в определенных случаях суждений о том, что по форме правления РФ признается суперпрезидентской республикой.
Несмотря на широкий круг компетенции Президента РФ, форма правления в стране может характеризоваться как полупрезидентская. Основанием для этого признается то, что в отличие от президентской республики, где отсутствует такой орган, как правительство, в России Президент РФ не считается главой органов исполнительной власти. Существует правительство в качестве высшего исполнительного органа власти.
Вопросы создания системы исполнительной власти на федеральном уровне признаются областью совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который вносит Президенту РФ предложения о системе органов исполнительной власти федерального уровня не позже недельного срока с момента назначения.
Правительство РФ является высшим органом власти в государстве, на который возлагается осуществление исполнительной власти в стране. Статус Правительства РФ считается основным, преобладающим для формирования, становления и развития административно-правового положения данного ведущего органа исполнительной власти, играющего колоссальную роль в управлении и руководстве всеми важными областями и отраслями жизни общества в стране.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с Президентом РФ и исполнительной властью.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие правовой статус Президента РФ во взаимоотношениях с исполнительной властью.
Цель данной работы – комплексное исследование полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности становления и развития института президентства в РФ;
2) изучить выборы Президента РФ и его вступление в должность, особенности правового статуса Президента РФ как главы государства;
3) исследовать полномочия Президента РФ в области внутренней политики;
4) определить место исполнительной власти в системе разделения властей, изучить органы исполнительной власти;
5) рассмотреть полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти;
6) изучить актуальные проблемы развития исполнительной власти в РФ во взаимоотношениях с Президентом РФ.
Методологическую основу исследования формируют современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Использовались также некоторые специальные методы: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Институт президентства в РФ
1.1.Становление и развитие института президентства в РФ
Само слово «президент» происходит от латинского слова «Praesidens», которое означает «сидящий спереди»; находящийся во главе. Толковый словарь русского языка дает следующее определение слова «президент» - это избранный на конкретный срок глава, который получил собственные полномочия при помощи проведения выборов.
Президентство выступает в качестве относительно молодого института конституционного права в Российском государстве. Учреждение в структуре государственной власти Российской Федерации поста Президента открыло новую стадию в развитии отечественной государственности и существенно повысило внимание в нашем обществе к президентскому институту.
В советский период в Российском государстве по факту отсутствовал такой пост, как глава государства. Формально данную роль исполнял коллегиальный орган, который назывался Президиум Верховного Совета РСФСР, во главе которого находился Председатель. Будучи наделенным на основании Конституции существенными полномочиями, данный орган играл отнюдь не независимую и самостоятельную роль в государственной жизни, выступая в качестве придатка аппарата партии, председатель и секретарь подписывали нормативно-правовые акты без рассмотрения на коллегиальном уровне.
Идея разделения властей была несовместима с существовавшей концепцией полновластия Советов, консолидируя в себе исполнительную и законодательную власти. Одним из отличительных особенностей принципа разделения властей выступает наличие в структуре органов власти Президента. Однако данная трактовка содержания Президиума Верховного Совета РСФСР являлась незаконной. Он выступал в качестве органической части единого механизма Советов, наравне с которой не могло существовать никакого другого органа власти государства. Согласно советским конституциям все органы являлись производными в Советском Союзе и им подотчетны. Все высказывания и попытки о формировании института президентства в Советском Союзе не находили помощи и поддержки и изначально отвергались на всенародных обсуждениях Конституции СССР 1936 года, а позднее во время подготовки новой Конституции 1977 года.
Первые настоящие шаги в данном направлении были сделаны в скором времени, когда к власти пришел М.С. Горбачев. Во время подготовки 19 Всесоюзной партийной конференции и во время ее проведения был обсужден вопрос о введении в СССР поста Президента, но был создан проект по введению другой должности – Президента ВС СССР и создана для избрания на нее кандидатура генсека ЦК КПСС М.С. Горбачева. Лишь на III съезде народных депутатов Советского Союза в марте 1990 г. был создан пост Президент СССР.
Даже в условиях постоянно изменяющегося общественного строя выбор формы правления в РФ не выступал в качестве единовременного акта. Ему предшествовала определенная серия событий в политической сфере начала 1990-х годов: формирование института президентства в СССР, которое встретило существенное сопротивление из числа народных депутатов, приверженцев сохранения власти Советов, упразднение монополизации одной партии, борьба между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, формирование института президентства в Российской Федерации, противостояние между парламентом и Президентом, а также события октября 1993 года в Москве. Скоропостижный крах государственности Советов, всеобщий хаос, возрастание различного рода конфликтов придавали президентскому институту характер основы стабильности и способствовали ее формированию.
Затянувшийся процесс формирования президентского института в нашем государстве объясняется причинами, как политического, так и идеологического характера. В первую очередь, власть президента предполагает признание идеи разделения властей. В нашем государстве он был закреплен в Конституции, однако на практике не действовал, т.к. декларировал идею полновластия Советов. Во-вторых, возвеличение руководства и культ личности в период застоя создании в человеческом сознании отрицательное отношение к любой единоличной власти, в особенности в высших эшелонах власти.
В РФ президентский институт был создан по результатам общенародного голосования, который был проведен 17 марта 1991 года. Статус Президента устанавливался Законом «О президентстве в РСФСР», который был принят 24 апреля 1991 года, базовые нормы которого потом были включены в текст Конституции Российской Федерации 1993 года.
1.2.Выборы Президента РФ и его вступление в должность. Правовой статус Президента РФ как главы государства
Следует начать с того, что по причине моноцентризма государственной системы Российской Федерации выборы президента обладают весьма важным критическим значением. Глава государства устанавливает не только базовые направления внешней и внутренней политики, но и выступает в качестве высшего арбитра в правоотношениях ведущих групп элиты политического мира, интересы которой обладают собственной спецификой и непосредственным образом воздействуют на политическую обстановку в стране.
Выборы президента РФ, условия и порядок их проведения, а также обязательные условия, которым должен удовлетворять каждый кандидат на пост Президента РФ, проводятся на основании Конституции Российской Федерации, в частности главы 4, ФЗ «О выборах президента РФ», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иных федеральных законах.
Путем выборов на основании всеобщее прямого и равного избирательного права при голосовании тайным путем Президент РФ получает непосредственно мандат от самого народа, что позволяет ему вести себя более самостоятельно в отношении к парламенту. Все это напрямую связывает его с самим народом.
Гражданин РФ может выбирать Президента РФ с восемнадцатилетнего возраста вне зависимости от пола, национальности, расы, происхождения, языка, положения в имущественной сфере, должностного статуса, места проживания, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям, а также убеждений. Не вправе избирать и быть избранными граждане, которые были признаны по судебному приговору недееспособными, либо граждане, которые содержатся в местах лишения свободы на основании соответствующего решения суда. Гражданин РФ, который проживает либо находится во время подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, имеет на выборах аналогичными правами, что и те граждане, которые проживают в настоящее время на территории государства.
Требования конституционного характера к Президенту Российской Федерации не так много, однако, они имеются, и кандидаты на пост должны им в полной мере отвечать и соответствовать. Для того, чтобы осуществлять ответственные полномочия главы государства, кандидат в Президенты страны должен иметь необходимый жизненный опыт, по этой причине не подлежит избранию на должность президента гражданин Российской Федерации, не достигший 35-летнего возраста. Однако, это возраст позволяет выбрать на пост президента человека, который в достаточной мере энергичен и вынослив.
Одновременно Конституция РФ 1993 года, в отличие от ранее существовавшей, сняла все ограничения на предельно допустимый возраст
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета, N 206, 19.10.1999
4. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) О структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, N 104, 17.05.2018
Научная и учебная литература:
1. Бочарова Н. Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник».- 2017. –С. 84-86
2. Валиев К.Д., Софронов И.А. Конституционно-правовой статус Президента РФ // Журнал «Юридический факт». - 2018. - № 38. - С. 3-7.
3. Вахромова И.А., Поздеев А.В. Полномочия Президента РФ в органах исполнительной власти // Журнал «Наука XXI века: актуальные направления развития». - 2020. - № 1-2. - С. 352-355.
4. Гаман О. А., Зуева Ю. А. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации // Журнал «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего». – 2018. – С. 241-243
5. Живаев А.А., Варданян О.В. Полномочия Президента РФ // Журнал «Научные исследования XXI века». -2019. - № 2 (2). - С. 398-400.
6. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.
7. Кильмаметова И.И. Президент РФ и исполнительная власть // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2021. - № 72-6. - С. 57-59.
8. Климовская М. К. Исполнительная власть в субъектах РФ // Журнал «Достижения науки и образования». – 2018. – С. 119-121
9. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика: миф или реальность? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 6 (46).- С. 34-42.
10. Конституционное право России: учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 206 с.
11. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
12. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва : Юстиция, 2017. — 409 с.
13. Новоселова М. Д. Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента РФ // Журнал «Отечественная юриспруденция». – 2018. –С. 8-9
14. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с.
15. Писарев А.Н., Таймазов Т.Т. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: вопросы теории и практики // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 2. - № 3 (19). - С. 162-164.
16. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.
17. Реснянская О.С. Власть Президента РФ в системе разделения властей // Журнал «Альманах современной науки и образования».-Выпуск № 2 / 2017. – С. 93
18. Сергеев К.И. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. - 2018. - С. 332-340.
19. Стрекозов В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
20. Токтогулов А. А. Исполнительная власть: понятие, сущность // Журнал «Проблемы современной науки и образования». – 2017.- С. 112
21. Шеповалова Ю.М. Статус Президента РФ как главы государства и его взаимодействие с исполнительной властью // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник научных статей. - 2017. - С. 172-175.