Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном, стремительно развивающемся обществе, где нас окружает большое количество различной информации, молодое поколение вынуждено быть мобильным, уметь быстро адаптироваться к новым, меняющимся условиям в обществе. Учебные заведения сталкиваются с проблемой формирования у иностранных студентов качеств, которые помогли бы им научиться приспосабливаться к динамичному ритму жизни, стать активными созидателями общества и реализовать себя в нем. Для того чтобы ученик достиг самореализации во внешнем мире, ему необходимо научиться взаимодействовать с этим миром, активно проявляя себя. Только так происходит самоопределение, саморазвитие и самореализация его личности. Поэтому система образования переходит к личностно-ориентированным технологиям, позволяющим сокурсникам быть не пассивными слушателями на занятиях, а активными участниками различных видов заданий. Одной из таких технологий является технология "Дебат".
Проблемой использования этой технологии занимались такие учёные-методисты как: С.А. Пуйман, В.В. Чечет, Е.О. Галицких, Г.А. Мейчик, Е.Н. Соловова, И.А. Зимняя. Однако на современном этапе в школе учителя редко используют данную технологию в ходе уроков, так как подготовка к ним занимает довольно много времени, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом данного исследования является технология «Дебаты» как средство преподавательской деятельности в средней школе.
Предмет исследования: методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка.
Цель исследования: исследование дебатной технологии в преподавательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть понятие и виды педагогических технологий%
-изучить понятие технологии «Дебаты»;
-исследовать использование дебатов в обучении иностранному языку;
-выполнить разработку серии уроков с использованием технологии «Дебаты»;
-провести апробацию разработанной серии;
-выполнить оценку результатов контрольного эксперимента и методические рекомендации по организации технологии «Дебаты».
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно- методической литературы) и диагностические (проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня владения иностранным языком, проведение формирующего эксперимента, в котором была разработана и апробирована серия уроков на подготовку к проведению технологии «Дебаты», а также контрольный эксперимент, целью которого являлось выявление влияния проведенной серии уроков к способности учащихся вступать в полилогическое общение).
Методологическую основу исследования составляют труды С.А. Пуйман, В.В. Чечет, Е.О. Галицких, Г.А. Мейчик, Е.Н. Солововой, И.А. Зимней.
Структура работы соответствует логике и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» И ЕЕ МЕСТО В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и виды педагогических технологий
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторские школы и педагоги-новаторы постоянно требуют обобщения и систематизации.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако существуют большие расхождения в его понимании и использовании.
Технология - это набор приемов, используемых в любом бизнесе, навыке, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и компоновку форм, методов, приемов, методов обучения, средств обучения; это организационно-методический инструментарий педагогического процесса [22, с.155].
Понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами.
-научный: педагогические технологии являются частью педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения и проектирует педагогические процессы;
-процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, набор целей, содержания, методов и средств для достижения запланированного процедурно-эффективный: реализация технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств [10, с.102].
Таким образом, педагогическая технология функционирует и как наука, исследующая наиболее рациональные способы обучения, и как система методов, принципов, используемых в обучении, и как реальный процесс обучения [17, с.203].
Понятие "педагогическая технология" в образовательной практике используется на трех иерархически подчиненных уровнях:
1.Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общеобразовательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенном этапе обучения. Здесь педагогическая технология является синонимом педагогической системы: она включает в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2. Частный методический (предметный) уровень: частная педагогическая технология используется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методы преподавания предметов, методы компенсирующего обучения, методы работы учителя, воспитателя).
3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология - это технология отдельных частей учебного процесса, решение конкретных дидактических и образовательных задач (технология индивидуальной деятельности, формирование понятий, воспитание индивидуальных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и т.д.) [1, с.157].
Существует несколько типов классификаций педагогических технологий. С точки зрения своих целей, содержания, используемых методов и средств существующие педагогические технологии имеют сходство, но различаются по различным параметрам.
По своему определению "педагогическая технология" - это взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента при одновременном обеспечении образовательных потребностей каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструменты для измерения результатов деятельности [28, с.175].
В зависимости от уровня применения технологии существуют:
-общепедагогический (характеризуется целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенном этапе обучения).
- частные предметы (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания образования и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
-локальный или модульный (используется в отдельных частях учебного процесса).
По организационным формам технологии бывают: классные; альтернативные; академические; клубные; индивидуальные; групповые; коллективные методы обучения; дифференцированное обучение.
По типу управления познавательной деятельностью:
-традиционный (классическая лекция, использование TSO, изучение книг);
-дифференцированный (система малых групп, система наставников);
-запрограммированный (компьютер, программное обеспечение, система консультантов) [12, с.91].
По подходу к ребенку технологии делятся на:
-авторитарный (учитель является единственным субъекто
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аблякимова, Ф.Г. Изучение иностранного языка с использованием образовательной технологии «Дебаты». - СПб.: Питер, 2017. - 259 с.
2.Алабаева А.Н. Технология «Дебаты». - Челябинск, 2017 - 126 с.
3.Алексеева, А.Н., Общая характеристика технологии «Дебаты». - М.: Крокус, 2019. - 553 с.
4.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2019. - 192 с.
5.Бобкова, Н. Д. Образовательные дебаты как средство самоорганизации школьников: учеб. пособие. - Курган: Курган. гос. ун-та, 2018 - 68 с.
6.Вахрушева, Л. Н. Дебаты в системе методической работы школы // Справ. зам. директора шк. - 2019 - № 1 - С. 21-32.
7.Вахрушева, Л.Н. Технология подготовки и проведения дебатов. - М.: Знание, 2019. - 143 с.
8.Зайев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Челябинск: ЧГПОУ, 2018. - 411 с.
9.Казакова, В.К. Обучение говорению посредством текстов-дебатов // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 6- С. 340-343.
10.Калинкина, Е. Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов.- М.: Наука, 2017. -172с.
11.Калинкина, Е. Г. Дебаты как диалоговая форма обучения. - М.: Крокус, 2017. - 1315 с.
12.Кирьякова, А. В. Технология "дебаты" в компетентностно-ориентированном образовании. - Оренбург: ОГУ, 2021. - 147с.
13.Кожевникова, Н. Н. Урок с применением технологии дебатов // Пед. мастерская. Все для учителя! -2021 - № 2. - С.16-20.
14.Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2020. -226 с.
15.Львова, О.В. Использование технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. - 2020 - № 1 (130). - С. 76-79.
16.Мотайло, Л.А. Образовательная технология «Дебаты» как фактор повышения качества обучения иностранному языку // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2019. - № 1 (7). - С. 317-319.
17.Нежурина, Н. Ю. Магия дебатов: учеб. пособие. – М.: Наука, 2018.- 186с.
18.Никулица, И. Н. Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка // Иностр. яз. в шк. - 2018 - № 7 - С. 38- 41
19.Орешина, Е.Е. Дебаты в теории и практике преподавания // Вестник Тамбовского университета. - 2018 - № 5 (61). - С. 328-332.
20.Польдяева, О. В. Возможности технологии «Дебаты» // Шк. технологии. - 2017 - N 1.- С. 89-92.
21.Релеев, С. И. «Дебаты» на уроках // Школа. - 2018 - N 2 - С. 28-31
22.Савинская, А.В. Использование технологии «Дебаты» в процессе развития учебных действий - Пенза: ИП Гуляев Г.Ю., 2018. - 698 с.
23.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2017. - 239с.
24. Сун, Лэй Дебаты как средство формирования личностно-значимых позиций: моногр. -М.: Прометей, 2019. - 224с.
25.Сурина К.И. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. - М.: ТЕЗАУРУС, 2019 - 331 с.
26.Турик, Л. А. Дебаты: игровая развивающая образовательная технология: учеб. пособие. - Ростов-н/Дону, 2018 - 188 с.
27.Хопияйнен, О.А. Технология дебатов в обучении иностранным языкам // Вестник Югорского государственного университета. - 2021 - № 1. - С. 58-60.
28.Чапаева, Л. Г. Технология "дебаты" в образовательном пространстве: учеб.-метод. пособие. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2018.- 218 с.