Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. За последнее столетие в России понятие духовно-нравственной личности неоднократно меняло свое содержание и значение в связи с политическими и социально-экономическими переменами в обществе. В современных условиях вместо возвращения к традиционно русской культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, и культурам других национальностей средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, потребления, удовольствий и развлечений. Под видом общечеловеческих норм жизни рекламируются крайний либерализм, вседозволенность и другие явления западной цивилизации, которые отвергаются большинством граждан нашей страны. Несомненно, сохранить и развить отечественную многонациональную культуру можно путем формирования у подрастающего поколения устойчивых нравственных убеждении на основе духовных ценностей пародов России. Обоснование этого положения содержится в Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, в ряде государственных документов о развитии образования на 2013-2020 годы, долгосрочном социально-экономическом развитии Российской Федерации до 2020 года, развитии воспитания в Российской Федерации до 2025 года; в исследовательских работах многих авторов (СЮ. Дивногорцева. Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, Т.Н. Петракова, Е.А. Савченко, Т.В. Склярова, Д.И. Фельдштейн, ЛЛ. Шевченко, Е.В. Шеступ, О.Л. Янушкявнчене и др.).
Обеспечение духовно-нравственного воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание и качество подготовки обучающихся» [1, с.15].
В своих выступлениях руководители Российского государства В.В. Путин и Д.А. Медведев неоднократно подчеркивают важность проблемы духовно-нравственного воспитания, составной частью которого является нравственное воспитание у подрастающего поколения. Безусловно, ключевая роль в формировании духовно-нравственной личности принадлежит школе в связи с введением в образовательный стандарт общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры пародов России». Решения этой задачи требует статья 87 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой указано, что «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимся знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)».
В то же время анализ содержания образования школьников и образовательной практики показывает, что в процессе учебно-познавательной деятельности решение первостепенных воспитательных задач, от которого зависит формирование духовности, нравственности личности и ее социализация, часто отодвигается на второй план. Концентрация педагогической деятельности на формировании предметных знаний, умений и навыков у младших школьников и подростков не обеспечивает их подготовку к повседневной жизнедеятельности, воспитанию осознанного поведения, инициативности, самостоятельности, побуждения к нравственным поступкам и духовному совершенствованию.
Обращение к теоретическим источникам в области духовно-нравственного воспитания личности показывает, что в том направлении накоплены определённые идеи, разработан и проверен на практике ряд теоретических положений, то есть существует определенная теоретическая база. Её составляют:
- труды, в которых разработаны общие проблемы духовно-нравственного воспитания на стыках отечественной истории, философии, литературы и педагогики (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.Л. Ильин, В.С. Соловьёв. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.);
- результаты психолого-педагогических исследований отдельных задач, методов и направлений духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи (СП. Акутнна, СВ. Алабжни, А.В. Глумной, Д.В. Григорьев, Г.В. Гусев, Л.М. Донченко, Т.В. Емельянова. Л.Г. Ибатуллнн, А.П. Колпакова. В.В. Копусова, В.В. Кузнецов, В.В. Кухтнн. СВ. Пашков. Т.Н. Петракова. В.В. Скляднева, Е.В. Цыганова, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и др.);
- работы, в которых раскрывается сущность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей и религиозных культур народов России (Э.А. Абдулатипова, А.Г. Голев, СЮ. Дивногорцева, С.А. Ефименкова. А.И. Абед Халил Ибрагим, Е.А. Карунин, А.Н. Кудряшова, Н.В. Маслов, В.VI. Меньшиков, И.В. Метлик, Т.В. Склярова. Е.В. Шестун и др.);
- обоснованные с позиций гуманистической педагогики принципы духовно-нравственного воспитания (В.Г. Александрова, Ш.А. Амонашвили. М.В. Аникеев, Н.Ю. Ермолаева. В.В. Зеньковскнй, Н.Л. Зиганшнна. Т.Н. Петракова и др.);
- исследования, посвященные вопросам подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию, разработке учебно-методических комплектов для обучения и воспитания школьников (Л.П. Гладких, В.В. Перевертайло, Д.Е. Самогаев, Л.Л. Шевченко, Н.П. Шитякова и др.).
Вместе с тем всесторонний анализ выполненных исследований в области духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи показывает, что в них рассматриваются лишь его отдельные направления и понятия без какой-либо их систематики. В них не исследуется роль всех субъектов образовательного процесса в решении ключевой задачи духовно-нравственного становления личности, отсутствуют научно-обоснованные подходы к разработке системного методического обеспечения ее эффективного решения на разных ступенях обучения, при этом почти не учитывается духовно-нравственный потенциал других учебных предметов.
Проблема исследования. На современном этапе, когда в систему образования младших школьников введена особая (предметная) область, знакомящая с традиционными религиозными культурами и их вкладом в становление личности, не исследованы и не апробированы эффективные подходы к изучению вводимых предметов во взаимосвязи с другими учебными предметами. Отсюда возникает вопрос – «как можно поднять духовно-нравственную культуру школьника, воспитать его в этом русле?». Именно поэтому возникает объективная необходимость в исследовании и применении комплексного подхода к реализации всех компонентов формирующейся системы духовно-нравственного воспитания школьников.
В соответствии с вышесказанным мы сформулировали цель исследования: рассмотреть содержание и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Объект работы: духовно-нравственное воспитание младших школьников;
Предмет работы: создание путеводителя по теме «Памятники, посвященные героям Великой Отечественной Войны» на внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в 3-4 классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогике;
2. Исследовать духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС;
3. Выделить основные принципы, формы и методы работы по формированию духовно-нравственной культуры детей;
4. Указать методические основы создания путеводителя по теме «Памятники, посвященные героям Великой Отечественной Войны» в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в 3-4 классе
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и размещена на 42 страницах.
Глава 1. Теоретические основы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников
1.1. Сущностная характеристика духовно-нравственного воспитания младших школьников, подходы к его организации
Понимание духовности как сугубо человеческой черты личности прошло путь от анимистического культурного кода к теологическому, христианскому, который прочно вошел в культурную матрицу человека, заполнив ее и надолго сохраняет господствующее положение (О. Сухомлинская). Но с течением времени, с развитием наук (как гуманитарных, так и естественного цикла), понимание духовности человека постепенно теряет четкие очертания религиозно-церковного культурного кода и наполняется философскими и антропоцентрическими смыслами. Мерой развития точных и социогуманитарных наук понятие духовности приобретает более широкое содержание, где весомую роль начинают играть философия и психология.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адрианова СА. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология (Основа) - 2015 - № 1 0 С. 6-8.
2. Антоненко В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов. [текст] // Вестник КГУ - 2016 - №9 - С. 21-27.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. — 152с.
4. Бежевец Д.В. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков.13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дисс. на соискание ученой степени К. П. Н. / Д.В. Бежевец. - Москва, 2015
5. Божович, Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2012. № 2. - С. 225-326.
6. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 458- 460.
7. Борытко, Н. М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход [Текст]/ Н. М. Борытко// Известия ВГПУ — 2012 — С.19–23
8. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция, принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2013. - № 8. - С. 76 - 78.
9. Громыко, Г. Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников в условиях парного обучения / Г. Громыко, В. Рязанов // Директор школы. 2012. - № 5. – С. № 5. – С. 51 – 56.
10. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
11. Гузеев, В. Г. Истоки современного духовно – нравственного воспитания / В. Г. Гузеев // Народное образование. – 2012. - № 4. – С. 195 – 202.
12. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
13. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2017. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
14. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.niisv.ru/ newsection2448
15. Дубинина, Н. Н. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина / Н. Н. Дубинина // Педагогика. – 2012. - № 5. – С. 122 - 124.
16. Духовно – нравственное воспитание как составляющая ФГОС // Начальная школа : плюс, до и после. – 2012. - № 1.
17. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
18. Иванова Е. В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (6–7 дек. 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – Ч. 1. – С. 37–44.
19. Князев Е.А. Ценностно-личностный подход в системе непрерывного дошкольного и начального школьного образования / Е.А. Князев, Н.В. Микляева. - LAP. Lambert Academic Publishing. Saarbrücken, Germany, 2012. – 150 с.
20. Колдунова, Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Колдунова Я.И. – Калуга, 2010-126с.
21. Коротаева, Е. В. Духовно – нравственное воспитание : вчера и сегодня / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2011. – № 12. – С. 10 – 14.
22. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
23. Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / И.В. Метлик // Воспитание школьников.-2012.-№2.-С.9-13.
24. Митропольская А.В.Опыт разработки программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника / А.В. Митропольская // Вестник ТГУ, 2012.- №9.- С.229-236.
25. Надолинская И.В. Ключевые понятия и теоретико-концептуальные основы духовно-нравственного развития и воспитания / И.В. Надолинская // Педагогика. - 2012. - № 12. - С.1.
26. Панова Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников как актуальная проблема современного образования/VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015 http://www.scienceforum.ru/2015/1310/15616
27. Подковко Е.Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/540
28. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
29. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2014. – 400с.
30. Серикова Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности / Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль — 2012 — № 6 — с. 136–141
31. Соловьёв В.С. Духовные основы жизни / В.С. Соловьев – М.: Книга по требованию, 2013. – 144 с.
32. Трасенков К.П. Метод проектов в образовательном процессе: особенности применения. М.:Эксмо, 2014 - 215 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст]. / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2018. – 31с.
34. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.
35. Федосеева О.Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников / О.Ю. Федосеева // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 619-622.
36. Хаманова, Н.В. Из опыта работы по духовно – нравственному развитию школьников в современной школе [Текст] / Н. В. Хаманова // Методист. – 2012. - № 5. – С. 33 – 36.
37. Юсупов С.М. Планирование проектной деятельности в школе [текст] // Вестник КГПУ - 2016 - №9 - С. 42-48
38. Якупов В.А Роль педагога в образовательном процесса: опыт применения проектной деятельности в школе. [текст] // Вестник КГУ - 2016 - №9, с. 54