Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы. Интеллектуальные тесты, популярные в начале XX века, в настоящее время всё реже применяются в целях отбора соискателей на определённую работу или школьников в соответствующие специализированные классы, хотя первоначально были созданы именно для этого. Возникла потребность в новом подходе к оценке успешности личности. Ответом на практический запрос стала концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии.
Рост неопределенности и изменчивости современного мира обостряет проблему гармонического несения внутреннего (эмоциональное здоровье) и внешнего (благоприятный коммуникативный) благополучия человека. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование роли эмоционального интеллекта в социально-психологической адаптации личности, в частности изучение способности к пониманию и управлению эмоциями.Проблема эмоционального интеллекта активно рассматривается как зарубежная (Р. Бар-Он, Дж.Блок, Х. Вейсингер, Д. Гоулман, Д. Карузо, Д. В. Люсин, Дж. Мейер, П. Саловей, Г. Орме, Д. Слайтер, Р. Стернберг), так и отечественными исследователями (А. И. Власова, С. П. Деревянко, В. В. Зарицкая, Н. в. Коврига, Э. Л. Носенко, М. М. Шпак и др.). Однако дискуссионным все еще остается вопрос сензитивного периода развития эмоционального интеллекта. Большинство исследователей склоняются к мысли, что этим периодом является детство. В частности, отмечают, что основные структурные элементы эмоционального интеллекта начинают развиваться в младшем возрасте, а развиваются и совершенствуются в течение подросткового возраста.
Большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта взрослого сформировавшегося человека. Структура эмоционального интеллекта младших подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации в настоящее время недостаточно изучена. В мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфере подростка происходят значительные перемены, им нужна коррекция, сопровождение и целенаправленное развитие .
Социально-практическая значимость и теоретико-практическая неразрешённость данного вопроса определили выбор темы данного исследования «Развитие эмоционального интеллекта у подростков находящихся в трудной жизненной ситуации».
Цель исследования:теоретически описать и экспериментально выявить особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработать рекомендации психологу, по развитию эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: развитие эмоционального интеллекта у подростков.
Предмет исследования: развития эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие эмоционального интеллекта в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть особенности эмоционального интеллекта младших подростков находящихся в трудной жизненной ситуации, подходы к диагностике эмоционального интеллекта у данной группы обучающихся.
3. Подобрать диагностические методики и выявить особенности эмоционального интеллекта младших подростков находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Разработать рекомендации психологу по развитию эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методологической основой исследования выступили положения зарубежной психологии об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она); представления о практическом и социальном интеллекте (Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд, Дж. Гилфорд); подходы отечественных учёных к категории эмоциональный интеллект (Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина и М.И. Манойловой); основные положения возрастной психологии и психологии подростка (JI.C. Выготский, Л.И. Божович, Ж. Пиаже, Ю.А. Клейберг, А.И Захаров, С.А. Кулаков)
Методы исследования: методы теоретического анализа литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностические методы (анкетирование, тестирование), количественный и качественный анализ результатов, методы компьютерной обработки данных. В процессе исследования были использованы психодиагностические методики: Опросник Эмин Д. Люсина, тест эмоционального интеллекта EQ Н. Холла, методика «Эмоции людей»
База исследования: МБОУ СОШ №4 г. Серпухова Московской области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в психолого-педагогических исследованиях
На протяжении всей истории человеческого общества проблема эмоционального интеллекта человека всегда оставалась актуальной.
Ученые уже давно отмечали влияние эмоциональных проявлений на поведение и мышление человека, однако впервые термин «эмоциональный интеллект» использовали Дж. Мейер и П. Селовей в 90-х годах XX ет. в собственной научной статье. В начале изучения феномен эмоционального интеллекта рассматривался как подструктура социального интеллекта. Профессора разработали первую модель эмоционального интеллекта, которая включала в себя: идентификацию и демонстрацию эмоций, эмоциональную саморегуляцию и использование полученной эмоционально окрашенной информации в мышлении и деятельности . Позже они несколько расширили данную модель и определили, что в состав эмоционального интеллекта входят когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации:
1) идентификация эмоций - способность точно выражать и распознавать эмоции;
2) эмоциональное содействие мышлению-способность вызывать эмоции, которые помогают при решении умственных задач;
3) понимание эмоций - способность понимать сложные эмоции, переходы эмоции от одной стадии к другой, причины эмоций;
4) Управление эмоциями - способность сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека .
Их идея легла в основу первой теории эмоционально-интеллектуальных способностей.
Наибольшую популярность исследования эмоционального интеллекта испытали после написания Д. Гоулманом научно-популярной книги, в которой он смог донести до рядовых людей суть феномена. Ученый утверждал, что жизненный успех человека зависит не только от уровня его умственных способностей. По его мнению, больший вес для жизненной и профессиональной успешности личности имеют способности к самопознанию и эмоциональной саморегуляции, умение распознать и вербально описать свои чувства, а также способность распознавать эмоциональный фон окружающих людей [15]. Конечно, он, в свою очередь, дополнил предыдущую теорию и доработал структуру эмоционального интеллекта, в его теории эмоциональной компетентности важное место занимает феномен лидерства. В частности, в развитии эмоционального интеллекта лидеров ученый признает важными такие его составляющие: личностные навыки (самосознание и самоконтроль) и социальные навыки (социальная вовлеченность и управления отношениями).
Бесспорным достижением Д. Гоулмана является вынесение темы эмоционального интеллекта в широкие массы, а также ненавязчивое стимулирование людей к работе над собой, развитию личностных качеств, которые обязательно помогут им достичь успехов в тех или иных сферах деятельности. Однако, стоит отметить, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделил ученый, находятся не только эмоциональные способности, а также волевые качества, социальные умения и навыки и понятия самосознания .
Еще одной известной некогнитивной теорией эмоционального интеллекта является теория Р. Бар-она. Ученый ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и описал, что он состоит из многих межличностных и внутриличностных способностей, навыков и умений. В свою очередь, объединившись, они определяют поведение. Также стоит отметить, что именно Бар-Он впервые ввел обозначение понятия коэффициента эмоциональности - EQ. Бар-Он описал пять компонентов эмоционального интеллекта: интраперсональный( познание себя), интерперсональный (навыки межличностного общения), управление стрессом, способность личности к адаптации, общее настроение (оптимизм).
Следующие исследователи, такие как Р. Робертс, М. Зайднер и Д. Люсин, выделяют две модели эмоционального интеллекта:
1) в моделях способностей эмоциональный интеллект определяется как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий с правильными и неправильными ответами;
2) смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную составляющие.
Наибольшее распространение в практике получила модель эмоционального интеллекта Д. Люсина, а также его двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта. Исследователь выделяет в структуре эмоционального интеллекта два аспекта: внутрисистемный (осознание и управление собственными эмоциями) и межличностный (осознание и управление эмоций других людей) .
В отечественной науке теория о единстве эмоций и интеллекта нашла свое отражение в трудах известных ученых, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н.Леонтьев. Л. С. Выготский считал, что эмоции более сложны, чем инстинкты, поэтому он выделил интеллектуальный отрезок между зарождением мысли и непосредственно действием и назвал его - «смысловым переживанием». Данный термин оказался достаточно близким к понятию "эмоциональный интеллект" .
Далее идею своего коллеги развивал А. Н.Леонтьев, который отметил, что мышление включает в себя моменты эмоциональной регуляции. Он пояснил, что как раз функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциональным сигналам человек придает чувственное окраску событиям, которые происходят вокруг нее и наполняет их личностным смыслом. С. Л. Рубинштейн также прислушиваясь к Л. С. Выготскому, замечал, что эмоции - это неотъемлемая часть познавательного процесса и что эмоции сочетают в себе эмоциональный и интеллектуальный компонент, аналогично как и познавательные процессы. О. К. Тихомиров ввел понятие "эмоциональное мышление«, что на самом деле перекликается с понятием» эмоциональный интеллект", ведь специфика эмоционального мышления заключается в том, что все эмоциональные переживания, ощущения, состояния личности включены в процесс решения задач.
Эмоциональный интеллект может рассматриваться также и как часть социального интеллекта. Савенков А. И., характеризуя концепцию социального интеллекта, выделил три группы критериев, его формирующих: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:
1) когнитивные: социальные знания, социальная интуиция, социальное
прогнозирование.
2) эмоциональные: эмоциональная чувственность, эмоциональная вовлеченность, эмоциональный контроль, эмпатия и способность к саморегуляции.
3) поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация [57].
Одной из серьезных проблем является невозможность четкого разграничения понятий эмоционального и социального интеллекта. С одной стороны, в структуре социального интеллекта представлен эмоциональный компонент, характеризующий вовлеченность в процесс межличностного взаимодействия эмоциональных переживаний, с другой, - в структуре эмоционального интеллекта представлена социально - коммуникативная составляющая, связанная с пониманием и прогнозированием эмоций в контексте общения [65].
Также, стоит отметить, что ученые считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. Так С. А. Прахова и Макаренко Н.Н. Макаренко занимались исследованием развития EQ детей в онтогенезе, поскольку считают это основным фактором, который влияет на успешную социализацию личности. Они определили, что младший школьный возраст-это очень благоприятная выборка, которая показывает положительные результаты в развитии эмоционального интеллекта [51]. В свою очередь С. М. Могиляста занималась разработкой программы повышения уровня эмоционального интеллекта у старшеклассников. По ее мнению, как раз в школе можно заложить базовые знания и умения не только по выбранным предметам, но и такие, которые являются факторами успешного становления личности с развитым внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом [37].
В рамках зарубежной психологии тема эмоционального интеллекта изучена намного больше. Работы Д. Гоулмена, Р. Бар-Она, Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо представляют большинство интересных решений практических и теоретических проблем эмоционального интеллекта [14, с.167].
В отечественной психологии над проблемой эмоционального интеллекта работают И. Н. Андреева, Т.П. Березовская, О. И. Власова, Г. Г. Гарскова, Н. В. Коврига, А. П. Лобанов, Д. В. Люсин, М. А. Манойлова, А.С. Петровская, Э. Л. Носенко, Г. В. Юсупова и другие ученые.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.1995 № 195-ФЗ (последняя редакция 21.07.2014г.).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (последняя редакция 11.06.2021г.).
4. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности. – Минск: «Брест», 2017. С. 12-13.
3. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2018. С. 22-26.
5. Баракова И. А. Особенности общения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации / И. А. Баракова // Гуманитарный трактат. – 2017. – С. 18–20.
6. Беленкова Л. Ю. Влияние индивидуально-психологически особенностей личности на копинг-поведение подростков в трудных жизненных ситуациях / Л. Ю. Беленкова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2019. – С. 20–25.
32. Беляева, А С. Роль эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков / А. С. Беляева, О. А. Харькова / / Инновационная наука. - 2020. - № 10. - С. 73-76.
7. Блясова И.Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона / И.Ю. Блясова. – Челябинск, 2017. – 523 с.
8. Быков А. К. Инновационные технологии, формы и методы защиты прав несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы семьёй / А. К. Быков. – Москва: ИПКДСЗН, 2017. – 152 с.
33. Василевская, К. Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики [Электронный ресурс] / К. Н. Василевская // Человек в трудной жизненной ситуации. - Москва, 2004. - С. 41-46. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2663350-p6.html
9. Винокурова Г. А. Сравнительный анализ особенностей мировосприятия подростков, находящихся в трудной и социально благополучной жизненной ситуации / Г. А. Винокурова, А. В. Зарезнова // Актуальные проблемы психологии и дефектологии. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2015. – С. 23–29.
10. Воропаева, О. Н. Технологии социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации / О. Н. Воропаева // Актуальные проблемы психологии и педагогики. – Уфа, 2015. – С.18–20.
11. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте. - Москва, 2015.- 204 с.
12. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 170-180.
13. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2016. -224 с.
34. Духновский, С. В. Подросток в трудной жизненной ситуации [Текст] : учеб. пособие / С. В. Духновский ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009.
14. Егорова О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2016. № 4. С. 35.
15. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М., 1990. - 30 с.
35. Забара Л.И., Кремешкова С.Н., Лебедева Юлия Владимировна Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-gruppovaya-splochennost-u-podrostkov (дата обращения: 15.03.2022).
16. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания //КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. №2. 2018. С. 97-103.
36. Иванова, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С. 37-41.
25. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 105–116. doi:10.17759/jmfp.2021100211
37. Клыпа, О. В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О. В. Клы-па, П. А. Стежко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 297-301.
17. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. - М.: Просвещение, 2016. - 225с.
18. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2015. - 992 с.
38. Лакреева, А. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально - психологической дезадаптации подростка / А. В. Лакреева, М. В. Хомутова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 135-140.
26. Лучинина А.О., Калябина А.Р. Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshikh-podrostkov.html (Дата обращения: 31.05.2020)
19. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 29-36.
21. Мастюкова, Е. М. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / Е. М. Мастюкова. – Москва: Просвещение, 2012. – 126 с.
22. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) // Е.И. Ильин. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – С. 633–634.
23. Платонова Н. М.. Социальная работа с бездомными : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений . — М. : Издательский центр «Академия». —2011г. – 160с.
27. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 2015. С. 133-179
28. Сарипбекова А. Т. Развитие эмоционального интеллекта у подростков // Наука и современность: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 20 апреля 2018 г. – Таганрог: Перо, 2018. – С. 134-137.
29. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: МИФ, 2020. 427 с.
30. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – Москва: Просвещение, 1982. – 227 с.
31. Якимова З.В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел / З.В. Якимова // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-v-deyatelnosti-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 23.03.2022).
32. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младших школьников. // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы под ред. В.А.Барабанщикова – М.: Институт психологии РАН– 2016 – сс. 766-770.