Фрагмент для ознакомления
2
В период полового созревания происходит интенсивное увеличение грудной клетки. Окостенение ключиц, лопаток и плечевых костей заканчивается к 20-25 годам, костей запястья – к 10-13, запястья – к 12, фаланг пальцев – к 9-11 годам. Полное окостенение костей таза и сращение отдельных его частей завершается к 20-25 годам. Задержка роста и ненормальное срастание костей таза может произойти при долгом и неправильном стоянии, сидении, нарушении питания [16, c. 59].
Стопа человека образует свод, который опирается на бугор пяточной кости и на головки плюсневых костей. Развитие мышц ног способствует формированию полноценной стопы.
Исследования, осуществленные профессором А.И. Кураченковым, показали, что занятия тяжелой атлетикой в подростковом возрасте, в которых значительное место отведено общей физической подготовке, не приводят к развитию плоскостопия. При занятиях тяжелой атлетикой наблюдается специфическое изменение скелета, не присущее другим видам спорта. Это изменение проявляется в гипертрофии костей, увеличении мест соединений костей и сухожилий.
Поэтому использование в тренировке подростков 12-15 лет тяжестей максимального веса должно быть строго регламентировано. Неправильное выполнение упражнений, неестественная поза при подъеме штанги могут не только выработать устойчивые неправильные навыки подъема штанги, но и привести к неблагоприятным изменениям в состоянии опорно-двигательного аппарата (ненормальное срастание таза, искривление позвоночника и др.). На развитие скелета значительное влияние оказывают питание и гигиенические условия как в быту, так и на тренировке.
При подготовке юных тяжелоатлетов особое внимание нужно уделять гармоничному развитию мышечной системы. Мышцы представляют собой активную часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря их сокращению человек способен выполнять разнообразнейшие движения в окружающем пространстве.
К 15-16 годам заканчивается в основном развитие мышечной ткани. Она становится такой же, как у взрослых. Это является благоприятным фактором для выполнения тяжелоатлетических упражнений в подростковом возрасте. В то же время сухожилия у подростков развиты слабее, чем у взрослых спортсменов, что важно учитывать при дозировании тренировочной нагрузки с отягощениями. Включение в тренировку юных штангистов различных акробатических и гимнастических упражнений, спортивных игр и т. д. способствует более эффективному развитию сухожилий [16, c. 58].
Скелетные мышцы, являясь активным двигателем тела, выполняют динамическую и статическую работу. Первая характеризуется перемещением тела в пространстве или частей тела относительно друг друга. При подъеме штанги механическая работа (А1) может быть измерена произведением веса груза (Р) на высоту подъема (h) и выражена в килограммометрах: А1 = Р × h. Эту формулу используют при определении тренировочной нагрузки в специальной подготовке юных штангистов [8, c. 50].
Большое значение в подготовке спортсмена имеют и психологические факторы, стрессы, утомляемость, возможность соблюдать дневной режим. Учитель физической культуры, тренер находится в современном мире в двойственной ситуации: он вооружен методическими знаниями о преподавании своей дисциплины и знаниями предметными, но эти знания неравноценны психологическим. Зачастую в школе и в секциях не ведется никакой особенной работы с детьми-спортсменами, если только речь не идет о специализированных спорт-школах.
Между тем, ребенок, сочетающий обучение с тренировками, находится в более уязвимом положении, чем его сверстники: он вынужден по-другому распределять время, у него остается меньше сил и времени на отдых, тренировочные занятия и соревнования связаны с переживанием глубокого стресса, последствия которого не всегда легко преодолеть и взрослому.
Многие тренеры не умеют или не обладают возможностями выстроить процесс тренировок так, чтобы он гармонично сочетался с обучением подростка в общеобразовательной школе.
Современная спортивная психология, физиология, кинезиология, а так же социальные науки приходят к выводу, что такая система работы, нарушающая принципы адаптивности и индивидуальности в подходе к обучению, нарушающая режим труда и отдыха спортсмена, в итоге не позволяет во всей полноте раскрыть его спортивный потенциал.
Часто не справляясь с нагрузками, особенно при обучении в выпускных классах, дети отказываются от участия в спортивной жизни, предпочитая полноценно получить общее образование. Нужно учитывать и психологическое давление, которое оказывают на спортсмена более успешные в школьном обучении сверстники, и педагоги, для которых успехи в предметной области представляются более значимыми, чем спортивные достижения.
2.2. Методика воспитания скоростно-силовых способностей у тяжелоатлетов подросткового возраста
Упражнениями развития скоростно-силовых способностей являются физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.
Скоростно-силовыми (мощностными) являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, т. е. большую мощность. Максимальная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около 30% от максимальной для ненагруженной мышцы.
Максимальную мощность мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе), составляющем 30-50% от их максимальной (статической) силы. Предельная продолжительность упражнении с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от 3-5 с до 1-2 мин - в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). Мощность играет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях [15, c. 12].
Упражнения условно подразделяются на основные и дополнительные.
Основные:
1.Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2.Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
3.Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).
4.Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.
Дополнительные средства:
1.Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку и т.п.)
2.Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)
3.Упражнения с противодействием партнера.
Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:
- бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе - 15-30м;
- бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе - 20-40м;
- бег в гору (крутизна - 20°) в среднем и быстром темпе -15-25 м;
- прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед -10-30 прыжков;
- выпрыгивание из глубокого приседа -16-20 прыжков;
- прыжки на одной ноге с продвижением вперед - 15-30 м на каждой ноге;
- многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки; набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания-30-40 прыжков;
- броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками 6-8 раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа по 5-7 раз на время.
Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности [13, 11].
С целью выявления уровня развития скоростно-силовых качеств занимающихся следует проводить комплексное тестирование уровня их развития в начале учебного года и периодические аттестации в течение года.
Для организации стимулируемого развития скоростно-силовых качеств детей в школьном возрасте целесообразно использовать тренировочную программу, включающую в себя модули учебно-тренировочных средств, составленные из скоростно-силовых упражнений с преобладающими скоростными проявлениями. Это достигается использованием скоростных двигательных действий с небольшими отягощениями (бросок набивного мяча, бег прыжками и т.д.).
Тренировочные воздействия целесообразно организовывать в виде выполнения скоростно-силовых упражнений в основной части занятий сериями по методу круговой тренировки, длительностью не более 30 секунд с интервалом отдыха в 1 минуту между упражнениями и сериями [12, c. 48].
При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные морфофункциональные особенности учащихся и использовать все имеющиеся возможности для текущего контроля их состояния и хода процесса восстановления после нагрузки, а также осуществлять необходимые восстановительные мероприятия на основе использования вариации режимов двигательной активности в паузах между выполнениями тренировочных нагрузок и в заключительной части занятий.
Также следует учитывать энергообеспечение скоростно-силовой работы для того, чтобы предупредить утомление спортсмена и рационально построить тренировку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аптекарь М.Л. Тяжёлая атлетика [Текст]: Справочник / М.Л. Аптекарь. – М.: Физкультура и спорт, 1983. — 415 с.
2. Беззубов А.А., Беляев В.С., Черногоров Д.Н. Эффективность средств тяжелой атлетики при развитии силовых способностей у детей 9-11 лет [Текст] / А.А. Беззубов, В.С. Беляев, Д.Н. Черногоров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – №2. – С. 81-92.
3. Боженов В.М. Анатомия тренировок со свободными отягощениями [Текст] / В.М. Боженов. – М.: Поппури, 2016. – 144 с.
4. Вдовина Л.Н., Волкова И.В. Профилактика спортивного травматизма в тяжелой атлетике [Текст] / Л.Н. Вдовина, И.В. Волкова // Территория науки.– 2016. – №3. – С. 21-24.
5. Воложанин С.Е. О пользе и необходимости занятий атлетизмом [Текст] / С.Е. Воложанин // Вестник БГУ. – 2009. – №13. – С. 7-10.
6. Волкова А.Н. Внутренний имидж тяжелой атлетики и пути его совершенствования [Текст] / А.Н. Волкова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2016. – №4. – С. 111-119.
7. Грец Г.Н. Сравнительная характеристика высших спортивных достижений мужчин и женщин в тяжелой атлетике [Текст] / Г.Н. Грец // Ученые записки университета Лесгафта. – 2012. – №2 (84). – С. 43-47.
8. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт [Текст] / Л.С. Дворкин. – Ростов: Феникс, 2001. – 384 с.
9. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика [Текст] / Л.С. Дворкин. – М.: Советский спорт, 2005. – 600 с.
10. Добровольский А.С. Гиревой спорт. Классический толчок двух гирь [Текст] / А.С. Добровольский. – Ростов н/Д: ИП Беспамятнов С.В., 2016. – 58 с.
11. Долженко М.Ю. Особенности общей и специализированой подготовки девушек в тяжелой атлетике [Текст] / М.Ю. Долженко // Ukrainian Journal of Ecology, – 2015. – № 1а (14). – С. 38-41.
12. Доронцев А.В., Попов С.Ю. Исследование методики выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений при занятии кроссфитом [Текст] / А.В. Доронцев, С.Ю. Попов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, – 2017. – № 10 (152). – С. 47-51.
13. Джим В.Ю. Сравнительный анализ техники рывковых упражнений в тяжелой атлетике и гиревом спорте [Текст] / В.Ю. Джим // ППМБПФВС. –2013. – №11. – С. 10-16.
14. Дьяченко Н.А. Анализ техники выполнения классических упражнений в тяжелой атлетике на основе биомеханического контроля [Текст] / Н.А. Дьяченко // Ученые записки университета Лесгафта. – 2009. – №8. – С. 49-50.
15. Евстюхина Н.Е. Педагогические аспекты формирования оптимальной биомеханической структуры соревновательного упражнения толчок в тяжелой атлетике [Текст] : автореф. дисс. … канд. пед. наук. 13.00.01 / Наталья Евгеньевна Евстюхина. – Москва, 2015. – 28 с.
16. Ингушев Ч.Х., Гилясова М.Г. Профилактика спортивного травматизма на занятиях со студентами по тяжёлой атлетике, пауэрлифтингу и гиревому спорту [Текст] / Ч.Х. Ингушев, М.Г. Гилясова // Интерактивная наука, – 2016. – № 2. – С. 58-59.
17. Медведев А. С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике [Текст] / А.С. Медведев. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 271 с.
18. Мишустин В.Н. Начальная тяжелоатлетическая подготовка [Текст] / В.Н. Мишустин. – Волгоград: ВГАФК, 2012. – 283 с.
19. Орлов А.А. Оптимизация тренировочной нагрузки у тяжелоатлеток на этапе предварительной базовой подготовки [Текст] / А.А. Орлов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2015. – № 1. – С. 57-61.
20. Сафонова О.А., Букиров Р.Р., Малышкин Н.С. Влияние средств тяжёлой атлетики на развитие двигательных качеств [Текст] / О.А. Сафонова, Р.Р. Букиров, Н.С. Малышкин // Символ науки, 2017. – № 3. – С. 148-153.
21. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика [Текст] / Л.П. Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1056 с.
22. Стеценко А. И., Пилипко В. Ф., Ван Синьна Общие основы детского и юношеского пауерлифтинга [Текст] / А.И. Стеценко // ППМБПФВС. 2009. – №11. – С. 110-113.
23. Сулейманов Н.Л. Методические возможности управления тренировочной нагрузкой квалифицированных тяжелоатлетов в соревновательном периоде подготовки [Текст] / Н.Л. Сулейманов // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. – №3 (121). – С.136-142
24. Талибов А.Х., Томилов В.В. Повышение эффективности технической подготовки начинающих тяжелоатлетов [Текст] / А.Х. Талибов, В.В. Томилов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 12 (142). – С. 142-147.
25. Терзи К.Г. Взаимосвязь весо-ростовых показателей со спортивным результатом тяжелоатлеток различной квалификации [Текст] / К.Г. Терзи // Символ науки. – 2015. – № 11-2. – С. 160-163.
26. Томпсон П. Введение в теорию тренировки [Текст] / П. Томпсон. – М.: Человек, 2014. – 192 с.
27. Цацулин П. Гиревой тренинг. [Текст] / П. Цацулин. – Спб.: Питер, 2015. – 176 с.
28. Черемисова И.В. Тактическое мышление тренера-преподавателя по тяжелой атлетике в условиях соревновательной деятельности [Текст] / И.В. Черемисова // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – №2 (108). – С. 184-188.