Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Анализируя определения принципов права социального обеспечения, которые встречаются в научной литературы, следует сделать вывод, что одним из объяснений их многообразия может служить предположение о том, что каждое из них так или иначе характеризует определенный этап генезиса самих принципов права.
Конституционное право на социальное обеспечение (наряду с гражданскими и политическими правами) по своей природе относится к фундаментальным правам человека, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения.
Как и иные социальные права, оно обязывает законодательную и исполнительную власть создавать ориентиры для проведения социальной политики государства, реализовывать программную установку о социальном характере Российского государства, закрепленную в Конституции РФ. Конституционное право на социальное обеспечение является, на наш взгляд, центральным среди социально-экономических конституционных прав человека и гражданина.
Сочетание экономической сущности и социальной направленности, направленности на человека, на удовлетворение его потребностей, обеспечение социальной безопасности человека при наступлении социальных рисков - основные отличительные признаки конституционного права на социальное обеспечение. Реализация права на социальное обеспечение и ее особенности напрямую зависят от финансовых и экономических возможностей государства, от доминирования в экономической и политической идеологии поддержки либо частной инициативы граждан, либо государственно-патерналистского начала.
Понятие социального обеспечения не является обозначением конкретного материального блага. Это термин, определяющий общее понятие, содержащий в себе множество значений и способный употребляться, как обобщающий.
Социальное обеспечение соединяет в себе все виды материальных благ, которые предоставляются людям в рамках системы социального обеспечения. Социальное обеспечение содержит в себе сразу несколько составляющих — экономическую, правовую и политическую, — поэтому это понятие можно обозначить с точки зрения определенной направленности.
Настоящая работа посвящена исследованию принципов права социального обеспечения.
Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, стали принципы права социального обеспечения.
Объект - принципы права социального обеспечения.
Основной целью работы являются вопросы теоретико-правового и практического исследования принципов права социального обеспечения.
Задачами исследования являются следующие:
1) изучить правовую характеристику принципов права социального обеспечения;
2) определить отдельные принципы права социального обеспечения.
В данной работе использованы следующие методы: метод исследования, системного анализа, сравнительного исследования действующего законодательства.
Методологические основы курсового исследования. При написании работы использованы общенаучные и частно-научные методы исследования: диалектический, формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический. Информационной базой для написания данной курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, такие как Конституция РФ, а также труды Галаганова В.П. и др.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие принципов права социального обеспечения
Принципы права социального обеспечения являются весьма популярной и широко исследованной темой. При этом остаются дискуссионными не только разные аспекты принципов права и их нюансы в разных сферах государственно-правовых исследований, но и само понятие принципов права .
Одни ученые определяют принципы права как исходные, определяющие идеи, положения. И этот подход является наиболее распространенным. В то время как другие правоведы пишут о том, что принципы права социального обеспечения - это познанный юристами объективный юридический закон .
Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют гражданам (как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ) в полной мере реализовать их права на те или иные виды социального обеспечения.
Например, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В праве социального обеспечения, как отраслевой науке, отсутствует единое представление о принципах права социального обеспечения, хотя в научной литературе данный вопрос поднимается довольно часто. Например, профессор В.Ш. Шайхатдинов причисляет к принципам права социального обеспечения такие принципы, как: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение как граждан, так и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; первостепенность в обеспечении отдельных категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от установленного прожиточного минимума .
Иные правоведы обозначают такие принципы, как всеобщность социального обеспечения; предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью; установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; многообразие оснований и видов социального обеспечения; дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств (трудовой деятельности, местности, где выполнялась работа (служба) или живет человек, субъективных особенностей человека и его семьи, материального положения); участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Фундаментальными, базовыми принципами необходимо, на наш взгляд, считать принцип всеобщности социального обеспечения параллельно с принципом дифференциации, так как всеобщность не подразумевает обычного уравнивания. При этом очень значим вопрос о том, насколько данные принципы осуществляются через современное действующее законодательство. В правовых нормах о социальном обеспечении можно встретить положения, которые могут заставить усомниться в вероятности их осуществления.
Так, исходя из положения ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском (для целей отмеченного Закона) будет считаться утрата застрахованным лицом своего заработка либо иного дохода в связи с возникновением страхового случая, к которому можно отнести старость, инвалидность либо потерю кормильца. Обязательным страховым обеспечением являются трудовые пенсии, и в частности трудовая пенсия по инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Однако, исходя из ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» , в случае возникновения инвалидности из-за осуществления застрахованным лицом умышленного уголовно наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые будут доказаны в судебном порядке, ему может быть назначена лишь социальная пенсия по инвалидности, которая будет значительно меньше из-за отсутствия переменного размера страховой части. Указанная норма очень часто критикуется учеными, и вполне аргументированно. В подобной ситуации не приходится заявлять ни о всеобщности, ни о дифференциации социального обеспечения, а понятие «обязательное страховое возмещение» теряет весь смысл.
Аналогичным образом разрешен вопрос выдачи пособия по временной нетрудоспособности при ее возникновении из-за отмеченных причин – на основании положений ст. 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в назначении пособия вообще может быть отказано .
1.2 Особенности принципов права социального обеспечения
Базовыми, основополагающими принципами права социального обеспечения следует признать принцип всеобщности социального обеспечения. Принцип всеобщности социального обеспечения, означающий потенциальное распространение мер социального обеспечения на всех граждан России, проживающих на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства, отсутствие дискриминирующих ограничений и признание права на социальное обеспечение за каждым . В нормативных правовых актах о социальном обеспечении встречаются положения, которые заставляют усомниться в возможности его реализации.
Сходным образом решен вопрос предоставления пособия по временной нетрудоспособности при ее наступлении вследствие указанных причин - в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в назначении пособия вообще будет отказано.
Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам . Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.
Условия жизни включают уровень доходов и структуру распределения расходов; уровень рождаемости, смертности и ожидаемой продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие и соблюдение прав человека.
Несмотря на сложность анализа уровня жизни, он собран в определенную структуру и имеет основные компоненты.
К ним относятся:
1) условия жизни человека. Это, в первую очередь, все важнейшие потребности человека, обеспечение достойного жилья и их здоровья.
2) условия труда. Это сочетание факторов и условий, с которыми люди сталкиваются в своей трудовой жизни. К ним относятся безопасность труда, возможность получения травм и получения профессиональных заболеваний, а также санитарно-гигиеническое состояние рабочего места в целом.
3) условия развития человека. Это важнейшая составляющая, подразумевающая отображение практически всех показателей жизни современного человека.
4) экологическая безопасность. Этот показатель появился не так давно. Он отражает состояние окружающей среды и степень ее взаимодействия с человеком.
Все вышеперечисленные компоненты взаимозависимы, поэтому трудно сказать, в чем их разница. На практике для конкретной оценки в каждом компоненте определяется несколько статистических показателей, которые полезны при использовании. Занятость является основным требованием для обеспечения нормального уровня жизни для жителей, поскольку занятость дает жителям доход, который удовлетворяет их индивидуальные потребности.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права); отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли); внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).