Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Значит, важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук. Вопросы влияния медиа на социум анализировались учеными и исследователями еще 50-60-е годы прошлого столетия. Приоритет технологических факторов над социальными и политическими стал основным мотиватором для анализа тем медиа на Западе. Базовые темы, которые здесь были затронуты - влияние медиа на социум, личностная роль в обществе – рассматривались Г.Лассуэлом, У.Шраммом, Г.Гербнерером, Г. Иннисом, М. Маклюэном и др. Явление медиа одним из первым стала анализировать англо-саксонская школа. С 60-х годов прошлого столетия в Канаде на основе университета Торонто стало популярным направление, которое анализировало новые технологии и их влияние на сознание человека и итоги его деятельности. Особое внимание было сконцентрировано на технологиях коммуникации, которые исследовал проф. Г. Иннис и группа ученых (И.Ватт, Д.Гуди, М.Маклюэн, Э.Хэйвлок).
Телевидение – это одно из величайших явлений ХХ века, объединившее в себе передовые достижения журналистики, науки, искусства, научно-технической мысли, экономики. Современный мир сложно представить без телекоммуникаций. Люди ХХI века ежедневно получают информацию из средств телерадиовещания посредством различных способов информирования. К тому же телевидение является одним из самых популярных и наиболее мощным способом специфического воздействия на массовое сознание .
Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе развития общества телевидение, как может показаться на первый взгляд, теряет свою популярность и аудиторию. Статистика наглядно показывает угасания интереса населения к телевизионным программам.
С одной стороны, такую тенденцию можно связать с повсеместным распространением интернета и его доступностью населению, а с другой стороны, с изменением качества контента телепрограмм на федеральных каналах. Телевизионный контент создается по запросам телезрителей, которые тщательно анализируются с помощью специальных алгоритмов. Именно сейчас, на современном этапе развития технологий, можно такие интересы можно просчитать с точностью до процента, но популярность телевидения все равно продолжает падать.
Исследователи связывают данную тенденцию с изменением психологических процессов и механизмов человека, а также с деформацией психологических требований к подаче информации. Поэтому так актуальна тема прямых эфиров: они должны быть интересными, динамичными, привлекающими внимание.
Целью данной работы является рассмотрение основных тенденций и проблем прямого эфира на современном телевидении.
Задачи:
- рассмотреть историю российского телевидения;
- описать особенности современного телевидения;
- проанализировать особенности современных эфиров на телевидении;
- изучить историю проведения прямых эфиров на ТВ;
- изучить основные приемы проведения прямых эфиров;
- описать стриминг в прямом эфире.
Объект исследования – современное телевидение. Предмет исследования – особенности проведения прямых эфиров на телевидении.
Глава 1. Роль телевидения в современном информационном обществе
1.1 История современного российского телевидения
Современный мир меняется стремительно. Развиваются новые технологии, которые сопровождают изменение медийного пространства. Развитие сети интернет и его активное распространение в массы влечет за собой перераспределение медийного потребления человека. По статистике, в настоящее время интернет как медиа получает все больше интереса со стороны населения, но телевидение до сих пор остается самым популярным медиа. Интернет в основном способствует оттоку молодой части населения от телеэкрана из-за своей мобильности и легкодоступности «здесь и сейчас» к любой информации.
В журналистской теории в настоящее принято считать, что основными функциями и задачами телевидения являются: информационная, культурно-просветительская, развлекательная, воспитательная или идеологическая функции, а также функция социальной интеграции и политической мобильности.
Все вышеперечисленные задачи телевидение выполняет в любом обществе, только имеют они разную иерархию. Например, самыми главными функциями советского телевидения были: информационная, идеологическая и культурно-просветительская . Была еще и развлекательная, которую называли функцией организации досуга населения, но она считалось дополнительной.
Прошло всего полвека, но уже сегодня мы имеем совсем другое телевидение и представление о нем. Основными задачами телевидения у сознания людей по-прежнему остаются информирование, просвещение и воспитание населения. Но с каждым годом стремительно все меняется, и развлекательная функция все прочнее занимает свою позицию в иерархии телевизионных функций. Исследователи считают, что развлекательная функция может вытеснить просветительскую и воспитательную.
Информационная функция прочно закрепилась за телевещанием и по сей день занимает лидирующее место в иерархии телевизионных функций. Информационный блок на канале – это тот фактор, который позволяет отличить солидную телекомпанию от второсортной. Это касается не только еженедельных программ, но и ежедневных. Например, телеканал НТВ начал свое вещание с новостных программ «Сегодня» и «Итоги». Именно за счет данных информационных передач НТВ утвердило себя как лучшая в России информационная телекомпания и держится в лидерах и в настоящее время.
История современного российского телевидения началась с 1934 года, когда началось регулярное телевещание – 12 раз в месяц по 1 часу. В 1939 году, телецентр на Шаболовке начал свое вещание. Вначале передачи были 4 раза в неделю по 2 часа.
Первый электронный телевизор «КВН-49», появился в СССР в 1949 году. В 1950 – изобретен пульт дистанционного управления, который был подключен кабелем к телевизору. В 1953 году, в США, началось цветное телевещание. Стремительное развитие телевидения во второй половине 20го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. По сей день это СМИ занимает лидирующие место среди прочих средств коммуникаций.
Появление телевидение телевидения можно отнести к поколению бебибумеров. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения: конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнесцентры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов. Но для них все же привычнее телевидение, то самое средство массовой информации, которое появилось в их время и было основным высокотехнологичным средством передачи информации (не считая радио).
Людям этого и последующих поколений, не считая Поколение Z (мое поколение и поколение моих друзей), гораздо удобнее пользоваться телевизором, чтобы узнавать новейшую информацию. Если говорить о поколении Z, то это поколение, пользующееся огромным количеством продуктов научнотехнического бума, когда появился интернет, когда стало совершенствоваться телевидение и многие другие вещи. Как же влияет современное телевидение на это поколение, на поколение современной молодежи?
Молодёжное телевидение – это программы, в основном публицистического характера, направленные на молодёжь и подростков. Интернет источники гласят, что сегодня специализированных программ на ТВ для молодёжи мало, а рейтинги просмотров молодых людей составляет не более 23%. Молодёжь желает и стремится социализироваться. Для молодых людей характерно желание проявлять активность, стремиться к цели, добиться успешной карьеры. Также представители этого возраста чаще остальных экспериментируют и играют разные роли в социуме. Молодёжное телевидение начало развиваться с 1954 года, именно в это время вышел первый тележурнал «Фестивальный», а затем и «Молодость» в 1958 г. Это первые наработки, на основе которых строились базовые принципы телевизионной публицистики. В молодёжных программах позволено было больше, нежели в обычных, поэтому их считали более правдивыми .
С весны 1985 года ленинградское телевидение начинает выпускать программу «Телекурьер». Через 2 года эту программу смотрела вся страна. Оранжевый «Рафик», который был расписан телефонами программы, весь день ездил по городу и искал новости для подачи их в вечерний выпуск. Живая обратная связь со зрителями, смешные зарисовки жизни города, отсутствие официальности и поздние выходы в эфир являлись уникальными в то время на телевидении СССР.
Светлана Сорокина совершила свой телевизионный де
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Апрельский Л. Стриминг: полезный эксгибиционизм. URL: http://w-o-s.ru/article/1588 (дата обращения: 26.01.2022).
2) Борисов Д., "Люблю экстренные эфиры: выплеск адреналина силен настолько, что ты как будто перерождаешься" // Журналист. — 2020. — N 6. — С. 52-53
3) Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – Москва: Вильямс, 2020. – 432 с.
4) Волкова И.И. Прямой эфир как феномен: от телетрансляций до стрима // Экранные коммуникации как фактор социализации медиапространства: Межвузовская коллектив-ная монография / Под редакцией С.Л. Уразовой. – М.: Академия медиаиндустрии, 2019.
5) Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 2019.
6) Желобков Д., Непредсказуемое постоянство прямого эфира // Журналист. — 2011. — № 7. — С. 37-38
7) Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного теле-контента: актуализация игровой природы телевидения: дис. ... д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с
8) Казаков, А.А. Теория установления повестки дня vs. фрейминг: к вопросу о соотношении подходов [Электронный ресурс] / А. А. Казаков // Полития. 2018. №1 (76). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ustanovleniya-povestki-dnya-vs-freyming-k-voprosu-o-sootnoshenii-podhodov (дата обращения 26.01.2022)
9) Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. 224 с
10) Куксин И.А. Прямой эфир на ТВ: история и тенденции // Филологический аспект: электронное издание. 2015. № 7. С. 15-20
11) Курьянович А. В., Драгунайте А. В. Место и роль визуального языка в современной коммуникации (на примере креолизованных рекламных текстов) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 4 (157). С. 153-160
12) Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. – Москва: Аспект пресс, 2020. – 240 с.
13) Ларина К., "Культура в СМИ сужена до размера точки" // Журналист. — 2012. — № 5. — С. 16-18
14) Летуновский В.П. Телевизионный журналист в прямом эфире: Учеб. пособие. – СПб., 2004.
15) Мацкявичюс Э., Волнорез прямого эфира : как Эрнест Мацкявичюс научился "разруливать" политические споры // Журналист. — 2012. — № 8. — С. 31-33
16) Сагитов Р., Острые грани прямого эфира // Журналист. — 2013. — № 1. — С. 59-60 :
17) Сагитов Р., Микрофон не обманешь // Журналист. — 2012. — № 11. — С. 55-56
18) Уразова С.Л. Реальное телевидение как имитация культуры повседневности // Экранная культура в XXI веке: сборник научных трудов. М.: Академия медиаиндустрии, 2010. С. 146–222.
19) Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: теория, история, практика. М.: Аспект Пресс, 2020. С. 254—258.
20) Шестеркина, Л. П. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаев. – Москва: Аспект Пресс, 2020. – 224 с.
21) Эстетика журналистики : монография / под ред. М. А. Бережной. СПб. : Алетейя, 2018.
22) Scott, D. K. and R. H. Gobetz (1992) ‘Hard News/Soft News Content of the National Broadcast Networks, 1972–1987’, Journalism Quarterly 69(2): 406–12.
23) Huntington H. E. Pepper spray cop and the American dream: Using synecdoche and metaphor to unlock internet memes’ visual political rhetoric // Communication Studies. 2016. № 67 (1). Р. 77—93