Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современных социально-экономических условиях нашего общества состояние здоровья и уровень двигательной готовности детей остаются актуальной проблемой.
Малоподвижный образ жизни, постоянные стрессы, плохое питание, низкий уровень физической активности способствуют развитию у детей различных заболеваний. Наиболее часты случаи заболеваний пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, нарушения иммунной системы и обмена веществ.
Физкультура и спорт эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, поэтому важно приучать ребенка к правильному распорядку дня, рациональному питанию, выполнению личных правил с самого детства и своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
В раннем школьном возрасте закладываются основы физической культуры и умственной деятельности человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. В этот возрастной период дети легко усваивают новый материал, важно давать школьникам комплексы упражнений, которые всесторонне и гармонично развивают их физические качества. При освоении упражнений, в первую очередь, внимание уделяется технике выполнения различных физических упражнений.
В возрасте 9-10 лет у детей достаточно высокий уровень двигательной активности. Но в школьный период движений мало, и с каждым годом ребенок растет, двигательная активность только снижается. Рекомендуется добавить уроки плавания к урокам физкультуры.
Сегодня особенно важно внимательно изучить раздел плавания, который в нынешних условиях стихийных и экономических бедствий, наряду с ходьбой и бегом, является жизненно важным двигательным навыком.
В настоящее время уровень подготовки детей к плаванию остается низким. Традиционная школьная программа плавания не полностью решает проблему всестороннего и гармоничного развития, но учитывает индивидуальность младших учеников. Внедрение экспериментальной педагогической технологии обучения плаванию детей в возрасте от 9 до 11 лет поможет повысить эффективность занятий плаванием на уроках физкультуры.
Сегодня существует достаточное количество научных работ по улучшению функциональности у детей, посвященных плаванию (Афанасьефа В.З., Н.Ж. Булгакова, А.А. Кузнецова, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ляха, Л.П. Матвеево, Ю.В. Менхина, М.В. Прохорова, А.А. Сидорова и др.). Однако эти работы включают или фрагментарны конкретные показатели отсутствия данных в возрастной группе, а также в возрастной группе. в котором мы изучаем проблему.
Улучшение функциональных возможностей у детей в возрасте от 10 до 11 лет, занимающихся плаванием, за счет организации тренировочного процесса. В связи с этим в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть влияние оздоровительного плавания на организм человека;
- изучить общие положения методики обучения оздоровительному плаванию детей 10-11 лет;
- Рассмотрим процесс обучения пловцов 10-11 лет;
- Разработать экспериментальную методику обучения пловцов от 10 до 11 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности и проверки ее эффективности.
Объект исследования: тренировочный процесс пловца 10-11 лет.
Гипотеза: мы предположили, что разработанный метод построения учебного процесса с учетом увеличения времени, проведенного на воде, увеличит результаты плавания детей 10-11 лет в группе первого года.
Для сбора, обработки и анализа данных исследования мы использовали следующие методы: - анализ научно-методической литературы; - контрольные испытания (тестирование); - педагогический эксперимент.
Анализ научно-методической литературы. В результате изучения научной литературы по плаванию нами были изучены вопросы о понятиях «здоровье», «оздоровление», влияние оздоровительного плавания на организм человека, общие положение методики обучения оздоровительному плаванию влияния. Однако на практике в построении тренировочного процесса данные показатели очень часто не учитываются индивидуально. Таким образом, задача нашего исследования в том, чтобы разработать экспериментально обоснованную программу тренировок, учитывающую индивидуальные особенности пловцов 10-11.
Структура и объём работы. Работа состоит из оглавления, перечня условных обозначений, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В нашей работе мы применяем следующие методы исследования: Анализ научной и методической литературы, контрольные тесты, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Глава 1 Теоретические аспекты улучшения функциональных возможностей организма у занимающихся плаванием
1.1 Влияние оздоровительного плавания на организм человека
Плавание относится к массовым видам спорта в нашей стране и за рубежом. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны, на него влияют физические упражнения, с другой-водная среда [11, С. 67].
Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха из-за давления воды на грудную клетку, выдоха из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3) [11, С. 68].
Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.
Плавание — один из самых полезных и безопасных видов спорта. Оно положительно влияет на все группы мышц человека, во время плавания нагрузка не только равномерно распределяется между всеми группами мышц, но еще и стимулирует их, сокращая и увеличивая их силу. Одним из главных преимуществ плавания является возможность адаптировать нагрузки к собственным потребностям. Влияние плавания на дыхательную систему Плавание оказывает благоприятное влияние на дыхательные мышцы человека, мышцы дыхательной системы приходят в тонус и становятся более сильными, а так же значительно увеличивается объем легких. Особое влияние оказывает на респираторную систему — дыхательная тренировка. Для вдоха человеку необходимо противодействовать движению воды, которое направлено в первую очередь на область груди. В дальнейшем водный поток содействует выдыханию. При данном воздействие все
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Опубликовано в «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.consultant.ru – 20.11.2021
Учебники, монографии, научные статьи
3. Аршинова В.С. Физическая культура и спорт/ В.С. Аршиова. — Москва: Академия, 2021. — 347 с.
4. Афтахова А. В. Оздоровительное плавание: развивающие факторы, формирующие потенциалы и механизмы воздействия/ А. В. Афтахова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
5. Борисов А.В. Методика ускоренного обучения плаванию детей / А.В. Брисов. — Москва: Дело, 2021. — 403 с.
6. Воронова О.С. Физическая культура и спорт/ О.С. Воронова. — Москва: Медицина, 2021. — 354 с.
7. Галаганов В. П. Теория и методика плавания. — М.: КНОРУС, 2018. — 510 c. — (Среднее профессиональное образование).
8. Галкин Р.А., Тявкин В.П., Макаров И.В., Галкин Р.А., Прокофьева Н.А., Болтовская В.А., Романов Р.М., Хохлова Д.О. Плавание / Клиническая практика // Том 11, № 2 (2019) — С. 81-89.
9. Гамов М.В. Теория и методика физического воспитания и спорта/ М.В. Гамов. — Москва: Академия, 2019. —291 с.
10. Горбунова Н.С. Плавание: лечение и спорт/ О.С. Горбунова. — Москва: Академия, 2020. —284 с.
11. Григорьев И. В. Спорт / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с.
12. Дятлов А.В. Теория и методика физического воспитания и спорта / А.В. Дятлов. — Москва: София, 2019. —388 с.
13. Комкова Г. Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Р. А. Торосян, В. Б. Сычев; ответственный редактор Г. Н. Комкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
14. Ларин В.Н. Теория и методика физического воспитания и спорта/ В.Н. Ларин. — Москва: Право, 2021. —208 с.
15. Парамонов А.С. Физическая культура и спорт / А.С. Парамонов. — Москва: Академия, 2020. —168 с.
16. Русинов И.В. Физическая культура и спорт / И.В. Русинов. — Москва: Юнити, 2021. —293 с.