Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Манипуляция является разновидностью психологического воздействия, имеющего целью тайно, скрыто изменить мнения, установки, поведение адресата в интересах манипулятора.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе манипуляция общественным мнением с помощью средств массовой информации имеют существенное влияние на аудиторию. Это обусловлено, в свою очередь, рядом факторов, среди которых повсеместный охват территорий воздействия и многообразие методов и приемов воздействия на общественное мнение.
Целью курсовой работы является изучение особенностей использования методов и приёмов манипуляции аудиторией, на примере газет «Комсомольская правда» и «Российская газета».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие общественного мнения и обозначить роль средств массовой информации в обеспечении влияния на общественное мнение;
- охарактеризовать техники и приёмы манипуляций общественным мнением средствами массовой информации;
- провести анализ материалов статей газеты «Комсомольская правда» на предмет использования методов и приемов манипуляции общественным мнением;
- провести анализ материалов статей газеты «Российская газета» на предмет использования методов и приемов манипуляции общественным мнением.
Объект исследования – общественное мнение.
Предмет исследования - воздействие на общественное мнение с помощью методов и приемов на примере материалов сайтов газет «Комсомольская правда» и «Российская газета».
Глава 1. Теоретические аспекты о манипуляции аудиторией в СМИ
1.1. Понятие общественного мнения и роль средств массовой информации в обеспечении влияния на общественное мнение
Общественное мнение представляет собой форму массового сознания, в которой проявляется отношение к событиям и процессам повседневной действительной жизни со стороны людей. При этом отношение может носить как явный, так и скрытый характер. События и процессы действительной жизни, в определенной мере, затрагивают интересы и потребности людей.
Общественное мнение выражается в публичной форме, оказывая при этом значительное влияние на функционирование общества. Важно заметить, что данное влияние распространяется не только на общество, но также и политическую систему.
Общественное мнение является особым социальным институтом, что обусловлено возможностью гласного и публичного высказывания людей по актуальным проблемам общественной жизни. Высказанная позиция в отношении протекающих общественных и политических отношений отражает суть общественного мнения.
Важно отметить, что общественное мнение выступает как совокупность множества индивидуальных мнений в отношении конкретных вопросов, затрагивающих определенные группы людей.
Общественное мнение, имеет достаточно глубокие исторические корни: оно существовало на протяжении всех исторических эпох, начиная с древних времен, и представляло интерес для философов и мыслителей. Одна из причин интереса общественного мнения для мыслителей – способ социального контроля над деятельностью государства со стороны общества.
Особенно в последнее десятилетие, когда уровень участия мировой общественности в политической сфере достаточно высокий, особый интерес представляет рассмотрение протекающих политических и социальных процессов, через призму общественного мнения.
Общественное мнение принадлежит к числу тех явлений, которые достаточно сложно поддаются всестороннему анализу. Кроме того, ввиду сложности и многогранности общественного мнения, до настоящего момента отсутствует его универсальное определение.
Общественное мнение формируется на основе тиражируемой информации, выступающей в виде различного рода мнений и суждений, определенных убеждений и идеологий, а также слухов, сплетен и др. При этом в формировании общественного мнения особая роль отведена средствам массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). В условиях современного развития общества, характеризуемых наличием потоков информации, многократно возрастает роль электронных СМИ, особенно сконцентрированных в сети Интернет. Наряду с электронными СМИ, существенное значение в распространении информации являются многочисленные социальные сети, блоги, форумы и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Андреева Е.В. Речевое манипулирование как метод воздействия на общественное мнение в период пандемии COVID-19// Филология. Научные исследования, 2021
2.Андриевский В. Роль СМИ в пропаганде. Приемы политического манипулирования - https://ava.md/2021/07/29/vitaliy-andrievskiy-lekcii-speckursa/
3.Довнар Н.Н. Институциональная характеристика правового регулирования СМИ: особенности современного этапа// Вестник Университета имени О. Е. Кутафина , 2019
4.Лебедева Е.Г. Фейковые новости как инструмент манипулятивного воздействия в медиасреде // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2021. 3(81). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/11340 (дата обращения: 20.02.2022).
5.Пономарев Н.Ф. Фейковые новости в контексте постправды // E-Scio. - 2019. - №6. - С.126-133.
6.СМИ в России: потребление и доверие. Аналитический обзор ВЦИОМ. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews.
7.Щеглов А.В., Макарычев В.Н. Манипуляция общественным мнением. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):285-8.