Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последнее время использование цифровых технологий во всем мире признается необходимым условием сохранения конкурентоспособности стран, а также подтверждается огромное влияние электронной коммерции на уровень ВВП страны, в том числе и России.
Прогнозирование динамики развития электронной коммерции (бизнеса) пока не стало основным предметом исследования российских авторов, хотя сама по себе тема довольна актуальна и современна.
Электронная коммерция динамично-развивающаяся отрасль с постоянно меняющимися технологиями, тенденциями. Здесь весьма сильна конкуренция. Неудивительно, что пандемия в связи с коронавирусом сильно изменила правила игры в этой отрасли, имея как положительные, так и отрицательные последствия для всех состоящих в ней организаций. Поведение потребителей резко изменилось во время блокировки, что заставила организации инвестировать в различные каналы электронной коммерции и в развитие интернет-маркетинга.
По данным агентства Shopify, в 2020 году более 150 миллионов потребителей провели свои первые онлайн-операции. Количество интернет-покупателей особо увеличилось во Франции, Канаде, и ряде других стран. Многие совершили покупки впервые.
Платформы современной электронной коммерции помогают компаниям адаптировать свой интернет сайт для осуществления продаж в режиме онлайн. Это эффективное решение, ведь можно применить индивидуальные настройки. Основная цель таких площадок — организовать и поддерживать работу сайта, чтобы компания оправдала все ожидания клиентов.
Электронная коммерция — стремительно развивающееся направление во всем мире. Широкий выбор проектов электронной коммерции создает жесткую конкуренцию на рынке. Чтобы найти и удержать там свои позиции, необходимо своевременно реагировать на самые последние ожидания и желания клиентов. Появляются современные платформы и ИТ-компании, которые заказывают услуги по развитию электронной коммерции для ритейлеров. Однако дальнейший рост бизнеса связан с использованием инноваций, повышающих эффективность компании и улучшающих качество обслуживания клиентов. Следование тенденциям электронной коммерции не гарантирует первенство и монополию в отрасли, но дает больше шансов на успех.
Конкуренция на рынке электронной коммерции серьезная и требует тщательного анализа прежде чем предпринять какой-либо ход. Положение фирмы на рынке зависит не только от качества ее производимой продукции, но и от новых технологий, которые будут делать легче общение с потенциальными клиентами и покупателями.
Во всем мире оборот электронной торговли постоянно растет высокими темпами, так как электронная среда предоставляет широкие возможности для продвижения товаров.
Главной целью данной работы является построение прогнозной модели развития электронной коммерции (бизнеса) в России. Кроме того, мы анализируем факторы, влияющие на сегменты электронного бизнеса и перспективы его роста.
Глава 1. Прогнозирование динамики развития электронной коммерции (бизнеса) в России
1.1 Определение параметров прогноза, концепция и гипотеза прогноза
Гипотеза и прогноз обычно используются как взаимозаменяемые. Но одинаковы ли они? Изучение разницы между гипотезой и прогнозом сводится к науке.
Ученые выдвигают гипотезы, прежде чем проводить эксперименты. Они помогают направлять их исследования необъяснимого явления. Следовательно, гипотеза - это объяснение того, почему происходит конкретное событие или проблема.
Гипотеза происходит от греческого слова «hypothesis», то есть, предположение - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами. Гипотезу используют только в исследовательских проектах. В ходе выполнения проекта гипотеза подтверждается или опровергается.
Ученые используют научный метод при создании и экспериментальной проверке гипотез.
Хотя гипотезы бывают разных форм, от простых до статистических, они всегда определяют независимые и зависимые переменные, которые необходимо проверить. Он также использует точный язык, который можно проверить во время экспериментов.
Как и гипотеза, прогноз - это своего рода предположение. Однако прогноз - это оценка, сделанная на основе наблюдений. Следовательно, по определению, прогноз - это утверждение о том, что произойдет в будущем.
Прогноз происходит от греческого слова «prognosis», то есть, предвидение - это попытка определить состояние какого-либо явления или процесса в будущем. Процесс составления (разработки) прогноза называют прогнозированием.
Прогнозирование представляет собой начальный научно-аналитический вид планирования.
Главная цель прогнозирования - научно доказать мысль о возможном направлении развития того или иного события, его влияние на состояние производственной деятельности определенной области народного хозяйства, предусмотреть будущую ситуацию.
Основная функция прогноза – обоснование возможного состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей.
Ценность прогнозирования как раз и заключается в том, что прогнозы позволяют выделить существенные факторы и детально проанализировать их влияние на функционирование объекта исследования (системы в целом и ее отдельных частей) и соответственно определить возможные направления развития системы и (или) ее составных частей и результаты функционирования в заданные будущие периоды времени.
Базой для построения прогнозов является познание конкретных факторов, определяющих развитие исследуемых процессов, количественных зависимостей между факторами и показателями развития этих процессов.
На рисунке 1 изображена сущность прогнозирования.
Рисунок 1 – Сущность прогнозирования
Объектом прогнозирования могут быть любые производственные, экономические, политические и прочие ситуации. В процессе анализа объекта прогнозирования возникают вопросы, которые тесно переплетаются с проблемами синтеза прогнозной модели. В теории системного анализа используют два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые могут быть применены и к анализу объектов прогнозирования.
В данной работе объектом прогнозирования выступает электронная коммерция (бизнес). В связи с этим, построим прогнозную модель развития электронной коммерции (бизнеса) в России и проанализируем факторы, влияющие на сегменты электронного бизнеса и перспективы его роста.
1.2 Моделирование распространения отдельных сегментов электронного бизнеса
Модель прогнозирования развития электронной коммерции строится на анализе факторов распространения социальных сообществ, обмена знаниями между пользователями онлайн-магазинов и т.п., это показывает нелинейное динамическое развитие электронной коммерции. Компаниям, работающие в режимах онлайн и офлайн, предлагается множество методологических подходов для развития. А традиционный способ продаж вытесняет электронный и этому способствуют множество факторов.
Чтобы провести анализ распространения электронного бизнеса имеет значение выявление содействующим ему факторам.
Тут могут использоваться и методы кластерного, факторного, дискриминантного и регрессионного анализа, а также методы системного моделирования электронной коммерции.
Исследования ранних лет основным фактором считали экономическое развитие страны. А оно считалось в уровне валового внутреннего продукта на человека.