Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня, в связи с увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости, во всем мире наблюдается старение населения, то есть возрастание процента пожилых людей в составе населения.
В развитых странах старение населения наблюдается в течение всего прошлого столетия. Развивающиеся страны присоединились к данному тренду в последние несколько лет, но их старение характеризуется более высокими темпами, и по прогнозам ООН в 2020-2050 гг. это процесс будет только набирать обороты [21]. Согласно классификации ВОЗ, которая была создана еще в 1953 году, к пожилым относят людей старше 60 лет: 60–74 года – пожилой возраст, 75–89 лет – старческий возраст, 90 лет и старше – возраст долгожителей. Однако в развитых государствах за начало отсчета чаще принимается средний пенсионный возраст – 65 лет. В практике исследования чаще принимают за точку отсчета средний пенсионный возраст – 65 лет. В исследовательской практике наук, которые анализируют старение и старость, пожилой возраст обычно дифференцируют на следующие под периоды: «третий возраст» (с 60–65 лет) и «четвертый возраст» (с 75–80 лет), причем если первый описывается как время хорошего здоровья, высокого качества жизни и разнообразных возможностей для развития личности и самореализации, то уже в более позднем возрасте каждый сталкивается с трудностями физического и эмоционального плана [22, с. 13]. Но для того, чтобы сохранять активность и удовлетворенность жизнью, важно проявлять и активность. Поэтому так актуально исследование, посвященные изучению взаимосвязи удовлетворенности жизнью работающих и неработающих пожилых людей.
Про работающих и неработающих пожилых ни слова (добавлено)
Все чаще говорят о том, как важно сохранять удорвлетворенность жизнью до старости. А это предполагает активное долголетие. Последняя – это концепция, продвигаемая ООН в ответ на вызов старения населения, - направлено на повышение качества жизни лиц старшего возраста. Одной из характеристик качества жизни выступает субъективное благополучие, которое может быть измерено через удовлетворенность жизнью или ощущение счастья. Эмпирические исследования субъективного благополучия показывают, что наряду с социально-демографическими (пол, возраст, брачно-партнерский статус, уровень образования, состояние здоровья) и экономическими (статус занятости, уровень доходов) характеристиками людей среднего и старшего возраста важным фактором снижения депрессивных симптомов и улучшения состояния выступает социальная активность. Более того, среди различных видов активности неформальная социальная активность (взаимодействие с друзьями, родственниками, соседями) чаще других оказывается положительно связанной с уровнем счастья людей среднего и старшего возраста. А чем новизна? (из эмпирич части)
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое рассмотрение взаимосвязи удовлетворенности жизнью пожилых людей с разным рабочим статусом.
Задачи:
- проанализировать понятия и особенности удовлетворенности жизнью существующие в психологической науке;
- рассмотреть психологические особенности пожилого возраста;
- проанализировать психологические особенности работающих пожилых людей;
- изучить основные психологические характеристики развития личности в пожилом возрасте;
- провести эмпирическое исследование особенностей удовлетворенности жизнью у пожилых людей с разным рабочим статусом.
- сформулировать рекомендации (продумать кому) (из эмпирич части)
Объект исследования – уровень удовлетворенности жизнью у пожилых людей. Объект – это люди! (из эмпирич части)
Предмет исследования – взаимосвязь уровня удовлетворенности жизнью пожилых людей с разным рабочим статусом.
А где гипотеза?????????? (из эмпирич части)
Методы: (из эмпирич части)
Методики(из эмпирич части)
Теоретико-методологическая часть исследования состоит в изучении и выявлении уровня удовлетворенности жизнью у пожилых людей с разным рабочим статусом. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему осмыслению проблемы взаимосвязи удовлетворенности жизнью с рабочим статусом.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе удовлетворенность жизнью – это комплексный показатель психологического благополучия личности, в который входят и мотивационно-волевая сфера личности, ее мотивация на получение положительного результата.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно подходить к старению как к процессу, использовать знания при работе с пожилыми людьми.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ РАБОЧИМ СТАТУСОМ
1.1 Исследование феномена удовлетворенности жизнью в психологической науке
Удовлетворенность жизнью — это не цель, это «постоянная особенность и инструмент для реализации настоящих моментов того, что мы называем человеческой жизнью» [3, с. 48].
Согласно М. Аргайлу, удовлетворенность жизнью представляет собой рефлексивную оценку, суждение относительно того, насколько все является благополучным [5]
У. Самнер полагает, что удовлетворенность жизнью представляет «собой оценку, суждение субъекта относительно условий жизни человека, связанное с его ожиданиями и стандартами» [по 6, с. 6].
К. Эндрю полагает, что удовлетворенность жизнью – это «отражение общего критерия, финишного результата всего жизненного опыта индивида» [по 6, с. 57]
Р. Винховен полагает, что удовлетворенность жизнью представляет собой степень положительного оценивания субъектом качества свой жизни в общем
[6].
На степень удовлетворенности жизнью сказывается материальное положение человека, а также удовлетворение личных потребностей, которые приносят человеку счастье и ощущение благополучия.
Помимо этого, человек должен уметь разумно организовывать собственную жизнь, несмотря на внешние факторы. Его жизнь должна вызывать интерес у других и иметь смысл. Но есть те, кто достаточно обеспечен для создания жизни, которой бы позавидовала большая часть жителей государства, остаются неудовлетворенными в своей жизни, так как у них больше ожиданий, требований и потребностей во всех сферах жизни. Население, которое может удовлетворить лишь первые несколько уровней своих потребностей, тоже часто не удовлетворены своей жизнью, так как с трудом могут себе позволить и это.
К субъективным факторам удовлетворенности жизнью относят пол, возраст, национальность, образование, семейное положения, занятость и место проживания. В каждом возрасте люди по-разному оценивают качество жизни. Это происходит по причине того, что каждой возрастной группе присущи определенные потребности и социальные статусы. Как правило, молодежь больше (49%) довольна своей жизнью, чем пенсионеры (42%), среди населения крупных городов свою жизнь удовлетворительно оценивают 43% населения, а среди сельского – 38% [12].
Кроме того, к субъективным факторам относят настроение людей, их уверенность в завтрашнем дне. Чем больше люди уверены, тем выше оценивают свое качество жизни и удовлетворённость ею. Существует прямая зависимость между настроением и оценкой своей жизни людьми. Так, чем позитивнее настроены люди, тем выше и оценка [12]
Удовлетворенность жизнью часто связывают с понятием «счастье». Существует множество концепций этого состояния. Например, чем больше человек не удовлетворен своей жизни, тем больше после удовлетворения определенной потребности он получит радости. Другая концепция заключается в том, что человек получает удовлетворение от интересной работы [12].
Cчастье является достаточно верным показателем успешной жизни, тем не менее отождествлять их все-таки нельзя. Удовлетворенность жизнью – это глобальное понятие, так как необходимо оценивать свою жизнь в целом, в то время как счастье – временное состояние, которое можно измерить на гормональном уровне, то есть это эмоциональное состояние человека, длящееся определенное время, когда выделяются дофамин, серотонин и эндорфины. Также счастье в основном проявляется в личных отношениях
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 339 с.
2 Андреенкова Н. В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 189—215
3 Аникеева О. А., Старость и активное долголетие в современной России: реальности и тренды перемен // Социальное обслуживание. — 2019. — № 3. — С. 47-61.
4 Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. — №3. — С. 99-105.
5 Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб.: Питер, 2003. – 332 c.
6 Бенко, Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию
благополучия / Е.В. Бенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2015. – Т.8, No2. – С. 5-13.
7 Боженкова К. А., Качество жизни пожилых людей с разной степенью открытости к себе и миру (природному, социальному, культурному) // Сибирский психологический журнал. — 2019. — № 71. — С. 144-158
8 Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста// Приволжский научный вестник. – 2016. - №3. – С. 115-120
9 Воронин Г. Л., Захаров В. Я., Козырева П. М. Одинокие пожилые: доживают или активно живут? // Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 3. С. 32—55
10 Екушева Е. В., Когнитивные нарушения у людей старшего возраста: практические аспекты ведения // Врач. — 2020. — Т. 31, № 6. — С. 9-15.
11 Канева М. А., Возрастные разницы в самооценке здоровья россиян // Вестник Санкт-Петербургского университета, Менеджмент. — 2019. — Т. 18, вып. 4. — С. 563-587
12 Кифорук Е. В., Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения – одно из основных направлений деятельности геронтологического центра // Социальное обслуживание. — 2019. — № 3. — С. 83-89
13 Коваль Н.А. Психология генезиса внутреннего конфликта в условиях социального кризиса // Социальная педагогика: вызовы XXI века: международный конгресс специалистов в социальной сфере. Тамбов, 2020. C. 408-414.
14 Сахарова Т. Н., Особенности бытия и развития личности на поздних этапах онтогенеза в контексте идей В. С. Мухиной // Развитие личности. — 2018. — № 4. — С. 41-56.
15 Синявская О. В., Червякова А. А., Карева Д. Е. Помогающие и счастливые? Влияние социальной активности на счастье людей старше 50 лет в европейских странах// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. No 6. С. 237—258.
16 Смолева, Е.О. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога: монография / Е.О. Смолева, М.В. Морев. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. – 164 с.
17 Тихонова Н. Е. Удовлетворенность россиян жизнью: динамика и факторы // Общественные науки и современность. 2015. № 3. С. 19—33
18 Фирсова Н. Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию// Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2012// https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-lyudey-pozhilogo-vozrasta-posle-vyhoda-na-pensiyu (дата обращения 31.01.2022)
19 Хабриев Р. У., Современные методы оценки реализации персонифицированных программ профилактики возраст-ассоциированных заболеваний // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2021. — Т. 29, № 3. — С. 410-414
20 Шилько В. Г., Физическая активность как средство повышения продолжительности и качества жизни возрастных людей // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 11. — С. 71-73.
21 Щербакова Е.М. Старение населения в ближайшие десятилетия ускорится // Демоскоп Weekly. – М., 2014. – № 601–602. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0601/barom02.php [Дата обращения: 31.01.2022]
22 Baltes P.B. Baltes M.M. Savoir vivre in old age // National forum. – Baton Rouge (LA), 1998. – Vol. 78, N 2. – P. 13–18.
23 Diener E. The Science of Well-Being. The Collected Works of Ed Diener. Dordrecht: Springer, 2009
24 Havighurst R. J. Successful Aging. Williams R. H., Tibbits C., Donohue W. (eds.) Process of Aging. Social and Psychological Perspectives. , 1963. Vol. 1. New York: Atherton Press. P. 299—320