Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Дети и подростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия. Проблема насилия и виктимности подростков прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения.
Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности. Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении».
Согласно современным данным, под виктимностью подростков понимается своего рода способность стать жертвой негативных явлений. Подросток ею еще не стал, но в его личности имеются определенные качества, делающие его при определенных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет.
Проблема профилактики виктимного поведения была и остается актуальной. Актуальность этой проблемы подростковой среде особо остро. Можно увидеть, как на индивида, склонного к виктимности практически в каждой социальной группе – школьный класс, компания друзей, кружок по интересам и т.д. – оказывается давление и ущемление со стороны социума. Интересным представится тот факт, что этот индивид, сам того не осознавая, притягивает это давление к себе. Своим поведением он дает понять окружающим собственную уязвимость, жертвенность.
Исследованием проблемы виктимного поведения занимались многие исследователи. Существующая научная база представлена работами Ю.В. Васильковой, И.Г. Малкиной-Пых, В.И. Полубинсккого, Н.И. Рыжовой, Л.В, Франка и др. Однако комплексного исследования данного вопроса применительно к подростковой среде не наблюдается.
Цель исследования: выявить склонность к виктимному поведению у подростков.
Объект исследования: виктимнoe поведение как психологическое явление.
Предмет исследования: склонность к виктимному поведению у подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что у мальчиков склонность к виктимному поведению выше, чему девочек.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по теме курсовой работы;
- рассмотреть особенности психологических аспектов виктимного поведения;
- провести эмпирическое исследование поведения обучающихся в МБОУ «Прутская СОШ» на предмет выявления склонности к виктимному поведению;
- разработать рекомендации, направленные на предупреждение и профилактику виктимного поведения подростков.
Методы и методики исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирический: методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой;
- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная группа: учащиеся 6-8 классов в составе 50 человек.
Этапы исследования:
- изучение теоретических аспектов изучения проблемы виктимного поведения подростков;
- определение целевой группы и методики эмпирического исследования;
- проведение первичной диагностики, анализ полученных результатов исследования;
- проведение повторной диагностики, формирование соответствующих выводов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы педагогами с целью проведения профилактики виктимного поведения обучающихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы виктимного поведения у подростков
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристика
На сегодняшний момент на развитие личности в рамках общества влияет огромное многообразие различных факторов. Реагируют на данные факторы разные индивиды по–разному. Нередки случаи проявления эмоций отрицательного толка: страх, тревога, агрессия, выражающиеся в различных формах насилия.
Насилие, если оно имеет место в процессе социализации индивида, изменяет его личностные характеристики, толкая на путь виктимного поведения. Сегодня в научной литературе можно отыскать массу трактовок виктимнoго поведения. В рамках данного исследования будут перечислены лишь некоторые из них.
A.И. Долгова дает вот такое определение виктимнoму поведению – «это виктимный потенциал или совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, индивидуально-психологических и психофизиологических детерминант, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к нарушению физического или психоэмоционального здоровья» [7, с.125]. С данным определением можно согласиться, так как оно достаточно полно и детально характеризуют рассматриваемое понятие.
A. Pебер дает практически идентичную А.И.Долговой формулировку, но боле сжатую и упрощённую. Он говорит, что «виктимнoе поведение определяется совокупностью эмоциональнo-личнoстных особенностей, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья» [14, с.331].
Интересна позиция Л.B. Фрaнка. Исследователь говорит о том, что «виктимнocть – это повышенная способность человека в силу его социальной роли и ряда физических и духовных качеств при определённых обстоятельствах становиться потерпевшим» [18, с.26].
По утверждению И.Г. Mалкиной-Пых, виктимнocть или, другими словами, виктимогeнность – это «приобретённые человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву» [9, с.115].
Еще один исследователь – А.Л. Pепeцкая – говорит о том, «виктимнoe поведeниe» и «виктимнocть» – понятия неидентичные, поскольку виктимнocть необязательно проявляется в виктимнoм поведении, а виктимнoe поведение нe всегда является следствием наличия виктимнoсти» [15, с.8]. С данным утверждением можно не согласиться, так как виктимность и виктимное поведение характеризуются аналогичными чертами, а значит, их можно назвать синонимами.
Проанализировав различные определения, которые существуют у термина «виктимнoе поведение», можно дать ему следующие обобщённую трактовку: виктимнoe поведение – это определенные нарушения, произошедшие в психике человека, которое обуславливает потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой чего-либо: агрессии, насилия и т.д.
Существуют несколько разновидностей виктимного поведения. Рассмотрим некоторые из них.
Первый вид можно охарактеризовать как индивидуальное виктимноe поведением. Л. В. Франк определяет его как «реализованную преступным актом «предрасположенность», или, точнее, способность индивида стать при определённых обстоятельствах жертвой преступления» [17, с.79]. Данная позиция была подвержена критике, поэтому исследователь изменил свою трактовку. Л.В. Франк признал, что индивидуальное виктимное поведение – «не только реализованная, но и потенциальная способность тех или иных лиц стать потерпевшими или, иными словами, неспособность избежать преступного посягательства там, где объективно это было возможно» [17, с.80].
То есть, согласно Л.В. Франку, индивидуальное ви
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Андронникова О.О. Тест склонности к виктимному поведению / О. О. Андронникова // Развитие гуманитарного образования в Сибири : сб. ст. : в 2 ч. / Новосиб. гум. ин-т. – Новосибирск : НГИ, 2004. – Вып. 9. Ч. 1. – С. 11- 25. 2.
2. Баймешова А. Б. О профилактике виктимной личности юношеского возраста / А. Б. Баймешова, Н. Н. Биктина // Вестник магистратуры. – 2015. – № 6-1. – С. 109–110.
3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
4. Варчук Т. В. Виктимология : учебное пособие / Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий ; под ред. С. Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ : Закон и право, 2009. – 191 с.
5. Вишневецкий К. В. Классификация виктимности / К. В. Вишневецкий // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 417- 418.
6. Гафнер В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике / В. В. Гафнер // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 186-192.
7. Долгова А. И. Криминология / А. И. Долгова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 368 с.
8. Кучина М. С. Значимость виктимологической профилактики в системе мер предупреждения преступлений / М. С. Кучина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. – № 3 (8). – С. 89 – 90.
9. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина – Пых. – Москва: ЭКСМО, 2010. – 862 с.
10. Матанцева Т. Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития / Т. Н. Матанцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. –№ 1 (1). – С. 255-256.
11. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки / Т. Н. Матанцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 74
12. Полубинский В.И. Криминальная виктимология : монография / В. И. Полубинский – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 210 с.
13. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / Пер. с англ. Е. Чеботарева. – М.: ACT, 2003. – 650 с.
14. Рыжова Н. И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки / Н. И. Рыжова, О. Н. Громова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – С. 8 – 9.
15. Фельдман Д. В. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических условий влияния стратегии жизни на уровень виктимности молодежи / Д. В. Фельдман // Социальная политика и социология. – 2012. – № 8. – С. 236-254.
16. Франк Л.В. О виктимологии и виктимности / Л. В. Франк // Советское государство и право. – 2006. – №4. – С. 75-79.
17. Франк Л. В. Виктимология и виктимность / Л. В. Франк. – Душанбе, 2002. – 112 с.
18. Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность / Б. Холыст // Вопросы борьбы с преступностью. – 2004. – № 41. – С. 73-74.
19. Шешукова Н. Н. Влияние разных условий обучения на межличностные отношения подростков / Н. Н. Шешукова //Специальное образование. – 2017. – № 8. – С. 59-61.