Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Поселения греков размещались по берегам Средиземного моря. Рабовладельческие государства были образованы здесь как городские государства (полисы), которые состояли из нескольких сельских поселений, объединенных вокруг одного городского центра. Эти небольшие государства возникли на основе бывших племенных общин.
Географическое положение Греции обусловило направления переселения и создания новых поселений. В первую очередь началось освоение близлежащих земель - островов Эгейского моря, Малой Азии, а затем через проливы греки вышли в Чёрное море и добрались до берегов Дона. Далее, придерживаясь западного направления, колонизация продвинулась в сторону Италии через Ионическое и Адриатическое моря и дошла до атлантического побережья.
Позже греческие поселенцы, города-полисы появились на Ближнем Востоке и в Египте на побережье Африки. Если назвать наиболее известные колонии, то можно представить всю грандиозность этого процесса: колонизация в Италии - Регия и Тарент, на Черном море - Ольвия, Херсонес и Византия, а в Египте – колония Навкратис.
Управление и государственная система, как в городах метрополии, так и в колониях различались, имели определенную специфику и свои особенности.
Следует отметить, что в период разложения родовой системы власть закрепилась в руках зажиточных торговых и промышленных семей среди городского населения. Здесь была создана демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. Однако в ряде городов-государств власть полностью была сосредоточена у единоличных правителей из числа богатейших родов. Там, где власть принадлежала родовой знати, развивались аристократические республики. От аристократии отличается олигархия, суть которой в том, что полнота власти принадлежала представителям богатых граждан городов.
В то время Афины были образцом рабовладельческой демократии, а Спарта была образцом рабовладельческой аристократии.
Причем первая - это самое развитое государство, а вторая - одна из самых отсталых форм правления.
Цель этой работы - охарактеризовать особенности теорий государственного управления, разработанных в Древней Греции и Древнем Риме.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать возникновение и образование Афинского государства;
2. Рассмотреть управление, общественный и государственный строй в Афинах и Риме;
3. Проанализировать особенности полисной организации общества и государства в Афинах и Риме.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка литературы.
1. ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Общественный и государственный строй
Афины представляют собой наиболее классическую форму образования государства, где государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, которые возникали внутри самого родового общества, то есть без всякого внешнего и внутреннего насилия. Город Афины был образован на юге Балканского полуострова, в Аттике, малоплодородной долине, в которой во время великого переселения народов обосновались ионические племена. Легендарный герой Тезей объединил несколько племенных поселений с центром в Афинах, где и образовалось центральное правление.
Весь народ был разделен на три сословия, независимо от принадлежности к тому или иному роду, фратрии и филе: на благородных (эвпатридов) - родовую знать, геоморов или земледельцев, и демиургов или ремесленников.
Замещение всех управленческих должностей было только из эвпатридов, другие слои населения к управлению не допускались.
Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешались, и родоплеменные структуры уже стали терять свои границы .
Сельская община, которая была так крепко организована и сохранившаяся в течение многих веков в Вавилоне, Египте и всех государствах восточной деспотии, в Аттике очень быстро трансформировалась и на смену коллективной собственности на землю приходит собственность частная.
Должность базилевса со временем ликвидируется, так как этот пережиток родоплеменного строя становится нежелательным для новой аристократии и потому вместе с должностью базилевса появляется новая долж¬ность - архонта. Изначально он избирался пожизненно, но афиняне не пожелали концентрации власти в одних руках и стали избирать его на 10 лет, а с 683 г. до н.э. уже избирается 9 архонтов.
Первый стоял во главе коллегии архонтов и занимался внутренним управлением и у него были судебные полномочия по семейным делам.
Базилевс стал вторым архонтом, он отправлял жреческие функции, а также отправлял суд по религиозным делам.
К третьему архонту- полемарху отошло военное командование.
Остальные шесть членов - это фесмофеты – и они выполняли судебные функции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов Н.И. Происхождение культа царей. – СПБ.: Питер, 2018. - 315 с.
2. Бредунов Л.Г. Римская история от Августа до Антонинов. – М.: Норма, 2017. - 325 с.
3. Дроздов Ф.Л. Магистратура диктатора в ранней римской республике. М.: Юнити, 2019. - 129 с.
4. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы зарождения и формирования принципата. –СПб.: Нева, 2018. - 225 с.
5. Новицкий О.С. Очерк римских государственных древностей. В 2-х т. Т.2. – М.: Владос, 2018. - 386 с.
6. Панов Н.К. - Рим от Цезаря до Августа: Очерки социально - политической истории. – М.: Кнорус, 2017. – 230 с.
7. Радугин З.У. Восточные провинции Римской империи в I-III в. н.э. - М.: БЕК, 2016. – 310 с.
8. Светоний Транквилл Гай. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. М.Л. Гаспарова. М.: МГУ, 2017.
9. Свенцицкая И.С. Культ императоров в греческих городах Малой Азии // Культура и искусство античного мира. 1980. С.25.
10. Травкин Т.А. История народов мира. - М.: Юнити, 2016. – 285 с.
11. Чернов А.С. Социально - утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. Т. 1-2. – СПб.: Нева, 2019. – 215 с.
12. Шатров Н.Н. От общины к государству // Античное право. 2019. С.56.
13. Штаерман Е.М. Социальные основы в истории Древнего Рима. - М.: Академия, 2018. – 290 с.