Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интервью широко применяются в качественных исследованиях и вос-принимаются некоторыми исследователями как основной метод в рамках качественной парадигмы. Они используются для сбора информации от респондентов об их опыте, понимании и мнении относи¬тельно специфического феномена или определенной исследовательской задачи. Преимущества и недостатки интервью как исследовательского метода широко обсуждались учеными на протяжении нескольких десятилетий.
СМИ, являясь основным механизмом передачи информации и общественных настроений, являются носителями определенной ответственности и обязанностей: в частности, речь идет о профессиональном, непредвзятом и честном выполнении работы. В этой связи профессиональными журналистами должны соблюдаться некоторые общие этические принципы, так называемый «кодекс чести». Сегодняшний день средств массовой информации в постсоветских странах отмечен серьезными трудностями. Эйфория по поводу гласности, законодательного закрепления свободы сменилась озадаченностью: оказалось, что в условиях рынка на смену диктату и цензуре пришла экономическая несвобода, а как противостоять негативным явлениям, которые она влечет за собой, пока не вполне понятно. Молодому журналисту нужно усвоить, что знание профессионально-этических критериев профессии – важное средство эффективной работы. Необходимо внутренне принять эти нормы, применять их, несмотря на частичное сопротивление собственной профессиональной среды, находить этически правильный выход из сложных профессиональных ситуаций.
Журналистская этика (в узком смысле) – этика тех людей, которые пользуются информационными средствами в своей профессиональной деятельности и которая затрагивает тот или иной круг общественности. В широком смысле к данной сфере принадлежат так же издательства и редакции вместе с техническими центрами, которые поддерживают работу журналистов или редакций.
Профессиональной же моралью является конкретизация общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Соответственно любая профессиональная этика изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.
В основу исследования было положено предположение о том, что журналист обязан соблюдать журналистскую этику в любой ситуации, в особенности при проведении интервью. В процессе интервью журналист общается с интервьюируемым, и от того, насколько корректно он ведет беседу, насколько соблюдает этические принципы, зависит успех интервью. Соблюдение этических принципов позволяет расположить к себе человека, получить от него честную и достоверную информацию. При несоблюдении этических принципов журналист дискредитирует не только себя, но и все профессиональное сообщество.
Цель исследования – рассмотреть основные этические принципы взаимодействии журналиста и интервьюера в процессе получения интервью.
Объект исследования: Профессиональная этика в профессии журналиста.
Предмет исследования: Этические правила работы журналиста при проведении интервью.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «интервью» и основные принципы его проведения.
2. Рассмотреть основные принципы профессиональной этики журналиста.
3. Рассмотреть основные этические принципы проведения интервью.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Профессиональная этика в профессии журналиста
В XXI веке к журналистской профессии возникает недоверии со стороны целевой аудитории. Несмотря на это журналистская профессия становится неотъемлемой частью современной действительности. При публикации материалов журналисты зачастую ориентируются на коммерческую составляющую, откуда следует вывод о предвзятом отношении журналистов к тому или иному событию. Данное обстоятельство говорит о нарушении Декларации принципов журналистской профессии. Обратимся к понятию и сущности журналистской этики и рассмотрим ее основные каноны.
В философской науке этика определятся как наука, рассматривающая основные принципы морали современного общества [6, с. 150].
В журналистике под этикой понимается следование стандартам профессионального поведения журналистов [7, с. 237].
Так, журналистская этика соединяет в себе нравственные ценности и принципы со свободой выбора при публикации журналистских материалов. Нравственные конфликты, возникающие на данной почве, находят свое отражение в профессиональной морали. Таким образом, следует резюмировать, что в журналистской профессии существуют два вопроса, относящихся к этике: выявление этических проблем при определении и выборе журналистского материала и выполнение требований Декларации принципов поведения журналистов.
В своей профессии журналисты должны ориентироваться не только на увлекательность и злободневность информационного повода, но и на этическую составляющую при публикации материала. Одним из принципов этического кодекса журналиста является достоверность и правдивость передаваемой информации посредством средств массовой информации.
Тем не менее, в современном мире общественность зачастую сталкивается с клеветой и откровенной ложью на страницах прессы и с экранов телевизоров [22, с. 27]. Данный аспект приводит к судебным разбирательствам со средством массовой информации и непосредственно с автором публикации, имеющей недостоверную информацию. В соответствии с этим, журналист обязан проверять источник информации, прежде чем передавать материал для публикации [4, с. 166].
Так, исследователь Д.С. Авраамов считает, что «правдивое изложение информации прямая обязанность журналиста». По его мнению, прямая обязанность журналиста - изложение фактов, передача подлинного смысла информации, полученной от источника, объективная оценка излагаемым фактам [1, с. 240].
Так, работа с источниками информации должна ориентироваться на законности и уверенности в достоверности. Работа с конфиденциальными источниками информации должна в своей основе иметь анонимность и запрет на разглашение. Также запрет распространяется на сведения о лицах, не достигших совершеннолетия, в случаях если нет согласия от родителей или официальных представителей [12, с. 70].
В современном мире возрастает интерес к мультимедийной журналистике [13, с. 30]. В связи с этим журналисты используют в своих статьях аудио- и видеоматериалы. Законность получения данных материалов журналисты обязаны проверять, поскольку использовать их в публикациях возможно только при законном их получении и при уверенности в том, что данные материалы не нарушают права и свободы личности.
Работа журналиста происходит в тесной связи с целевой аудиторией [5, с.144]. Соответственно, журналисты обязаны уважать достоинство и честь объектов своего профессионального внимания. Представители журналисткой профессии в своем творчестве не имеют права на пренебрежительное отношение к расовым, социальным, национальным разновидностям аудитории [18, с. 205].
На основании вышесказанного следует сделать вывод, что принципами поведения представителей журналистской профессии регламентируются поступки и методы работы журналистов с аудиторией и источниками информации. Для журналистов недопустима публикация информации, где есть личная заинтересованность или поддержка политических взглядов. Главным принципом при публикации материалов должна быть объективность взглядов на тот или иной информационный повод.
Реализация принципов журналистской профессии во взаимодействии с аудиторией происходит в ориентации на ценности, сферу интересов и взгляды социума при создании журналистских материалов. При работе с источниками информации журналист взаимодействует как открыто, так и скрыто. При получении общедоступной информации происходит открытая работа с источником информации. В данном случае журналист обязан очертить круг проблем, который планирует осветить в своем материале. Использование методы наблюдения за источником информации происходит при скрытой работе. Здесь необходимо руководствоваться принципом соблюдения прав и законных интересов объекта наблюдения.
Соблюдение принципа объективности немаловажно при выборе объекта публикации. В качестве персонажа для публикаций журналист не может выбирать близких ему людей, поскольку в данном случае объективность будет нарушена. Объектом публикации должен быть реальный человек (за исключением художественно-публицистических жанров). При описании фактов следует руководствоваться принципом «не навреди».
Еще с самого начала развития журналистики, в этой сфере, как и во всех других сферах деятельности, неоднократно возникали этические диллемы. К примеру, владельцы газет и журналов, во что бы то ни было, требуют от журналистов сенсационных интервью. В погоне за сенсациями, нередко информация искажается. Кроме того, в одной из газет было опубликовано интервью: «Беседа с людоедом». Нередко приводились беседы с жителями несуществующих городов или островов. Нередко от подобных фальшивок страдали и известные люди. Например, М.Горькому неоднократно приходилось опровергать информацию, опубликованную о нем. Так, он утверждал, что еще в 1928 году неоднократно в печать выходили те интервью, которых он никому не давал. Кроме того, в них была нелепая информация, противоречащая действительности.
Особенно большое количество таких интервью можно выявить при анализе дореволюционной прессы. При этом журналисты забывали о том, что основной задачей является правдивое информирование населения. Всем известна «желтая пресса», в которой принцип сенсационности и скандальности материала преобладает над принципами правдивости и объективности преподносимой информации [16, C.38].
Основной чертой желтой прессы, в отличии от качественных достоверных печатных изданий, является то, что в ней массово нарушаются морально-этические нормы, публикуются фальшивые интервью, ориентированные на интересы меньшинства, либо мало образованного контингента, не склонного к анализу информации. В желтой прессе открыто применяются приемы манипулирования массовым сознанием ч
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М.: Мысль, 1991. - 252 с.
2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1999. 224 с.
3. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. - М.: МГУ, 2003. - 264 c.
4. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - М.: Юрайт, 2013. - 427 c.
5. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 427 c.
6. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 c.
7. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
8. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
9. Билтон, Н. Шокирующий Интернет. Реальные истории в расследованиях известных журналистов / Н. Билтон, Дж. Бартлетт. - М.: Эксмо, 2017. - 288 c.
10. Бобров, А.А. Журналисты шутят. Инструкция по разведению слухов / А.А. Бобров. - М.: Алгоритм, 2016. - 26 c.
11. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов / В.В. Богуславская. - М.: Издательство ЛКИ, 2017. - 280 c.
12. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов: Монография / В.В. Богуславская. - М.: ЛКИ, 2013. - 280 c.
13. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов / В.В. Богуславская. - М.: ЛКИ, 2013. - 280 c.
14. Волковский, Н.Л. 111 баек для журналистов / Н.Л. Волковский. - СПб.: Питер, 2013. - 208 c.
15. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. - СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 158 с.
16. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 c.
17. Джандалиева Е.Ю. Провокационный вопрос в интервью-портрете: семантические и прагматические особенности (на материале немецкого языка) // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов : электрон. архив журнала. – 2013. – № 12. – URL: http://jurnal.org/articles/2013/fill44.html
18. Долгина Е.С. Мультимедийная журналистика: понятийный аппарат // Труды преподавателей гуманитарного факультета Нижневартовского государственного университета Материалы Всероссийской конференции. Материалы международной конференции / отв. редактор Л.А. Якубова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. - С. 30-32.
19. Долгина Е.С. Понятие профессиональной этики в журналистской профессии // Актуальные проблемы гуманитарных наук Материалы научно¬методического семинара. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. С. 166-168.
20. Долгина Е.С., Григорьев М.А. Взаимодействие СМИ и аудитории // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Статьи докладов / отв. редактор А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. с. 144-146.
21. Долгина Е.С., Каратеева А.Г. Понятие «этика» в современной науке // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Статьи докладов / отв. редактор А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 150-152.
22. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.: Рос.-амер. информ. пресс-центр : Вагриус,1997. 383 с.
23. Ионкина Е.Ю. Похвала и комплимент в портретном интервью: некоторые особенности коммуникативного поведения адресата (на материале немецкого языка) // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 8 (404). – С. 34-39.
24. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / сост. Ю.В. Казаков. М.: Галерия, 2002.
25. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России [Электронный ресурс]. URL: https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogozhurnalista
26. Конев Е.Ф. Теория и практика зарубежной журналистики : пособие для студентов Ин-та журналистики БГУ / Е.Ф. Конев, И.И. Саченко, Т.Н. Дасаева. – Минск : БГУ, 2012. – 95 с.
27. Кушнаренко Я. В. Обоснование аксиологии в контексте неклассической рациональности: автореф. дисс. … к. филос. н. Томск, 2004. 19 с. 6. Международные стандарты профессиональной этики журналистов: учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. 102 с.
28. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 224 с.
29. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб пособие. М., 2000. 108с.
30. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 1999. 208 с.
31. Лукина М.М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 188 с.
32. Мажура А.В. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве / А.В. Мажура, Е.Д. Тимофеева // Наука и школа. – 2019. – № 3. – С. 47-53.
33. Моральные дилеммы [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/ethics_dilem.htm (дата обращения: 15.04.2021). 8. Назарова Ю. В. Профессиональная этика: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Электронный ресурс]. Тула: Тульская региональная общественная организация «Общество изучения культурного наследия Тульского региона», 2017. DVD-R.
34. Назарова Ю. В. Трансформация нравственных ценностей в контексте профессиональной этики // Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2020. Философия. Этика. Практика: материалы XII Международной конференции (г. Санкт-Петербург, 19-21 ноября 2020 г.) / отв. ред. В. Ю. Перов. СПб.: Сборка, 2020. С. 163-164
35. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ.вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 27 с.
36. Подорожная Л.В. Технология интервью: правила Саватски // НП ЦДО «Элитариум» : [сайт]. – URL: http://www.elitarium.ru/tekhnologija_intervju_pravila_savatski/
37. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. 292 с
38. Сесно Ф. Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы : пер. с англ. / Фрэнк Сесно. – Москва : Альпина Паблишер, 2018. – 315, [1] с
39. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 310 с. 4.
40. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. – С.115-125
41. Третьякова Т.П. Функциональная семантика дискурсивных маркеров в современном американском политическом интервью / Т.П. Третьякова, Т.А. Кожевникова // Англистика ХХI века : сб. ст. по мат. VIII науч.-метод. конф., посвящ. памяти профес. С.В.Воронина, Санкт-Петербург, 20–22 января 2016 г. – Санкт-Петербург : АНО "Университетские Образовательные Округа", 2016. – С. 222-226.
42. Центр дополнительного образования Элитариум//[Электронный ресурс]//Ре жим доступа: http://www.elitarium.ru/tekhnologija_intervju_pravila_savatski/
43. Шестеркина, Л.П. Методика телевизионной журналистики / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 224 c.
44. Щербатых Е. Ю. Способы модификации оценки и их реализация в репликах-интеракциях журналиста (на материале современных англоязычных интервью) // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – Т. 22, № 2. – С. 207-210.