Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательные учреждения РФ поставлено современным обществом перед целым спектром задач. Федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к выпускнику каждой ступени образования. И дошкольный этап — очень важная ступень в системе российского образования.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития, образования и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема социализации детей встала особенно остро в связи с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с этими детьми. Причем роль воспитателя первична, так как именно он помогает родителям выстроить правильную систему в отношении с ребенком.
Именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. И заложенный в данном возрасте фундамент положительного восприятия окружающего мира обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.
Изучив современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни, связанные с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Рыжова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова, Н.Е. Веракса), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт), мы пришли к выводу, что:
- проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников;
- использование информационно-коммуникационных технологий позволяют расширить мировоззрение детей и сохранить устойчивый интерес к изучаемой теме.
Разработанная в современной педагогике теория проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.О. Яковлева, Ю.К. Чернова, В.З. Юсупов и др.) стала основой изучения проблемы проектирования воспитательной деятельности в системе дошкольного образования, использования потенциала социально-педагогического проектирования для обеспечения успешной социализации детей.
Возможности использования проектной деятельности в дошкольном образовании исследованы в меньшей степени, чем на школьном этапе. В этом заключается новизна, а также теоретическая и практическая значимость работы. Это подтверждают работы практиков в данной области - И.В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород). И.В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Социально-педагогический проект по проблемам воспитания, образования и развития дошкольников».
Объект исследования: процесс воспитания, образования и развития дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: теоретическое и практическое осмысление метода социально-педагогических проектов, направленного на решение проблем воспитания, образования и развития дошкольников.
Цель исследования: разработать социально-педагогический проект по проблемам воспитания, образования и развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу и Федеральный государственный образовательный стандарт, с целью раскрытия сущности и особенностей организации процесса социально-педагогического проектирования в дошкольном образовательном учреждении;
2. На основе анализа теоретических источников рассмотреть понятия и подходы к исследованию проблем воспитания, образования и развития дошкольников в аспекте социально-педагогического проектирования;
3. Рассмотреть метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в практике дошкольной педагогики;
4. Выявить особенности структуры и содержания социально-педагогических проектов, направленных на решение проблем воспитания, образования и развития дошкольников;
5. Разработать социально-педагогический проект «Мама, папа, я – счастливая семья!»
Гипотеза исследования - разработка социально-педагогического проекта по проблемам воспитания, образования и развития дошкольников позволит осуществить теоретическое и практическое осмысление метода социально-педагогического проектирования как одной из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в практике ДОУ.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы будут использоваться следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез)
- методы сбора информации (изучение нормативных актов, психолого-педагогической и учебной литературы)
- обсервационные методы (наблюдение за учебно- воспитательным процессом в ДОУ)
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Научно - теоретические основы социально-педагогического проектирования
1.1. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовательном учреждении: сущность и особенности организации процесса
Введение в дошкольное образование федеральных государственных требований повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость подготовки педагогов к реализации этого нового содержания. Принципы построения программ, общие подходы к проектированию образовательного процесса, смена приоритетов в организации образовательной деятельности вывели на первый план проблему повышения профессиональной компетентности педагогов и разработку инновационных способов осуществления данного процесса.
Современные требования обусловливают использование в управлении ДОУ новых методов формирования готовности педагогов к инновационной деятельности на основе метода проектирования.
Разработанная в современной педагогике теория проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.О. Яковлева, Ю.К. Чернова, В.З. Юсупов и др.) стала основой изучения проблемы проектирования воспитательной деятельности в системе дошкольного образования, использования потенциала социально-педагогического проектирования для обеспечения успешной социализации детей. Н.О. Яковлева, говоря о проектировании в педагогической деятельности, подчеркивает, что «исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование» [1,c.3-5].
Термин «проектирование» происходит от лат. «projects» (брошенный вперед); означает процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Проектирование – это составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Оно предполагает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления действительности, учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат, при получении которого необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы, деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Социально-педагогическое проектирование – это средство решения проблем повышения качества образования и развития инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя дошкольного учреждения, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению и воспитанию дошкольника, а также развитию разнообразных форм взаимодействия детского сада и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве [2, c.45].
Социально-педагогические проекты предполагают наличие у руководителей дошкольного учреждения, методических центров и объединений, воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем детей социуме, к координации совместной деятельности социума и дошкольного учреждения по развитию детей и кооперированию со специалистами-профессионалами города, района, села, с общественностью.
Социально-педагогические проекты создаются как по инициативе дошкольного учреждения, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. Для этого необходим анализ внутренних ресурсов дошкольного учреждения (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсов социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания. В этом случае социально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития дошкольного учреждения через преодаление ключевых затруднений, технологическую реализацию выбранного проекта.
Все это требует иного качества образования и воспитания дошкольников, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога, ориентированных прежде всего на развитие личности воспитанника. Для разработки и реализации социально-педагогических проектов в дошкольном учреждении необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности и освоению метода проекта в образовательном процессе. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, антропологических центров, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах.
Управление процессом овладения методом проекта позволяет развить следующие проектные способности всех субъектов образования:
- ребенку – способность самоопределения к познавательной, трудовой, социальной деятельности; умение анализировать события и принимать адекватные решения в проблемных ситуациях; самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями;
- воспитателю – освоить метод проекта при проектировании содержания и методики образования; моделировать и конструировать содержание образования при помощи учебного материала и реальных социальных ситуаций, способность к диалогу в учебном процессе и социальном взаимодействии;
- представителям социального окружения – освоить метод позитивно-ориентированной работы с детьми через проектирование социальных проектов; улучшить качество жизни местного сообщества, участвуя в построении социально-образовательного пространства.
Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике, обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт: направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем; осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне детского сада, школы, микрорайона, города); предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации; проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде; осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.
Таким образом, отметим, что в настоящий момент мы находимся на этапе постановки проблемы проектировочной деятельности на самой начальной ступени системы образования – дошкольной. На этой ступени мы можем управлять и развивать качества личности, готовить дошкольника к взрослой жизни, придавать направленность процессу развития компетентности воспитанника ДОУ. Перспективы дальнейших разработок связаны с изучением различных подходов к социально-педагогическому проектированию в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающем успешную социальную адаптацию и интеграцию ребенка дошкольного возраста в социум.
1.2. Понятие и подходы к исследованию проблем воспитания, образования и развития дошкольников в аспекте социально-педагогического проектирования. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении является одним из элементов современной системы образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 2) от 10.07.1992 № 3266–1 сформулированы принципы государственной политики в области образования «общедоступность образования, адаптированность системы образования, к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников» [3]. Социальная политика государства в сфере образования ориентирована на развитие дошкольного образования, что является наиболее эффективным с точки зрения социально-педагогического проектирования долгосрочных социальных и образовательных программ.
Отечественная педагогика большое внимание уделяет исследованиям процессов педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды. Приоритетными направлениями в области социальной педагогики являются исследования в области социального развития, социальной адаптации детей, социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Адаптация в научных исследованиях рассматривается в четырех основных аспектах:
- медико-биологическом (Р. М. Баевский, А. А. Солнцев, Р. В. Танкова-Ямпольская),
- психологическом (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Л. Колберг, Р. Мертон, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), социологическом (Дж.Г. Мид, Т. Парсонс),
- педагогическом (Р. К. Айсина, Н. М. Аксарина, Л. Н. Галигузова, О. И. Давыдова, А. В. Иванов, И. А. Липский, А. В. Мудрик, С. Л. Новоселова и др.). Социально-педагогическое проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Таким образом, педагогическое проектирование — это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Вместе с тем в условиях развития системы дошкольного образования, большое внимание уделяется проблемам обеспечения стандарта качества дошкольного образования. Прежде всего, формированию в ДОО образовательного пространства, стимулирующего детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Тем самым использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы. Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые — педагоги Т. А. Куликова и О. И. Давыдова. Т. А. Куликова к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, возможность рассмотрения проблемы с разных точек зрения, отсутствие единой теоретической основы, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени [4, с. 48]. О. И. Давыдова педагогический проект рассматривает как мотивационный