Фрагмент для ознакомления
2
10. Неустойчивый (слабовольный) тип.
11. Конформный (экстравертированный) тип.
По другим классификациям часто выделяют также:
1. Тревожно-педантичный тип.
2. Интровертированый тип.
3. Возбудимый тип.
4. Демонстртивный тип.
5. Гипертимный тип [13, 39].
Для диагностики акцентуации существуют тесты акцентуации характера авторства К. Леонгарда и А. Е. Личко.
Подробнее эти типы и их характеристики будут рассмотрены далее.
2. Классификация типов акцентуации
Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Таким людям сложно довести дело до конца, их угнетает неизменная обстановка, ограниченность контактов, отсутствие целей и активной деятельности. У таких людей активная позиция в отношениях и деятельности, они легко вступают в общение, их настроение обычно устойчиво положительное, приподнятое, они обладают большим запасом энергии. Такой человек становится энергичным лидером, но часто склонен к излишнему риску. Для него сложно посмотреть на себя со стороны, критично оценить свое поведение.
При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек имеет циклы перемены настроения, в период спада становится чувствительным, обидчивым, в этот момент могут забросить дела, начатые в более благоприятный период [14, 216].
Во время подъема они активны, несколько схожи с гипертимным типом, проявляют инициативу, лидерство, активны, но поведение имеет резкие перепады и не всегда предсказуемы реакции. Отмечают, что такой тип акцентуации обычно присущ для людей с холерическим темпераментом.
Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Такие люди чувствительны и отзывчивы, но очень зависимы от своего окружения, его эмоциональных оценок, душевной поддержки, участия. В разлуке или ссоре со значимыми для себя людьми как бы теряют ориентиры и опору в своих действиях.
Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью.
Такие люди склонны искать у себя разные заболевания, преувеличивать проблемы своего физического состояния, впадать в ипохондрию. Склонны к астеническим реакциям, быстрому утомлению, с редкими проявлениями реакций аффективных. Очень тяжело реагируют на стрессовые ситуации, особенно продолжительные [8, 395].
Люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Для них очень важна положительная оценка извне, поддержка сверстников, друзей, значимых близких.
Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Им сложно быть лидерами и принять на себя ответственность за других, им тяжело переносить груз чужих требований, но зато этот тип имеет довольное ровное настроение, без резких перепадов.
Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Таким индивидам сложно заводить и поддерживать знакомства, долгое время общаться с людьми. Их увлечения очень постоянны и долговременны, интересы редко меняются, поскольку воспринимать новое для них не всегда комфортно.
Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек склонен к аффективным реакциям и гневу, настроение обычно подавленное, раздражительное. Они аккуратны, соблюдают правила на грани формализма, часто даже в ущерб логике и здравому смыслу. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками [9, 49].
У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Так же бывают хорошими лидерами, но их самооценка очень нестабильна, внутренне боятся критики, боятся, что другие спорят их социальные позиции, назовут недостойными этого места.
Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность у человека. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал — остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе.
Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны.
Проявление даже выраженной акцентуации может происходить на разных уровнях, это зависит от индивидуальных черт характера и темперамента, от ситуации, в которой находится индивид, степени ее комфортности, от общего уровня переживания тревоги.
Немаловажным фактором в закреплении акцентуации является стиль воспитания ребенка. Такой стиль как, например, гиперопека формирует у ребенка лабильный тип акцентуации, если он склонен к подобным проявлениям. Потворствующее воспитание может сформировать истероидный тип со сложностью в запуске реакций торможения. Чрезмерная забота родителей о здоровье ребенка провоцирует у него ипохондрические настроения.
Можно выделить две основные группы изменений при акцентуациях характера [17, 85].
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По форме они похожи на проявления психопатий, очень сильны, но в отличие от психопатий, неустойчивы, и быстро проходят, хотя и могут иметь определенную частотность повторения.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции:
1. Интрапунитивные реакции – это реакции самоповреждения, угрозы самоубийством, сомнительные с точки зрения нравственности и личной безопасности поступки, нежелание думать о последствиях поступка. Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций: сенситивной и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции – это реакции, при которых напряженность отреагируется в виде выброса агрессии на окружающих. Это могут быть конфликтеры или случайные люди, на которых человек «вымещает» негативные эмоции. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Иммунитивная реакция – это реакции бегства от ситуации, даже когда оно невыгодно, поскольку воздействие фактора-стресса невыносимо для человека, а вариантов разрешения ситуации он найти не может. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной.
Другой вид изменений при акцентуациях характера (наиболее выраженный в подростковом возрасте) – это преходящие психоподобные нарушения поведения.
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:
1) делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, достигающих наказуемого в судебном порядке криминала;
2) токсикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средства;
3) побегов из дома, и бродяжничества [18, 23].
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера – это развитие на их фоне разнообразных психогенных
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестник БГУ. 2015. №5. С.60-65
2. Вигдорчик М.И. Психодинамический подход к проблеме акцентуаций. – Одесса: 1995. – 40 с.
3. Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуации характера. – Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 84 с.
4. Горбунов К. Г., Журина Э. Ю. Особенности акцентуаций характера и самооценки подростков, склонных к алкогольной зависимости // ОмГУ. 2011. №2. С.41-50
5. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. — СПб: Речь, 2002. — 111 с.
6. Дементий Л.И., Колодина А.В. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка // Вестник Омского университета, № 2 (68), 2013, с. 182-187.
7. Диагностика психических состояний в норме и патологии под редакцией Случевского Ф. И. - Л.,1980. – 268 с.
8. Жилина Е. В. Акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61. С.394-399
9. Иванов Д. В. Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №3. С.48-51
10. Лазарева Е. Ю., Николаев Е. Л. Особенности агрессивных проявлений у подростков с различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности // Вестник психиатрии и психологии Чувашии, № 10, 2014, с. 21-30.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. – 296 с.
12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л. 1988. – 251 с.
13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1983. – 198 с.
14. Мазкина О. Б. Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера // Вестник Воронежского института МВД России, № 2, 2015, с. 215-218.
15. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И. Модели поведения студента в зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит // Вестник КемГУ. 2009. №1. С.77-86
16. Николаенко Я. Н. Агрессивное поведение старших школьников с нарушением интеллекта при различных типах акцентуаций характера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 105, 2009, с. 183-188.
17. Патохарактерологические исследования у подростков под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981. – 194 с.
18. Реан А.А., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1993. - 52 с.
19. Самохвалова А. Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 19, № 4, 2013, с. 47-53.
20. Чеверикина Е. А. Влияние акцентуаций характера на социализацию аддиктивной личности // Научный диалог, № 11, 2012, с. 72-83.