Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Качество жизни населения в целом и каждого человека в частности в первую очередь определяется состоянием здоровья, зависящим от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и содержания доступной медицинской помощи.
Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала. Огромная роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых, позволяет оказывать высококачественные сестринские услуги.
Основной задачей медицинских работников является формирование культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний. Поэтому, от того, как будет организованна работа медицинской сестры будет зависеть жизнь пациентов. Медицинские сестры работают с пациентами разных возрастов, которые имеют свои особенности.
Организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни во многом отличается от организма взрослого человека. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основой правильного обследования, диагностики, организации лечебных мероприятий и ухода на протяжении всего периода детства.
Обследовать ребенка всегда труднее, чем взрослого. Прежде чем начать обследование, необходимо установить контакт с ребенком и его родителями, успокоить пациента, создать обстановку взаимного доверия. Следует избегать резких, грубых и необдуманных слов, действий. Спокойный голос, легкое прикосновение успокаивают скованного ребенка, способствуют уменьшению боли, понижают чувство тревоги у расстроенных родителей.
Обычно во время беседы дети раннего возраста остаются на руках у родителей. Ребенок школьного возраста во время беседы ведет себя спокойно, при опросе его можно привлекать к разговору, задавать вопросы.
Сестринский уход за пожилыми людьми предусматривает оказание всесторонней помощи, направленной на поддержание достойного качества жизни немощных подопечных. Во многих странах мира наблюдается тенденция роста численности пожилых людей и продолжительности жизни, поэтому сестринский уход и опека над лицами пожилого возраста остаются востребованными и актуальными.
Цель: Изучить роль медсестры в особенностях ухода за пациентами разных возрастных групп.
Задачи:
1.Рассмотреть сестринский уход за новорожденными;
2.Изучить особенности ухода за детьми;
3.Проанализировать особенности сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста.
Объект: Пациенты разных возрастов.
Предмет: Сестринский уход за пациентами разных возрастов.
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ПЕДИАТРИИ
1.1. Сестринский уход за новорожденными
Период новорожденности, называемый также неонатальный период, продолжается от рождения ребенка и до 28 дней жизни. Его делят на два этапа: ранний неонатальный период и поздний неонатальный период.
Первый длится от рождения до 7-го дня жизни включительно.
Второй – от 7-го по 28-й день и включает последний.
Неонатальный период – наиболее уязвимый промежуток жизни у детей. Организм новорожденного ребенка начинает функционировать самостоятельно, вне организма матери, и развивает жизненно важные функции – дыхание, кровообращение, поддержание температуры тела, пищеварение.
Организация и проведение всех этапов ухода за новорожденным абсолютно необходимы и во многом определяют дальнейшее состояние здоровья ребенка. И наоборот, неоптимальный уход, дефекты в соблюдении санитарно-эпидемиологического режима, ошибки в кормлении провоцируют различные заболевания, которые особенно опасны в этот период жизни человека.
Уход за новорожденным в родильном зале – это так называемый первичный туалет новорожденного. Он состоит из следующих этапов: отсасывания слизи из ротоглотки, обтирание с последующей укладкой на горизонтальный уровень рядом с матерью, повторное отсасывание слизи из ротоглотки, обработка пуповины, удаление первородной смазки, антропометрия.
Для адекватного ухода необходимо заранее подготовить индивидуальный стерильный комплект новорожденного: 3 стерильные пеленки, одеяло, катетеры для отсасывания слизи из носа и верхних дыхательных путей, два зажима Кохера для пережатия пуповины, ножницы для рассечения пуповины, скобку Роговина для накладывания на остаток пуповины, шелковую лигатуру, палочки с ватой для обработки пуповины, марлевую салфетку треугольной формы. Кроме того, понадобятся 96%-ный раствор спирта, 5%-ный раствор калия перманганата, стерильное вазелиновое масло. Следует также иметь стол для укладывания новорожденного, воду для обмывания, весы, сантиметровую ленту.
Отдельные этапы первичного туалета новорожденного проводятся следующим образом. Слизь из ротоглотки отсасывают с помощью катетера и отсоса сразу после появления головы. Для приема новорожденного используют стерильную теплую пеленку (ее следует подогреть), его обтирают и выкладывают на специальный стол рядом с матерью (на том же горизонтальном уровне). Затем следует повторно удалить слизь из ротоглотки и из носовых ходов, используя катетер и отсос.
Следующий этап – обработка пуповины, который включает две ступени и может иметь некоторые особенности в различных странах и различных лечебных учреждениях в зависимости от принятого на основании приказов протокола. Первый этап. В первые 10 с после рождения пуповину пережимают двумя зажимами Кохера. Первый зажим накладывают на расстоянии 10 см от пупочного кольца, другой – на несколько сантиметров кнаружи от него. Отрезок пуповины между зажимами обрабатывают 96%-ным спиртом, после чего отсекают ножницами.
Далее ребенка показывают матери, объявляют пол и переносят на обогреваемый пеленальный стол, покрытый стерильной пеленкой. Второй этап. Пуповинный остаток протирают 96%-ным спиртом, затем – сухой салфеткой, туго отжимают двумя пальцами и накладывают специальную скобку (Роговина) на расстоянии 0,2–0,3 см от пупочного кольца. Пуповину перерезают на расстоянии 1,5–2,0 см от скобки, после чего срез еще раз обрабатывают 5%-ным раствором калия перманганата. Для профилактики гонобленнореи используют 20%-ный раствор натрия сульфацила (альбуцида), закапывая по 1 капле в каждый глаз; закапывание лекарственного средства следовало повторить через 2 ч после родов. В истории болезни обязательно указывают точное время процедуры профилактики гонобленнореи.
Далее проводят стирание первородной смазки стерильной марлевой салфеткой с использованием стерильного вазелинового (растительного) масла; используется индивидуальный флакон. Ребенка следует искупать под потоком воды в том случае, если кожа его загрязнена кровью или меконием (отделяемым новорожденного в околоплодные воды). Завершается первичный туалет новорожденного в родильном зале процедурой антропометрии. Массу тела ребенка измеряют на весах, чашу которых покрывают индивидуальной стерильной пеленкой.
Далее проводят измерение длины тела, окружности головы, окружности живота и окружности грудной клетки. Для измерения можно использовать полосу стерильной клеенки, длину которой сравнивают с метками сантиметровой ленты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вебер, В.Р. Основы сестринского дела : учебное пособие для учащихся медицинских училищ и колледжей / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - М. : Медицина, 2001. - 496 с.
2. Двойников, С.И. Теория сестринского дела : Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования / С.И. Двойников, Л.А. Карасева, ЛА. Пономарева. - Самара : Перспектива, 2002. - 160 с
3. Иванюшкин, А.Я. История и этика сестринского дела : учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, А.К. Хетагурова. - М. : ГОУ ВУНМЦ, 2003. - 320 с.
4. Камынина, Н. Н. Теория сестринского дела. Учебник / Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 c.
5. Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец и др. - М.: Феникс, 2015. - 672 c.
6. Касимовская, Н. А. Организация сестринской службы. Учебник / Н.А. Касимовская, В.Е. Ефремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2015. - 440 c.
7. Качаровская, Е. В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 128 c.
8. Клипина, Т.Ю. Справочник медицинской сестры / Т.Ю. Клипина, А.К. Джамбекова. - М. : Экзамен, 2006. - 416 с.
9. Лычев, В.Г. Руководство по проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии» / В.Г. Лычев, В.К. Карманов. - Москва: Высшая школа, 2017. - 744 c.
10. Мурашко, В. В. Общий уход за больными. Учебное пособие / В.В. Мурашко, Е.Г. Шуганов, А.В. Панченко. - М.: Медицина, 2019. - 224 c.
11. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 512 c.
12. Неонатология: национальное руководство / под ред. Н.Н. Володина. – М., 2007. – 848 с.
13. Неонатология. Ч. 3.: учебное пособие / В.О. Быков, Э.В. Водовозова, С.А. Душко, Г.Н. Губарева, И.Г. Кузнецова, Е.В. Кулакова, Л.Н. Леденева, Э.В. Миронова, Т.А. Попова, И.А. Стременкова, Е.В. Щетинин. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2011 – 214 с.
14. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. - М.: Феникс, 2016. - 768 c.
15. Обуховец, Т.П Сестринское дело и сестринский уход (СПО). Учебное пособие / Т.П Обуховец. - М.: КноРус, 2016. - 403 c.
16. Островская, И. В. Основы сестринского дела / И.В. Островская, Н.В. Широкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 320 c.
17. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Учебник. - М.: Academia, 2017. - 272 c.
18. Педиатрия. Национальное руководство: в 2 томах – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009, том 1−1024 с., том 2 – 1023 с.
19. Родионова, Г.Н. Полный справочник по уходу за больным / Г.Н Родионова, И.В. Авдеенко, О.Л. Демидко ; под ред. Ю.Ю. Елисеева. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 1008 с.
20. Савункина А.А., Богданова Т.А. Психологические Особенности Работы С Пациентами Разного Возраста // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 931-933
21. Сестринское дело : учебник для студ. мед. вузов. В 2-х т. / под ред. Г.П. Котельникова. - 2-е изд.. - Самара : Перспектива, 2004.
22. Сестринский уход в педиатрии : учебное пособие / В. Д. Тульчинская. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 428 с.
23. Сестринский уход за новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях: учебное пособие. Зелинская Д.И., Кешишян Е.С., Терлецкая Р.Н. и др. / Под ред. Д.И. Зелинской. 2010. - 176 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-1315-9.
24. Современная организация сестринского дела (+ CD-ROM). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 576 c.
25. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст]: учеб. для вузов в 2-х томах / Н.П. Шабалов. – 7-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012 г.