Фрагмент для ознакомления
2
Проба Мартине-Кушелевского позволяет произвести оценку скорости адаптации организма на физическую нагрузку, а также уточнить время, необходимое на восстановительные процессы. Другими словами, проба Мартине определяет способность сердечно-сосудистой системы восстанавливаться после занятий физическими упражнениями. Чаще всего тест используют в отношении нетренированных людей, поскольку для его проведения не нужна сложная аппаратура, необходим только секундомер и тонометр.
Перед проведением функциональной пробы, испытуемому предлагают отдохнуть пару минут в положении сидя, затем замеряется ЧСС за 10 сек (пульс лучше определить несколько раз для получения устойчивого значения) и АД (артериальное давление). Затем необходимо выполнить 20 приседаний за 30 секунд. Приседать нужно полностью с прямой спиной, руки впереди.
Сразу по окончании нагрузки производится замер ЧСС за 10 секунд, затем за 40 сек нужно измерить АД, и на последних 10 секундах первой минуты восстановления снова измерить ЧСС. На второй и третьей минуте восстановительного периода снова измеряется ЧСС за 10 сек, до тех пор, пока он не вернется к исходному уровню.
Необходимо, чтобы одинаковый результат повторился 3 раза. В случае, если за 3 минуты ЧСС не вернется на исходный уровень, дальнейший замер не имеет смысла, поскольку результат будет неудовлетворительным. По истечении трех минут, АД измеряется еще раз. Далее производят анализ и определяют реакцию ССС на нагрузку.
Н. Г. Чекалова считает, что существует несколько типов реакции ССС на нагрузку: [11, c 70]
-Нормотонический. Учащение ЧСС и повышение систолического давления с неизменным или слегка сниженным диастолическим. Показатели возвращаются в норму в течение 3-5 минут. Это благоприятный тип, организм хорошо приспосабливается к нагрузкам.
-Гипотонический. Значительное учащение ЧСС, неизменное или слабое повышение систолического давления, понижение пульсового давления. Показатели возвращаются в норму более чем через 3 – 5 минут.
-Гипертонический. Выраженное учащение пульса, резкий подъем систолического давления, а диастолического более, чем на 10 единиц. Показатели возвращаются в норму более чем через 3 – 5 минут.
-Дистонический. Феномен «бесконечного тона», т.е. диастолическое давление прослушивается до 0. Показатели возвращаются в норму более чем через 3 – 5 минут. Неблагоприятный тип реакции, связанный с излишней лабильностью системы кровообращения. Может быть результатом нарушений вегетативной нервной системы или переутомления у спортсменов.
-Ступенчатый. После окончания нагрузки систолическое давление повышается на свою максимальную величину через 2 – 3 минуты. Неудовлетворительный тип реакции, связанный с ослабленной работой системы кровообращения. Как правило, такой тип наблюдается у переутомленных или перетренированных людей, а также у людей пожилого возраста.
Вывод: Проба с 20 приседаниями – это простой и эффективный способ исследования функциональных способностей сердечно сосудистой системы, а также возможность своевременно диагностировать ранние признаки переутомления или перенапряжения при занятиях спортом.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель: оценить функциональное состояние систем органов выпускников средней школы в условиях постоянной стрессовой ситуации.
Задачи:
1. Определить состояние сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартине и Руфье.
2. Выявить степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма.
2.2. Методики исследования
1. Определение состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартине.
Оборудование: секундомер.
Описание методики: Проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с) У обследуемого перед началом пробы определяют исходный уровень АД и ЧСС в положении сидя. Для этого накладывают манжету тонометра на левое плечо и через 1-1,5 мин (время, необходимые для исчезновения тактильного рефлекса, который возникает при наложении манжеты) измеряют АД и ЧСС. Частоту пульса подсчитывают за десятисекундные интервалы времени до тех пор, пока не будут получены три одинаковых цифры (например, 12-12-12 или 12-11-12-10-12).
Результаты исходных данных записывают во врачебно-контрольную карту (ф. 061/в). Затем, не снимая манжеты, исследуемому предлагают выполнить 20 приседаний за 30 с (во время приседания руки должны быть вытянуты вперед, а при выпрямлении опускаются вниз). После нагрузки исследуемый садится.
На 1-ой минуте восстановительного периода у него в течение первых 10 с регистрируют частоту пульса. На протяжении следующих 40 с первой минуты измеряют АД. В последние 10 с первой минуты и на протяжении второй, третьей, четвертой и пятой минуты восстанавливаемого периода по десятисекундным интервалам времени опять подсчитывают частоту пульса до тех пор, пока он не вернется к исходному показателю, причем данная величина должна повториться 3 раза подряд.
Таблица 1. Оценка физических показателей организма по пробе Мартине
Увеличение пульса. % Состояние сердечно сосудистой системы Работоспособность
0-25 Отличное Высокая
26-50 Хорошее Нормальная
51-75 Удовлетворительное Удовлетворительная
76 и более Неудовлетворительное Неудовлетворительная
Рекомендуется подсчитывать частоту пульса не менее 2,5-3 минут, поскольку существует возможность возникновения «отрицательной фазы пульса» (то есть уменьшение его величины ниже от исходного уровня на 2-4 удара), что может быть результатом избыточного повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы или следствием вегетативной дисфункции. Для сопоставления (изучения) в динамике изменений характера реакции на дозированную нагрузку и в том числе продолжительности периода восстановления необходимо определять фактическое время периода восстановления. [1, c 30]
При оценке показателей пробы Мартине, мы учитывали время восстановления показателей, т.е. к какой минуте они достигали исходного уровня.
2. Определить состояние сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Руфье.
Описание методики: выполнение нагрузочного комплекса для оценки качества работоспособности сердца при физической нагрузке. Оцениваем адекватность реакции сердца на стандартную физическую нагрузку.
Выполнение: после 5-минут пребывания в положении сидя подсчитывается ЧСС за 15 секунд, затем, в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний и вновь переходит в положение сидя. ЧСС подсчитывается также за 15 секунд сразу после нагрузки и после минутного пребывания в положении сидя.
Таблица 2. Оценка показателей пробы Руфье
Оценка состояния Значение индекса Руфье
Высокий уровень Менее 3
Средний уровень 4-6
Удовлетворительный уровень 7-9
Низкий уровень 10-14
Неудовлетворительный уровень Свыше 15
Показатели ЧСС за 15-секундные отрезки времени пересчитываются на одну минуту и вводятся в формулу расчета индекса Руфье:
ИР = [4 × (ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3) – 200]: 10
ИР – индекс Руфье
ЧСС1 – пульс в покое
ЧСС2 – пульс после нагрузки
ЧСС3 – после минутного пребывания в покое [8, c 56]
3. Выявить степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма.
Оценка функционального состояния выявляет степень развития дыхательной и сердечно сосудистой системы. В основу этой оценки положен учет изменения частоты пульса и дыхания в зависимости от положения тела или определенного мышечного напряжения.
Техника постановки эксперимента
Оборудование: секундомер.
1. Сделать обычный вдох. Задержать дыхание (сколько сможете), зажав нос пальцами. Записать время задержки.
2. Сделать обычный выдох. Задержать дыхание (сколько сможете), зажав нос пальцами. Записать время задержки.
3. Выполнить дозированную нагрузку (низкие глубокие приседания в течение 30 сек.) Повторить задержку дыхания на выдохе. Зафиксировать время задержки.
4. Сделать вывод о функциональном состоянии дыхательной системы испытуемого, исходя из следующих данных:
А) у здоровых детей и подростков 6-18 лет время задержки дыхания на вдохе колеблется в интервале 30-55 сек;
Б) у здоровых школьников задержка дыхания на выдохе составляет 12-13 сек;
В) при дозированной физической нагрузке за норму обычно принимают уменьшение времени дыхания не более чем на 50%. [9, c 60]
2.3. Организация исследования
В нашем исследовании участвовало 20 человек из 11 класса: 10 девушек и 10 юношей. Каждому ученику мы присвоили свой индивидуальный номер. 1-7 номера – юноши, которые ведут активный образ жизни, занимаются спортом, хорошо учатся.
8-10 – юноши, хорошо учатся, но спорту предпочитают работу в компьютере, часами просиживают в сети Интернет.
11- 14 – девушки, учатся отлично, свободного времени практически нет, спортом не занимаются.
15-20 – девушки, учатся хорошо, спортом не занимаются, но ведут активный образ жизни: фитнес, прогулки, бассейн. У всех учеников три раза в неделю курсы по подготовке к единому государственному экзамену.
Исследования проводились в начале учебного года (первая неделя сентября) и в конце первого полугодия (последняя неделя декабря). Все данные заносились в рабочий дневник.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Восстановительная медицина: учебник / под ред. В. А. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 304 с.
2. Граевская, Н.Д.Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч.1 / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2015.- 304 с.
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2012.—512 с.
4. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
5. Карпман, В.Л., Тестирование в спортивной медицине./В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт. – 2013. – 208 с.
6. Клинические аспекты спортивной медицины: руководство / ред. В. А. Маргазин. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2014. - 462 с.
7. Кошелева Т.В. Физическое воспитание и здоровье студентов и школьников // Физкультура и спорт: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – Вып. 15. – 102 с.
8. Лечебная физическая культура: учебное пособие / под ред. В. А. Епифанова. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -568 с.
9. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2009. - 88 с.
10. Миронов СП. Спортивная медицина: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -184 с.
11. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н. Г. Чекалова [и др.]. - Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2010. - 164 с.