Фрагмент для ознакомления
2
здравоохранения, образования, промышленности, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Знание экономической сущности бюджета и его функций позволяет оптимально сформировать доходную и расходную часть регионального бюджета и эффективно воздействовать на экономику субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время бюджеты многих субъектов Российской Федерации планируются с дефицитом. Это объясняется не столько состоянием экономики региона, сколько несовершенством законодательной базы. Практика показывает, что доходная база региональных бюджетов подорвана. [3, с. 17]
Отличием региональных бюджетов является то, что бюджеты являются относительно самостоятельными в области формирования и распределения финансовых ресурсов, аккумулированных в виде бюджета, но с другой стороны большинство субфедеральных бюджетов являются зависимыми от финансовой поддержки вышестоящего бюджета и в свою очередь оказывают аналогичное содействие местным бюджетам.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Российская практика показывает, что доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, как правило, достаточно высока. Именно налоговые поступления являются главной статьей бюджетных доходов государства и оказывают прямое влияние на социально-экономическое развитие. Средства, взимаемые в виде налогов, составляют главную экономическую силу государства. Поэтому увеличение налоговых доходов, поиск факторов, оказывающих влияние на них, является весьма актуальной проблемой, решение которой имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы. [4, с. 180].
«Майские указы» В.В. Путина (серия указов социального характера, подписанных им в день вступления в должность Президента РФ 7 мая 2012 года) к началу 2014 года окончательно укрепились в статусе основной парадигмы государственной политики. В результате, бюджетный процесс в стране, в том числе процессы принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ рассматриваются через призму «майских указов»
Возможности планирования ограничены дотационностью подавляющего большинства бюджетов, имеющей давнюю историю. Возможности для контроля «сверху» или, тем более, «сбоку» (со стороны институтов гражданского общества) осложнены отсутствием или значительным запаздыванием необходимых статистических данных, а подчас - и первичных документов, требуемых для их сбора.
В разрезе регионов проблема анализа и управления дефицитом бюджетов связана с неоднородностью социально-экономического положения регионов и их возможностей. В то же время, лишь порядка 20 регионов могут критически влиять собственными результатами на общий уровень дефицита, в то время как конкретный вклад остальных участников минимален.
В то же время обращает на себя внимание отсутствие единой идеологии в вопросах планирования регионального дефицита на местах.
На фоне поиска моделей оптимизации государственных расходов практика бесконтрольного наращивания дефицита может нивелировать эффективные усилия руководств десятка других регионов и, как следствие, потребовать вмешательства федерального центра. Превращение же недавних регионов с профицитом бюджета в регионы-должники и вовсе противоречит наиболее оптимистическому сценарию регионального развития. [2, с. 23].
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.
Оценивая перечень налогов и сборов, которые призваны обеспечивать формирование доходов бюджетов региона, следует обратить внимание, что заметную часть этих доходов составляют доходы, связанные с налогами на добычу полезных ископаемых, акцизами на спиртосодержащие продукты, акцизы на бензин и дизельное топливо. Самая общая оценка налоговых доходов в бюджеты субъектов федерации показывает, что средств для формирования действительно сбалансированных бюджетных доходов недостаточно. Среди представленных налоговых доходов во многих случаях нет тех, которые действительно могли бы полностью обеспечить самостоятельность бюджетов субъектов федерации.
Сравнивая налоговые доходы бюджетов субъектов федерации с налоговыми доходами федерального бюджета, можно отметить:
федеральный бюджет наполняется за счет таких налоговых поступлений, как налоги от добычи полезных ископаемых, в частности, нефти и газа, налог на добавленную стоимость, в то время как доходы региональных бюджетов формируются за счет таких налогов как налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль предприятий и акцизные сборы;
перечень налогов и сборов, отнесенных к зачислению в доходы бюджетов субъектов федерации в целом недостаточны для формирования необходимого объема финансовых ресурсов, позволяющих регионам проводить эффективную бюджетную политику;
разделение налогов и сборов по уровню зачисления в доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации сделано без учета реальной потребности в финансовых ресурсах для выполнения функций и обязательств на уровне конкретных регионов.
В литературе вопросу о формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации уделяется достаточно серьезное внимание. На уровне регионов и местного самоуправления роль косвенных и прямых налогов снижается, так как в эти бюджеты средства попадают не в полном объеме. Поэтому необходимо более четкое закрепление косвенных и прямых налогов за определенными бюджетами бюджетной системы.
По каждому налогу и сбору имеются определенные резервы, которые следует задействовать для наполнения доходной части бюджетов. При этом обосновывается, что в одних региона эти резервы выше, чем в других. Отсюда, при оценке резервов роста доходов бюджетов необходимо проведение тщательного экономического мониторинга развития того или иного региона. Во многих регионах значительная часть экономики находится в теневом секторе. Выход из тени хотя бы части бизнеса и домашних хозяйств, может увеличить доходную часть бюджетов не на несколько, а на 15-20%.
Налог на доходы физических лиц в доходах бюджетной системы региона. является одним из важных, если не самым главным налогом. В условиях экономического кризиса, который сейчас проявляется в России, доходы физических лиц заметно снижаются, снижается заработная плата, увеличиваются теневые доходы. Это негативно сказывается на формировании доходов региональных бюджетов. В своем исследовании она делает вывод, о необходимости увеличения доходов физических лиц. особенно работающих по найму, что может увеличить и поступления в доходную часть бюджета региона. Значительную часть доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составляют неналоговые доходы.
Официальная классификация бюджетных показателей, именуемая бюджетной классификацией Российской Федерации, представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемую для составления и исполнения бюджетов, а также группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемую для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ).
Ранее действующая редакция БК РФ и утративший ныне силу Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусматривали классификации бюджетных расходов по функциональному признаку, по экономическому основанию, а также ведомственную классификацию расходов.
В настоящее время ведомственная классификация расходов бюджета не утратила своей актуальности и официально именуется «ведомственной структурой расходов бюджета», т. е. это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
Следует отметить, что с течением времени вследствие изменения полномочий органов публичной власти разных уровней, а также исходя из соображений управленческой целесообразности менялись выделяемые по функциональному признаку разделы расходов бюджетов. Так, выделяемый в качестве самостоятельного раздел «национальная экономика» включает в себя выделявшиеся ранее обособленно «транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика» и «промышленность, энергетика и строительство»; ранее выделяемый раздел «здравоохранение и физическая культура», наоборот, разделен в настоящее время на самостоятельные разделы.
В совокупности многообразные расходы бюджетов, осуществляемые в строго определенных законом формах, образуют единую систему бюджетных расходов.