Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс ставит перед специалистами самых разных областей необходимость применения в своей трудовой деятельности таких важных качеств как гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению задач. Модернизация современного образования актуализировала проблему раннего раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] предполагает поддержку формирования и дальнейшего развития творческих способностей подрастающего поколения. Ведущей задачей Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [26] стало сохранение и поддержка индивидуальности дошкольника, развитие его способностей и творческого потенциала. Соответственно, современное образование делает особый акцент на обучение и воспитание свободной творческой личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать.
Творческие способности представляют собой способности познавать и удивляться, нацеленность на открытие нового, а также умение находить решения в нестандартных ситуациях, способность к глубокому осознанию собственного опыта. Оптимальным периодом для начала развития творческих способностей является дошкольный возраст. Детей старшего дошкольного возраста отличают большие психические и физические возможности: совершенствуются умственные способности, деятельность характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью, любознательностью. Их мышление более свободно, менее подвержено стереотипам, чем мышление более взрослых людей. Активно развивается воображение как основа развития творческих способностей.
На современном этапе развития психолого-педагогических наук проблема психологической готовности детей приобретает особую актуальность для школьного учебного процесса. Современная образовательная ситуация ставит новые цели, задачи, средства и методы, а также формы обучения, к которым ребенка необходимо подготовить физиологически и психологически. В то же время, несмотря на их хронологический возраст и «школьные» навыки, у значительного числа детей в будущем возникнут серьезные трудности в обучении.
Значительный процент детей в общеобразовательных школах демонстрирует незрелость двигательных (моторных) навыков. Причиной часто являются примитивные рефлексы, которые находятся в активной форме (они обычно присутствуют у младенцев в возрасте от 6 месяцев до 1 года и со временем заменяются постуральными рефлексами). Для того чтобы рефлексы, т.е. бессознательно совершаемые движения, стали осознаваемы человеком, необходима возможность упражнения. То, что обожают все дети - ползать, открывать и закрывать двери всевозможных шкафчиков, лазить куда-нибудь, вынимать откуда-то вещи, наливать жидкости, бить предметом о другой и выполнять множество других движений, которые кажутся взрослым бессмысленными - все это позволяет им овладеть своим телесным инструментом. Развитие моторики тесно связано с развитием и формированием мозга, и в первые семь лет жизни формируется до 80% будущих межнейронных связей - синапсов.
В настоящее время в нашей стране дети ходят в школу в возрасте 6-7 лет. Согласно различным исследованиям, от 20 до 50% шестилетних детей не могут легко усвоить школьную программу, что является одной из причин академических трудностей ребенка. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность развития психических, психологических и психосоматических расстройств и различных форм девиантного поведения, обеспечивая недостаточную компенсацию школьных неудач. Дети не вовлечены в задание напрямую, их ориентировочная деятельность носит хаотичный и неполный характер, они легко отвлекаются на внешние раздражители, переходят к более фундаментальному варианту действия, часто не завершают действие и не контролируют результат, действуя против его модели или намерения. Распространенной причиной школьной неуспеваемости является то, что дети не достигли психологической готовности к обучению.
Реформационные процессы, которые происходят в образовании, обуславливают необходимость решения многих социально-педагогических задач, одним из них является переход детей из ДОУ к обучению в школе. Дошкольный возраст - это один из самых ответственных жизненных циклов человека, поэтому пути развития дошкольников способствуют овладению ими не только премудрости школьной науки, но и науки жизни, приобретают в современных условиях особое значение.
Проблема готовности дошкольников к обучению в школе является актуальной сегодня, поскольку это важный шаг во взрослую жизнь, и от того, каким он будет, зависит способность ребенка приспособиться к новым условиям и использовать собственные возможности. Поэтому для обеспечения эффективной адаптации ребенка к школьному обучению одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является психологическое сопровождение готовности детей к школьному обучению, основанный на понимании содержания, структуры и критериев готовности к школе. Это сложный, многокомпонентный, длительный и взаимообусловленный процесс. Этой проблемой озабочены все: родители, работники ДОУ, учителя, органы управления образованием, и каждый по-своему пытается решить эту проблему.
Вопросы подготовки детей к школе впервые было теоретически обосновано в трудах Я. Коменского «Материнская школа», она является первой такой программой подготовки детей к школе.
Проблемами подготовки ребенка к школе занимались такие ученые, как А. Богуш, Н. Бибик, Н. Вашуленка, Н. Гавриш, А. Кононко, С. Лавреньєва, Л. Пироженко, С. Плохий, К. Прищепа, Г. Суворова, А. Середницкая и др.
Проблема преемственности в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста исследовалась такими педагогами и психологами, как Л. Артемова, В. Кузь, Г. Люблянська, А. Проскура, А. Савченко, Д. Струнникова; диагностика готовности к школьному обучению - А. Венгер, Ю. Гильбух, В. Дубровина и др.
Среди психологов над этой проблемой работали И. Агринська, Л. Божович, В. Горбачева, Л. Маркова, Г. Щукина.
В теоретических наработках Т. Ильяшенко, Л. Богуславской, С. Гончаренко, Л. Кондратенко, В. Щадрикова обоснованы концептуальные положения готовности к школе, структурные элементы, возрастная характеристика готовности.
Педагоги-дошкольники обеспечивают готовность ребенка к школе, а она определяется тем, что ребенок еще оставаясь дошкольником, понимает важность и необходимость подготовки к обучению в школе. Также готовность к школе в большой степени зависит и от родителей, им нужно планировать работу с детьми, совершенствовать их знания и психическую готовность.
Нами выявлено противоречие между значимостью развития креативности у дошкольников в ходе подготовки к школе.
Таким образом, в результате анализа литературы была сформулирована проблема исследования: Каковы особенности учета необходимости развития креативности дошкольников в процессе подготовки ребёнка к школе
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - изучение и развитие креативности дошкольников в процессе подготовки ребёнка к школе.
Цель исследования - изучение особенностей развития креативности дошкольников в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1. Интерпретировать понятие «креативность» в современных исследованиях;
2. Раскрыть сущность и структуру готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной педагогике и психологии;
3. Рассмотреть проектировочную работу по развитию креативности дошкольников в процессе подготовки ребёнка к школе.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что развитие креативности должно быть обязательным элементом подготовки дошкольников к школе.
Методы исследования: анализ литературных источников, синтез, обобщение, абстрагирование, педагогическое тестирование.
База исследования:
Практическая значимость -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
1.1. Интерпретация понятия «креативность» в современных исследованиях
Психологический словарь называет креативностью творческие возможности или (способности), проявляющиеся в деятельности, чувствах, мышлении (Психологический словарь, 1990)
«Способности» в психологическом словаре В.В. Давыдова квалифицируются как «индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными успешного осуществления определенного рода деятельности» (Психологический словарь,1983).
Выше сказанное позволяет понимать способность к творчеству как индивидуально-психологическую особенность человека. Благодаря этим «особенностям» возникает готовность к освоению, а затем и выполнению творческой деятельности.
Такого подхода придерживаются как российские, так и иностранные исследователи.
По мысли Платонова К.К., способность к творчеству - высший уровень проявления активности в деятельности. Способность к творчеству - это и «особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта» (Платонов К.К., 1986).
Баррон Ф., Харрингтон Д. определили креативность как способность осознавать новое в жизни. При этом процесс может носить «как сознательный, так и бессознательный характер» (Barron F., Harrington D., 1981).
Совершенно другое понимание особенностей творчества можно прочесть в работе Козленко В.Н. Исследователь замечает, что креативность - это набор особенностей психики, обеспечивающих продуктивные преобразования в деятельности
(Козленко В.Н., 1990). Авторская дефиниция отражает соотношение различных форм взаимодействия приспособительного и преобразующего.
Е.П. Торренс определяет креативность как способность к порождению оригинальных идей. Ученый говорит, что креативность - процесс обнаружения проблем в информации (Torrance E., 1988).
Анализируя спектр определений понятия «креативность», К.В. Тейлор их группирует следующим образом. В первой группе акцент делается на возникновении «новой целостности». Вторая группа определений сосредоточивается на «продуцировании нового».
Определения, делающие акцент на самовыражение творца, составляют третью группу.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абобакирова, О. Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе / О. Н. Абобакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 891-893. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15532/ (дата обращения: 29.01.2022).
2. Артеменко М.В., Трехлеб О.Ю. Использование активных методов обучения при подготовке ребенка к школе // Символ науки. 2016. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole (дата обращения: 29.01.2022).
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – с. 48.
4. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л., Политова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагополучных вариантов. – М., 1992.
5. Буркова С.А., Полякова М.Н. Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки: постановка проблемы // Комплексные исследования детства. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-vzaimosvyazi-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-v-shkole-i-ih-samootsenki-postanovka-problemy (дата обращения: 29.01.2022).
6. Варламава Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. - 256с.
7. Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание. – 1995. – №8.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – С. 37.
9. Вьюнов Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы. – М., 2003.
10. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. - 1982. - №5.
11. Гамезо М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998.
12. Григорович Л. К вопросу о готовности детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.З-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -368 с.
15. Закон «Об образовании» Российской Федерации.[Электронный ресурс] – URL: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-11/statya-77. (дата обращения: 15.08.2019)
16. Захарова, О. Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14345/ (дата обращения: 29.01.2022).
17. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей /Р.Я.Имаметдинова //Одаренный ребенок.- 2006.№6. с.99-101.
18. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов [Текст]/ Т.Г. Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2016. – 255с.
19. Киселева, Е.А. Развитие творческих способностей в онтогенезе [Электронный ресурс]. – URL:https://megalektsii.ru/s2878t6.html (Дата обращения: 01.03.2018)
20. Комарова Т.С. Художественные способности и одаренность в дошкольном детстве [Текст] / Т.С. Комарова // Одаренный ребенок. – 2014. – № . – С. 6-15.
21. Комарова, Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 65-68.
22. Кондратьева, Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников [Текст]/Н.В. Кондратьева// Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 99-102;
23. Коточигова Е.В. Особенности креативности ребенка-дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kreativnosti-rebenka-doshkolnika (дата обращения: 29.01.2022).
24. Лебеденко Ольга Алексеевна Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе // Гуманитарные науки . 2019. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-doshkolnikov-na-etape-podgotovki-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 29.01.2022).
25. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – М.: «Знание», 1977. – С. 18.
26. Леонтьев, Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор [Текст] / Д.А. Леонтьев // Воображение и творчество в образовательной и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского: 4-я Международная конференция. – М.: РГГУ, 2004. – С. 214- 223.
27. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989. - №6. - С. 29-33.
28. Нижегородова Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2004.
29. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей / А. В. Никитина [Текст]. – СПб.: КАРО, 2010г. – 213с.
30. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. - 220 с.
31. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков/. – М.,Просвещение, 2011. – 187 с.
32. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
33. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. -М.; Педагогика, 1983. - 448 с.
34. Семенова Т.С. Психологическая готовность к школе как основа благополучия первоклассников в начале обучения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. C. 115–123. DOI:10.17759/bppe.2020170311
35. Сечко С. Я. Формирование креативности у детей дошкольного возраста (4-7 лет) // Сервис в России и за рубежом. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kreativnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-4-7-let (дата обращения: 29.01.2022).
36. Сечко С. Я. Формирование креативности у детей дошкольного возраста (4-7 лет) // Сервис в России и за рубежом. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kreativnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-4-7-let (дата обращения: 29.01.2022).
37. Сорокоумова Елена Александровна, Курносова Марина Григорьевна Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению // Педагогика и психология образования. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-psihologicheskoy-gotovnosti-sovremennyh-detey-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 29.01.2022).
38. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С. В. Погодина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 352 е.
39. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. [Электронный ресурс] / Б. М.Теплов. - М.: Просвещение, 1961, с. 9—20. – URL: http://www.psychology.ru/(дата обращения: 22.10.2018)
40. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества: Монография [Текст] / А.Т. Шумилин/. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 44-45.