Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлено тем, что в настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе [1].
В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно - психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуще людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением. Именно такие дети и подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной [2].
Анализ психологической, социологической и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на личность человека и его интеграцию в общество (Д. И. Фельдштейн, О. В. Лишин, В. В. Неверова, Д. Н. Исаев и др.). Огромный вклад в исследование проблемы поведения личности в трудных жизненных обстоятельствах внесли Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, А. Л. Венгер. Изучением особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф. Е. Василюк, А. Д. Андреева, М. Тышкова, Р. А. Туревская, Л. М. Аболин. Кризис - это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть травмирующая, неприятная, неожиданно шокирующая ситуация, произошедшая независимо от воли человека. Кризисы случаются в жизни людей, групп, организаций, обществ и наций. Актуальность данной проблемы в современном мире очевидна, поскольку кризис относится не только к внешнему течению, но и к внутреннему миру личности.
Цель исследования – изучить особенности кризисных переживаний детей и подростков.
Объект исследования – кризисные переживания детей и подростков.
Предмет исследования организация работы по профилактике кризисных переживаний детей и подростков.
Гипотеза: кризисные переживания детей и подростков характеризуется неуверенностью, беспомощностью, повышенной тревожностью и страхами детей .
Задачи:
-проанализировать теоретические и методические основы изучения кризисных переживаний детей и подростков в психолого- педагогической литературе;
-организовать психолого- педагогическое исследование
- разработать методические рекомендации по профилактике кризисных переживаний детей.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (диагностика).
Практическая значимость заключается в том, что сформированность представлений у педагога о кризисных переживаний детей и подростков позволит выработать наиболее эффективные способы их преодоления.
База исследования:
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие «кризис», «кризисное состояние» в психолого- педагогической литературе
Кризис, от греческого слова krineo, буквально означает «разделение дорог», под этим надо понимать острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
По словам Л.С. Выготского, «кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни». Он подчеркивает, что человек имеет стремление к самоактуализации и кризисы способствуют задействованию всех сил организма, его активности . При этом важным условием разворачивания этой активности являются «помогающие» отношения, в которых, как правило, нуждается человек, переживающий кризис жизни [5].
И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке
овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид
физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и
стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и
ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут
быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто
особенно раним в силу личностных особенностей.
В отечественной и зарубежной литературе представлены разнообразные
классификации ситуаций:
- критические ситуации (Ф.Е. Василюк);
- конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности
(К. Левин);
- аффектогенные жизненные ситуации (Ф.В. Бассин);
-конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису (А.Г. Амбрумова);
- трудные ситуации (А.Я. Анцупов, А.Н. Шипилов) и др.
кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой
ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных
ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или
травмирующими событиями жизни. Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты.
Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической [3].
Исходя из этого критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную ситуацию, динамика которой развивается по двум направлениям
(А.Г. Амбрумова):
а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован
характерологическими особенностями личности и появляется первым независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;
б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов падает на почву неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам[14].
Кризисное состояние-это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой. Эти внутренне болезненные переживания могут нести с собой угрозу индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы и состояния в них, содержат элементы объективной опасности и могут толкнуть человека на суицид или привести к глубокому депрессивному состоянию.
Кризисные ситуации - это неблагоприятные внешние воздействия, или периоды, которые оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды. Очень маленькие дети не могут
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева,Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.:Академия, 2000. – 160 с.
2. Бондарович, А. А. Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних и взрослых / А. А. Бондарович. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 11 (70). - С. 321-323.
3. Василенко, В. Е., Манукян В. Р. Возрастные кризисы жизненного цикла : учебное пособие : [для студентов-психологов] / В.Е. Василенко, В.Р. Манукян; Санкт-Петерб. гос. ун-т, Фак. психологии. - Санкт-Петербург : РОПИ С.-Петербургского государственного университета, 2006. - 60 с.
4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления кризисных ситуаций)/Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 200 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Выготский Л. С.; под редакцией В. В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.
6. Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков: / Сост.: Н.А. Литвинов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020 – 52 с.
7. Матяш, Н. В., Павлова Т. А. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 256 с.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова.– Москва : Издательство Юрайт, 2021.– 460с.
9. Пономарева, И.М. Работа психолога в кризисных службах. Учебное пособие / И.М. Пономарева. - СПб.: СПбГИПСР, 2014. - 197 с.
10. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А.М. Прихожан. - М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
11. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов/ Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л.А. Головей. – 2-е изд., испр.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 413с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Ежканова, Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Т. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192с.
13. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие/ И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И.В.Дубровиной.– 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
14. Рылеева, А.С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления : учебное пособие. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016 – 215 с.
15. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов/ Е.Л.Солдатова, Г. Н.Лаврова.– 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 384с.
16. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -2012. - № 6 (17).
17. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов/ О.В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г.В.Базаева; под редакцией О. В. Хухлаевой.– Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 367с.
18. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
19. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов/ И.В. Шаповаленко.– 3-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 457с.
20. Эффективность групповых методов психокоррекции и самовоспитания в работе с подростками (результаты исследования)/ А. А. Бондарович // Молодой ученый. - 2013. - № 4.