Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Одной из основных задач при построении правового государства в современной России является укрепление и упрочение законности. Принятием Конституции России 1993 г. в нашей стране процесс создания нового Российского государства окончательно легитимирован. Действующая Конституция России закрепила, что Российская Федерация является правовым, социальным, демократическим государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Экономическая деятельность государства основывается на рыночных формах хозяйствования, свободе экономической деятельности и многообразии форм собственности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с конституционными характеристиками российского государства.
Предметом работы являются нормы действуйщего законодательства, регламентирующие конституционные характеристики российского государства, практика их примения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение российского государства и его конституционных характеристик.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие государства;
• Изучить общие конституционные характеристики российского годсударства;
• Исследовать Российское государство, как социальное государство;
• Проанализировать формирование правового государства в Российской Федерации;
• Выявить проблемы реализации светскости в Российском государстве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. ГОСУДАРСТВО. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
1.1. Понятие государства
Вопросу понимания государства уделялось значительное внимание в юридической науке на протяжении многих веков. За это время предложено множество определений государства, основанных на разных научных позициях, учитывающих различные признаки и качества, однако ставить точку в исследовании этого вопроса рано. Универсального понятия государства не существует и в настоящее время.
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.
Так, часто государство рассматривается как основной элемент политической системы общества. В частности, А.В. Мелехин рассматривает государство в качестве основного звена политической системы общества, уделяет внимание отношениям государства с политическими партиями, религиозными организациями, предпринимательскими структурами, органами местного самоуправления. Подобный подход встречается и в работах других ученых. С точки зрения удобства рассмотрения вопросов отношения государственной власти, выраженной в системе органов государственной власти, с элементами гражданского общества и иными институтами такой подход можно признать целесообразным, но с позиции науки это является недопустимым. Государство как единство публичной власти, населения и территории (в широком своем значении) не может быть основным элементом политической системы, так как политическая система формируется внутри государства. Значит, в вышеназванном случае государство понимается в узком смысле как система органов государственной власти, т.е. как механизм или аппарат государства.
В то же время, когда рассматриваются признаки государства, характеризуются такие качества, как территория, население, суверенитет, публичная власть, система налогов и сборов и др. Указанными качествами не может обладать государство в узком смысле. Следовательно, использование при научном исследовании как узкого, так и широкого понимания государства позволяет избежать противоречивости положений отдельных институтов теории государства.
Р.Т. Мухаев определяет государство как особую форму организации политической власти в обществе, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление с помощью специальных органов. Е.М. Гиляров понимает государство как особую структурную политико-территориальную организацию общества, обладающую суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих для общества дел, специальным аппаратом, обеспечивающую управление обществом с помощью правовых велений и существующую на налоги.
Названные определения близки больше к характеристике государства в узком смысле. В данных определениях отображаются общепринятые признаки государства, но сам термин «государство» раскрывается через организационную структуру, которая осуществляет государственную власть. Тем самым первичным и главным выделяется именно государственно-властный механизм.
Совместное сосуществование двух смыслов понимания государства является спорным. С точки зрения формальной логики определение любого понятия, в т.ч. понятия государства, должно быть исчерпывающим. Таким образом, существование узкого понимания государства противоречит правилам логики и не может быть приемлемым для юридической науки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Российская газета, № 67, 05.04.1995.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.
6. Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, № 49, ст. 6423.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
8. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства РФ, 13.03.1995, № 11, ст. 943.
9. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 июля 2013 г. № 1292-р Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» // СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 2).
10. Письмо Минобрнауки России от 28.03.2013 № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» // Администратор образования», № 9, май, 2013.
11. Определение Верховного Суда Рос. Федерации от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Агафонова А.А. Реализация принципа светского государства в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2012. Право. № 2(4).
13. Артемова Д.И. Конституция, права человека, человеческий капитал // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 13.
14. Баев В.Г., Мещерякова С.В. Светскость государства как категория конституционного права: понятие и принципы // История государства и права. 2015. № 8. С. 46 - 51.
15. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. С. 82.
16. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. С. 78.
17. Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МИФИ, 2008. С. 14.
18. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
19. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
20. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. № 16. С. 37 - 41.
21. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2005. С. 145.
22. Малько А.В. Указ. соч. С. 57; Сунцова Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 59.
23. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учеб. М.: Маркет ДС, 2009. С. 77 - 92.
24. Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для вузов. 2-е изд. М.: Приор-издат, 2005. С. 418.
25. Пибаев И.А. Конституционно-правовой статус военных священников в Российской Федерации и Италии: история и современные тенденции // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 10. С. 1223 - 1231.
26. Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. Указ. соч. С. 111.
27. Степанова А.А. К вопросу о социальном государстве в России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 23 - 26.
28. Тимохов В.П. Эффективность правоприменения: проблемы теории и практики: Моногр. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петерб. ун-т МВД России, 2002. С. 102.
29. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 108.
30. Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. 591 с.
31. Чем мы дорожим? О самом важном в жизни россиян [Электронный ресурс] // URL: http://fom.ru/obshchestvo/10994 (дата обращения: 25.01.2022).
32. Шахрай С.М. Конституция России: стабильность и развитие // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. С. 44.
33. Шахрай С.М. Созидательный потенциал Конституции Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 33.