Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В муниципалитете нет ни одного субъекта, который имел бы ресурсы, достаточные для исключительного контроля за развитием системы. В этих условиях возрастает важность организаторских способностей местных органов власти, направленных на привлечение финансовых ресурсов, принадлежащих различным субъектам, к процессу управления. Одной из основных функций органов местного самоуправления является функция управления финансовыми ресурсами муниципалитета. Реализация этой функции обеспечит финансовое обеспечение всестороннего социально-экономического развития муниципалитета.
Совершенствование управления муниципальными финансами по-прежнему отличается фрагментированным подходом, а достижение финансовой стабилизации в экономике необоснованно отделено от процесса улучшения финансов муниципалитетов. Это в современных условиях является одной из актуальных проблем развития бюджетного федерализма.
Таким образом, существует необходимость в разработке такого финансового механизма, который бы стимулировал развитие производственно-хозяйственной деятельности, а также экономил ресурсы, обеспечивая эффективное использование и управление финансами территориальных образований. Решение этих проблем и составляет содержание данной дипломной работы.
Выбранное направление исследований недостаточно развито в российской финансовой науке. Большинство авторов ограничиваются изучением проблем муниципальных финансов в рамках межбюджетных отношений (А. Г. Игудин, В. Б. Христенко, Б. С. Мокрый, В. Н. Лексин, К. К. Баранова и другие). Другие специалисты изучают теорию и практику управления в конкретном регионе (Ю.В. Коростелев, В.И. Матеюк, В.И. Пашков), обращая внимание только на научный анализ состояния муниципальных финансов как элемента макроэкономической среды государства. Проблемы достижения бюджетной стабилизации в экономике территорий были поставлены рядом исследователей: Р.А. Белоусов, Д. Городецкий, А.В. Грачев В.И. Гришин, В. Б. Христенко, однако, их исследование ограничивается анализом ликвидности бюджета, а такие важные вопросы, как риски, только упоминаются. Многие нерешенные проблемы остаются в области бюджетного анализа и контроля бюджетных потоков.
Степень разработанности проблемы. Проблемы эффективного развития муниципальных образований сравнительно недавно стали привлекать внимание исследователей. Изучению муниципальной экономики и его отдельных аспектов посвящены работы таких ученых как И.А. Василенко, Е.Я. Галак, Н.С. Гегедюш, В.Д. Граждан, Д.Ю. Знаменский, В.Г. Игнатов и др.
Тем не менее, высоко оценивая вклад вышеназванных исследователей, а также полученные ими результаты, на сегодняшний день явно ощущается недостаточность анализа процесса муниципальной экономики.
Объект исследования – муниципальное образование.
Предметом исследования – финансовые ресурсы муниципального образования г. Мурманск.
Цель исследования – рассмотреть управление финансовыми ресурсами муниципального образования.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть муниципальные финансы: понятие, состав, роль в экономике;
исследовать основные принципы муниципальных финансов;
определить опыт реформ муниципальной экономики за рубежом и его использование в России;
охарактеризовать основные источники формирования бюджета муниципального образования и его распределение;
рассмотреть полномочия и порядок осуществления планирования бюджета муниципального образования города Мурманск;
изучить оценку исполнения бюджета муниципального образования города Мурманск;
дать анализ проблем сводного бюджетного планирования муниципального образования города Мурманск;
определить предложения по совершенствованию системы сводного бюджетного планирования муниципального образования города Мурманск ;
изучить пути оптимизации системы финансового управления муниципалитета.
Теоретическую и методологическую основу работы составили концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты РФ, Алтайского края, методические материалы финансовых органов, публикации в периодической печати по избранной теме, материалы научных и научно-практических конференций.
Информационной базой работы является нормативно-правовые акты, учебная литература, статьи авторов в периодической печати и аналитические материалы муниципальных органов власти
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
1. ФОРМИРОВАНИЕ СУЩНОСТИ И РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1. Муниципальные финансы: понятие, состав, роль в экономике
Государственные и муниципальные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе распределения в связи с формированием средств из органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием для удовлетворения социальных потребностей граждан, регулирования экономики, финансирования национальной обороны и правоохранительных органов, правительства и др. расходы государства и муниципалитетов. С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления регулируют общественные процессы, влияют на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны.
Финансовый менеджмент - совокупность стимулов и штрафов за быстрое решение задач государственной политики .
Объектом управления является финансовая система через регулирование финансовых отношений. В настоящее время с точки зрения децентрализации бюджетных ресурсов Российской Федерации он практически не уступает большинству федеральных земель, однако формально поддерживает чрезвычайно высокую централизацию фискальной власти. Кроме того, эта ситуация усугубляется резкими различиями в бюджетном обеспечении регионов и муниципалитетов, а также неопределенным состоянием бюджета муниципалитетов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) является формой формирования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, возложенных на субъектов местного самоуправления. Субъекты местного самоуправления включают вопросы местного значения. Перечень вопросов местного значения закреплен в федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» . Для местных бюджетов Бюджетный кодекс устанавливает местные налоги и минимально гарантируется, един для всех муниципалитетов определенного типа, стандартов для вычетов из федеральных налогов, специальных налоговых режимов и неналоговых доходов.
Различают следующие формы и методы финансового управления государством:
экономическое планирование;
прогнозирование;
программирование;
экономическое регулирование;
экономический контроль;
принятие экономического законодательства;
система способов мобилизации экономических ресурсов.
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования экономических ресурсов осуществляется с помощью экономического планирования, объектом которого считаются денежные средства. Экономическое планирование - работа по сбалансированности и пропорциональности использования экономических ресурсов. Он устанавливает рациональное соответствие между ресурсами страны и доходами субъектов хозяйствования. Экономическое планирование направлено на координацию работы всех органов экономической системы .
Экономическое прогнозирование считается прогнозом возможного экономического положения страны и территории и используется для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 10. – Ст. 2551.
6. Бойко, Н.Н. Актуальные проблемы межбюджетных трансфертов в местных бюджетах / Н.Н. Бойко // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. – № 10.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 494 c.
8. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриат / Н.С. Гегедюш. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 238 c.
9. Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. – М.: Юрайт, 2017. – 624 c.
10. Доклад Общероссийского конгресса муниципальных образований о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации, перспективах его развития и предложения по совершенствованию правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://okmo. news
11. Знаменский, Д.Ю. Государственная и муниципальная служба / Д.Ю. Знаменский. – М.: Интермедия, 2017. – 180 c.
12. Игнатов, В.Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность / В.Г. Игнатов. – М.: Феникс, МарТ, 2017. – 400 c.
13. Инструкция для исполнения внутренней службы в Лейб-гвардии Конном полку: моногр. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 576 c.
14. Кадровые резервы России. Состав и особенности элитообразования. – М.: Центр Политической Информации, 2017. – 232 c.
15. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К.В. Кичик. – М.: Юстицинформ, 2017. – 260 c.
16. Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2017. – 576 c.
17. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Постатейный) / Э.Г. Липатов и др. – М.: Ось-89, 2017. – 320 c.
18. Леванович, З.Ю. Понятие, задачи и функции муниципальной службы в Российской Федерации / З.Ю. Леванович // Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 806–808.
19. Липатова, Э.Г. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Э.Г. Липатова. – М.: ТЕИС, 2016. – 512 c.
20. Миннигулова, Д.Б. Государственная гражданская служба на основе служебного контракта / Д.Б. Миннигулова. – М.: КноРус, 2016. – 152 c.
21. Мирзаев, М. А. Реформа местного самоуправления на современном этапе развития российской государственности / М.А. Мирзаев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2016. – № 4.
22. Мишулина, С.И. Место экологической безопасности в российской системе стратегического целеполагания / С.И. Мишулина // Экологическое право. – 2017. – № 1. – С. 39-43.
23. Мошкина, Н.А. К вопросу о стратегическом планировании на уровне муниципального образования / Н.А. Мошкина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 1. – С. 30–32.
24. Нечаева, Т.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Т.В. Нечаева. – М.: Деловой двор, 2017. – 368 c.
25. Официальный сайт администрации города Мурманска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.citymurma№sk.ru/struktur№ye_ podr?itemid=28.
26. Панкрухин, А.П. Маркетинг города, муниципального образования [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.marketologi.ru/lib/markedu.html
27. Правительство Мурманской области: электронный документ. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://№ew.gov–murma№.ru/about/ombudsma№/docume№ts/818? sphrase_ id=60996.
28. Прокофьев, С.Е. Государственная и муниципальная служба. Учебник и практикум / С.Е. Прокофьев. – М.: Юрайт, 2016. – 276 c.
29. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. – СПб: Питер, 2017. – 386 с.