Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нарастания неопределённости российской экономики результаты производственно-хозяйственной деятельности организации интересуют как внешних агентов (инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей, производителей), так и внутрихозяйственных операторов (руководителей, работников административно-управленческих и производственных подразделений). Поэтому на практике большое значение имеет удовлетворение интересов этих контрагентов в получении достоверной информации об эффективности финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия различных управленческих решений.
Эффективность сбытовой, инвестиционной, финансовой снабженческой и производственной деятельности организации можно выразить в достигнутых финансовых результатах. Один из главных показателей оценки эффективности деятельности является прибыль – это подытоживающий качественный показатель эффективности.
Прибыль организации, создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширения воспроизводства, решения проблем социального и материального благополучия организации. Прибыль является также основным источником формирования доходов организации и погашения долговых обязательств перед банками и другими кредиторами.
Таким образом, показатели прибыли и рентабельности являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств организации, степени её надёжности и финансового благополучия.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «СтройОтдел».
Предмет исследования работы – прибыль организации.
Цель курсовой работы – провести анализ прибыли организации, а также разработать мероприятия по её повышению.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются такие задачи, как:
- изучить экономическую сущность прибыли и её функции;
- рассмотреть виды прибыли и методы её анализа;
- дать краткую характеристику предприятия;
- провести горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса предприятия;
- проанализировать прибыль предприятия;
- разработать мероприятия по повышению прибыли предприятия и оценить их эффективность.
В качестве информационной базы были использованы материалы периодической печати, экономическая литература, статистические материалы, новостные порталы, статьи, монографии и др. труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённые исследуемой проблематике.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды таких авторов в области экономики, как Новашина Т.С., Шатаев О.В., Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н., Баскова О.В., Сейко Л.Ф. и др.
В качестве методологии исследования применялись общенаучные и специальные методы: сравнительного анализа, группировки данных, системного подхода, расчетно-аналитические методы.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников.
Во введении отражена актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методологическая основа исследования.
В первой главе дано развёрнутое теоретическое описание понятия и методов анализа прибыли организации.
Во второй главе проведён анализ основных показателей деятельности и прибыли ООО «СтройОтдел».
В третьей главе – даны рекомендации по повышению прибыли организации.
В заключении сформулированы выводы по предложенным мероприятиям.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность прибыли и её функции
В современных экономических условиях в механизме управления социально-экономическим развитием предприятия прибыль играет важнейшую и главенствующую роль. Прибыль отображает положительный финансовый результат деятельности. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию, а также за выполненные работы и оказанные услуги, ещё не означает, что предприятие получит прибыль.
Для выявления прибыли необходимо полученную выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает понесённые затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удаётся только возмещать затраты – прибыль отсутствует, предприятие выходит на точку безубыточности, а, следовательно, отсутствует и основа для дальнейшего развития хозяйствующего субъекта [17, с. 128]. В случае, когда затраты превышают выручку, предприятие получает убыток – это уже область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, которое в дальнейшем не исключает банкротство.
Прибыль, как финансовый результат деятельности предприятия, является источником собственных финансовых ресурсов, направляемых на капитальные вложения. При недостатке собственных средств предприятия привлекают на капитальные вложения кредитные ресурсы (кредиты банков, инвестиционных фондов и займы других хозяйственных организаций). Использование долгосрочного кредита усиливает материальную ответственность коммерческих организаций и предприятий за неэкономное и неэффективное расходование средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, соблюдение сроков ввода в действие основных фондов.
Прибыль является гарантом финансовой устойчивости и обеспечения доходов не только предприятий, но и государства, а также населения.
Теоретически и практически прибыль неразрывно связана с понятием капитала. Капитал вкладывается, то есть не расходуется окончательно, а пускается в оборот (промышленный, торговый, денежный), с той целью, чтобы вновь вернуться к своему собственнику и принести в будущем доход в виде прибыли.
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции и исключения понесённых затрат [14, с. 115]. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем выше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. При этом прибыль имеет несколько характеристик, представленных ниже:
1. Прибыль представляет собой форму дохода собственника предприятия. Эта наиболее простая форма отображения прибыли. Вместе с тем является недостаточной для её полной характеристики, так как часто активная деятельность может быть и не связана с получением прибыли, например, политическая или благотворительная.
2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определённого коммерческого успеха.
3. Прибыль не является гарантом получения дохода собственника, вложившего свой капитал в тот или иной вид коммерческой деятельности. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этой деятельности и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.
4. Прибыль характеризует только ту часть дохода, которая «освобождена» от понесённых затрат на осуществление коммерческой деятельности.
5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщённого стоимостного учёта всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесённых затрат и т.п., а также с действующим порядком её налогового регулирования.
Прибыль как центральная категория рыночных отношений выполняет следующие важнейшие функции [17, с. 129]:
– является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция);
– оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция);
– является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).
Важно выделить следующие источники получения прибыли:
1) Образуется за счёт монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта.
2) Связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Величина прибыли в данном случае зависит от:
– правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
– создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т. д.);
– объёмов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
– структуры снижения издержек производства;
3) Проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение её конкурентоспособности, рост объёмов реализации и увеличение массы прибыли.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счёт прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников [4, с. 220-221].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2022) – СПС «Консультант- Плюс»
2. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99г. – СПС «Консультант- Плюс»
3. Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 320 с.
4. Герасимова, Е. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / Е.Б. Герасимова. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 262 с.
5. Губина, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : практикум / О. В. Губина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 192 с.
6. Иванов, И. Н. Экономический анализ деятельности предприятия : учебник / И.Н. Иванов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 348 с.
7. Канке, А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Канке А.А., Кошевая И.П., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 288 с.
8. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 256 с.
9. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы : учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.] ; под. ред. В. И. Флегонтова. - Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2020. - 333 с.
10. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия :учебное пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 208 с.
11. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 378 с.
12. Серов, В. М. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций : учебник / В.М. Серов. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 302 с.
13. Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина [и др.] ; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — 3-е изд. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 1168 с.
14. Фридман, А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / А. М. Фридман. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. — 264 с
15. Чернышева, Ю. Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) : учебник / Ю.Г. Чернышева. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 421 с.
16. Чернышева, Ю. Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) : учебник / Ю.Г. Чернышева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 421 с.
17. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А.Д. Шеремет. — 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 374 с.