Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы носит весьма актуальный характер, поскольку в Российской Федерации Федеральное Собрание занимает важнейшее место среди органов государственной власти, осуществляя принятие различных нормативных правовых актов (законов), регулирующих важнейшие общественные отношения. Данный орган государственной власти выполняет определенные функции, выступает в качестве представительного органа власти в российском государстве. Тем, не менее, следует признать, что на сегодняшний день существуют определенные проблемы организации и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.
Предметом исследования является действующее российское законодательство, закрепляющее и регламентирующее правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу исследования правового статуса Федерального Собрания Российской Федерации.
В процессе проведенного исследования применялись общенаучные (наблюдение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция), специально-научные (сравнительно-правовой, технико-юридический) и другие методы исследования.
Новизна исследования заключена в том, что в работе предпринята попытка комплексного изучения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.
В процессе написания курсовой работы была изучена и исследована нормативная база: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный закон от 08.05.1994 года № 3-ФЗ «О статусе сенатора Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.
При написании курсовой работы были рассмотрены и использованы известные труды правоведов и ученых, среди которых можно выделить следующих: Булаков О.Н. (исследование и изучение понятия и функций Федерального Собрания Российской Федерации); Корнеева Н.В. (рассмотрение и изучение структуры Федерального Собрания Российской Федерации); Сайфутдинова В.М. (анализ и исследование компетенции Федерального Собрания Российской Федерации) и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование и выводы, содержащиеся в данной работе, дополняют и развивают определенный ряд положений современной науки конституционного права.
Целью курсовой работы является исследование и изучение правового статуса Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо рассмотрение и разрешение следующих задач:
1) рассмотреть и исследовать понятие, функции Федерального Собрания Российской Федерации;
2) рассмотреть и раскрыть структуру Федерального Собрания Российской Федерации, порядок формирования его палат;
3) определить и раскрыть внутреннюю структуру палат Федерального Собрания Российской Федерации;
4) определить и проанализировать компетенцию палат Федерального Собрания Российской Федерации;
5) рассмотреть и раскрыть порядок деятельности Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации
Стоит отметить, что действующая Конституция Российской Федерации, принятие которой произошло 12 декабря 1993 года, закрепила в своих положениях принцип разделения властей, в результате чего определила за каждой ветвью власти круг вопросов, которые непосредственно относятся к их ведению. Современное состояние устройства государственной власти российского государства характеризуется новым этапом развития устройства государственной власти, которое базируется на этом принципе.
Согласно части 1 статьи 11 действующей Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации – важнейший орган государственной власти, выступающий в качестве представительного и законодательного органа, функционирующий на постоянной основе и осуществляющий государственную власть наряду с иными органами государственной власти Российской Федерации, а также Президентом Российской Федерации.
Под парламентом следует понимать высший выборный орган представительной и законодательной власти в странах с демократическим политическим режимом.
Представительная ветвь государственной власти выступает в качестве основного элемента в системе разделения властей. В соответствии с этой концепцией главенствующее место занимает представительная (законодательная) ветвь власти, а исполнительная и судебная ветви власти, как правило, действуют от имени и во исполнение закона.
В системе разделения властей парламент – это некий центр, который осуществляет выработку государственной политики с помощью принятия различных правовых норм, которые носят обязательный характер. Данное качество парламента вытекает из способа его формирования — посредством всеобщих выборов или делегирования представителей легитимными государственными органами.
Федеральному Собранию Российской Федерации присущи представительные, законодательные, а также контрольные функции. Поскольку российский парламент является двухпалатным, данные функции проецируются на две палаты: Государственную Думу и Совет Федерации.
Можно сказать, что функции Совета Федерации носят производный характер от функций Федерального Собрания Российской Федерации, в результате чего они увязываются вместе при рассмотрении вопроса о значении верхней палаты в структуре парламента. В тоже время, вполне оправдано сопоставление функциональной роли Совета Федерации с аналогичной миссией верхних палат парламентов других стран.
Основные функции парламента (представительная, законодательная и контрольная), выражающие суверенную волю народа, переносятся на Совет Федерации и Государственную Думу.
Любые иные функции, выполнение которых осуществляется верхними палатами парламентов в иных государствах, зависят от национальных и исторических особенностей. Следует заметить, что Совет Федерации Российской Федерации, помимо иных функций, осуществляет выполнение еще и особой функции, а именно сдерживание нижней палаты российского парламента.
Как уже было отмечено, Федеральное Собрание выступает в качестве представительного и законодательного государственного органа. В результате, можно сделать вывод, что обе палаты российского парламента осуществляют законодательную и представительную функции. В тоже время, Государственная Дума выражает представительство населения, отсюда ее неофициальная характеристика - народной палаты. В свой черед, Совет Федерации Российской Федерации обеспечивает представительство субъектов Федерации (в связи с этим ее именуют иногда палатой регионов).
Характеризуя соотношение представительной функции Федеральн
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 57. – Ст. 4509.
2. Федеральный закон от 08.05.1994 года № 3-ФЗ «О статусе сенатора Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2021 № 431-ФЗ) // Российская газета. – 1994. – № 88; // Российская газета. – 2021. – № 179.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 04.06.2021 № 157-ФЗ) // Российская газета. – 2014. – № 45; // Российская газета. – 2021. – № 155.
4. Федеральный закон от 22.12.2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». // Российская газета. – 2020. – № 293-294.
Научная и специальная литература
1. Алексеев И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юрайт, 2021. - 549 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2020. - 589 c.
3. Борискова И.В. Современный законодательный процесс Российской Федерации. // Вестник Воронежского института МВД РФ. - 2007. - № 4. - С. 61-66.
4. Булаков О.Н. О представительной функции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 9. - С. 81-86.
5. Гончаров И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - М.: Норма, 2018. - 410 с.
6. Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Инфра, 2017. - 675 c.
7. Иванов К.К. Воздействие законотворческого и законодательного процесса на парламент Российской Федерации. // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 281-283.
8. Козырев М.С. Порядок подготовки, принятия и исполнения законодательных актов Государственной Думой федерального Собрания Российской Федерации. // Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. - № 7. - С. 22-28.
9. Корнеева Н.В. Конституционное право: учебник – М.: Юрист, 2017. - 453 с.
10. Марино И. Порядок формирования Федерального Собрания РФ: проблемы и противоречия. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2008. - № 1. - С. 27-37.
11. Меньшов В.Л. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юристъ, 2019. - 371 c.
12. Нечаева А.М. Конституционное право: учебник – М.: Юрист, 2019. - 351 с.
13. Нудненко Л.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2018. - 367 c.
14. Сайфутдинова В.М. Конституционно - правовые полномочия Совета Федерации в свете статьи 102 Конституции Российской Федерации. // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 97-99.
15. Сырых В.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2021. - 320 c.
16. Тишин В.П. Конституционное право: учебник – М.: Инфра, 2018. - 560 с.
17. Тлумач М.В. К вопросу об изменении порядка формирования Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. // Известия Байкальского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 172-176.
18. Хабил М.Ш. Общая характеристика кадровых полномочии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 2. - С. 49-50.
19. Чепурнова Н.М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе разделения властей. // Закон и право. - 2020. - № 7. - С. 15-20.